Решение по делу № 33-964/2023 от 14.02.2023

    Судья Бутуханова Н.А. № гражданского дела 2а-623/2022

    Поступило ....                                                                    33-964

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Улан-Удэ                                                10 апреля 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Богдановой И. Ю. и Хаыковой И.К., при секретаре Долонове Ц-Н.Б.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации МО «Кяхтинский район» на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 07 ноября 2022 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Бурдуковской <...> – удовлетворить;

признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации МО «Кяхтинский район» от 15.06.2022 года об исключении семьи Бурдуковской <...> из списков семей – получателей субсидиарных выплат по Государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».

восстановить под № 1 семью Бурдуковской <...> в списках семей – получателей субсидиарных выплат по Государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» в жилищной комиссии Администрации МО «Кяхтинский район»;

возложить на Администрацию МО «Кяхтинский район», Министерство спорта и молодежной политики РБ обязанность по выдаче Бурдуковской <...> свидетельства о праве получения субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения;

возложить на Администрацию МО «Кяхтинский район», Министерство спорта и молодежной политики РБ обязанность по перечислению на банковский счет Бурдуковской <...> суммы жилищной субсидии;

взыскать с Администрации МО «Кяхтинский район» в пользу Бурдуковской Е.В. компенсацию морального вреда в 100 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к ответчику Администрации МО «Кяхтинский район», истец Бурдуковская Е.В. с учетом увеличения исковых требований, просила:

признать незаконным решение Администрации МО «Кяхтинский район» об исключении ее семьи из списка семей – претендентов на получение жилищной субсидии, предусмотренной государственной программой Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия»;

обязать ответчика включить ее семью в список молодых семей – претендентов на получение вышеуказанной жилищной субсидии под №1;

обязать ответчика выдать свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья и произвести перечисление суммы жилищной субсидии на ее банковский счет;

взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в 100 000 рублей.

Иск мотивирован тем, что с 12.05.2016 г. ее семья состояла в очереди на получение жилищной субсидии, предусмотренной Государственной программой Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия». Администрация МО «Кяхтинский район» неоднократно отказывала ей в постановке на учет для получения субсидиарных выплат, ссылаясь на п.1 ст.23, п. «б» ст.22 Постановления Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 года. 14.07.2021 года было вновь вынесено решение о включении ее в очередь молодых семей для получения государственной поддержки для улучшения жилищных условий. Однако 15.06.2022 года ее семья была исключена из указанного Списка семей – получателей субсидиарных выплат в связи с достижением ею 05.06.2022 года полных 36 лет. По указанному факту она обратилась в прокуратуру Кяхтинского района, которая провела проверку и в действиях Администрации МО «Кяхтинский район» выявила нарушения. Истец не согласна с решением Администрации МО «Кяхтинский район» о снятии ее семьи с очереди на улучшение жилищных условий, так как на момент включения ее на очередь на получение субсидии ей не было 35 лет. Кроме того ответчик грубо нарушил сроки рассмотрения ее обращений (заявлений). Ответчик, включив семью истца в списки на получение субсидии 14.07.2021 года, в течение 11 месяцев никаких мер не принимал, дождался, когда 05.06.2022 года ей исполнится 36 лет и исключил ее семью из Списка. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, поскольку в течение 6 лет она была вынуждена снова и снова подавать заявления на получение жилищной субсидии, получать отказы. В результате допущенной волокиты ответчик нарушил ее права, а также права ее троих несовершеннолетних детей.

Гражданское дело было рассмотрено в порядке административного судопроизводства, в ходе которого административным соответчиком привлечено Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия, в качестве заинтересованного лица - муниципальная межведомственная жилищная комиссия Администрации МО «Кяхтинский район»

В судебном заседании истец Бурдуковская Е.В. и ее представитель Иванова О.В. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, направил отзыв.

Иные участники в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился административный ответчик Администрация МО «Кяхтинский район», в апелляционной жалобе ее представитель по доверенности Казакова А.П. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, указывая на обоснованность и законность в действиях ответчика при исключении семьи Бурдуковской Е.В. из Списка претендентов на получение социальной выплаты. В суд представлены все документы из дела заявительницы и обращено внимание, что гр. Бурдуковская Е.В., как семья претендующая на социальные выплаты, не указала доходы отца своих двух несовершеннолетних детей и в ее действиях есть признаки состава преступления как мошенничество. В связи с достижением 05.06.2022 г. возраста 36 лет семья заявителя обоснованно была исключена из Списка претендентов на получение социальной выплаты. До 01.06.2021 г. семья истца до достижения 36 лет не смогла бы получить, так как до нее стояли в очереди еще четыре семьи. По мнению апеллянта, решение суда не подлежит исполнению, так как истцу исполнилось 36 лет, а программа Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» действует только в отношении молодых семей-претендентов до 35 лет. Выдача Свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение жилого помещения неозможна, так как истец не попала в Список семей-претендентов, также отсутствуют основания для перечисления суммы жилищной субсидии на счет Бурдуковской. Автор жалобы признает, что ответчиком были нарушены сроки рассмотрения и руководитель администрации по социальным вопросам Гусляков М.Г. был привлечен к ответственности в виде замечания. По мнению апеллянта, действиями администрации истцу не причинен моральный вред. Сумму компенсации морального вреда ответчик полагает неправомерной и завышенной, так как администрация является бюджетной организацией.

Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 14.02.2023 г. дело передано из административной коллегии Верховного Суда Республики Бурятия в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия.

Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 13.03.2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия, и суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В суде апелляционной инстанции представитель Администрации МО «Кяхтинский район» по доверенности Ишеева Д.Г., принимавшая участие в заседании суда посредством видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Председатель муниципальной межведомственной жилищной комиссии Администрации МО «Кяхтинский район» Гусляков М.Г., принимавший участие в заседании суда посредством видеоконференц-связи, полагал, что решение суда подлежит отмене, суду пояснил, что в 2022 году администрация района включила в Список и направила в Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия четырех претендентов на получение выплат, и выплату получил только один претендент.

Истец Бурдуковская Е.В. и ее представитель Иванова О.В., принимавшие участие в заседании суда посредством видеоконференц-связи, возражали против отмены судебного решения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку дело, рассмотренное в порядке КАС передано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия, и дело рассматривается по нормам гражданского процессуального законодательства, судебная коллегия с учетом предмета и основания иска привлекла к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия.

    Согласно п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В связи с указанным, судебная коллегия полагает, что решение суда, как постановленное с нарушением норм процессуального права, подлежит отмене, рассмотрение данного спора судом апелляционной инстанции подлежит рассмотрению по правилам суда первой инстанции.

При рассмотрении дела по существу судебная коллегия исходит из следующего.

В целях комплексного развития строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия, перехода на программно-целевое планирование расходов республиканского бюджета, в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия" постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 августа 2013 г. N 424 г. утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», которая включает подпрограммы, в том числе подпрограмму 1 "Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия".

В соответствии с данной подпрограммой с целью оказание государственной поддержки на улучшение жилищных условий в виде социальных выплат за счет средств консолидированного бюджета Республики Бурятия предусмотрено выделение субсидии, в том числе, муниципальным образованиям на обеспечение жильем молодых семей, - семьям, в том числе неполным семьям, состоящим из 1 молодого родителя и 1 и более детей, где возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет

Постановлением Правительства РБ от 2 августа 2013 г. N 424 разработаны Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 11 к подпрограмме 1 "Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия" Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия" (далее по тексту Правила).

В соответствии с п. 1 Правил исполнителем мероприятия по обеспечения жильем молодых семей выступает Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия (далее - Исполнитель).

В соответствии с п. 2 Правил социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда); в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив));г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее - жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или строительство жилого дома; д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации; е) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита; ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве), или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее - договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве);з) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве; и) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита).

Согласно п. 3 Правил право молодой семьи - участницы мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно п. 4 выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного Исполнителем для участия в основном мероприятии (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного Исполнителем списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Исполнитель передает в органы местного самоуправления номера свидетельств о праве на получение социальной выплаты в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Исполнителем решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6 Правил).

В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в основном мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Из материалов дела следует, что Бурдуковская Е.В. имеет троих детей, <...>

В данном жилом помещении прописан также гр. <...>.

В списке молодых семей, имеющих право на получение жилищной субсидии, истец Бурдуковская Е.В. с двумя детьми состояла с 12.05.2016 г.

17 марта 2020 г. Бурдуковская Е.В. исключена в связи с отсутствием сведений о том, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Действительно, на момент включения Бурдуковской Е.В. 12 мая 2016 г. в Список, имеющих право на получение жилищной субсидии, последняя на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации МО «Кяхтинский район» не состояла

Впервые встала на такой учет 07 апреля 2021 г.

В соответствии с пунктом 6 Правил, чтобы встать участником программы, необходимо иметь одного ребенка и более, возраст до 35 лет, быть признанной нуждающейся в жилом помещении, иметь доход, который бы позволял получить кредит, либо иные денежных средств, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Следовательно, до 07 апреля 2021 г. Бурдуковская Е.В., не встав на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не имела право быть участником данной программы.

Не могла быть участником данной программы до 07.04.2021 г. еще и потому, что имея в собственности жилое помещение площадью 49,2 кв.м., в котором прописаны <...>. и двое детей истца (третий ребенок родился 17.02.2021 г.), всего в квартире до рождения третьего ребенка были прописаны 4 человек (<...>), семья Бурдуковской Е.В. не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, так как на одного члена семьи истца приходилось по 12,30 кв.м., тогда как учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Кяхта составляет 12 кв.м. на одного человека.

Только в связи с рождением <...>, Бурдуковская Е.В. могла встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как на одного члена ее семьи приходилось 9,84 кв.м. (49,2 /5), что ниже учетной нормы площади жилого помещения 12 кв.м.), необходимой для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Кяхта.

В этой связи до постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – до 07 апреля 2021 г. не имеет значения исключение 17 марта 2020 г. и 27.08.2020 г. истца Бурдуковской Е.В. из числа претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы 1 "Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия" Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия".

Значимым обстоятельством по делу является все обращения истца в администрацию МО «Кяхтинский район» после ее постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть после 07 апреля 2021 г.

Установлено, что 09 апреля 2021 г. Бурдуковская Е.В. обратилась в администрацию МО «Кяхтинский район» с заявлением о включении ее семьи в Список молодых семей- получателей субсидиарных выплат по подпрограмме «Оказание молодым семьям и молодым специалистам государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи рождением третьего ребенка.

Протокольным решением жилищной комиссии от 31 мая 2021 г. Бурдуковской Е.В. отказано во включении ее семьи в данный Список в связи с отсутствием в прилагаемых документах - свидетельства о браке.

В соответствии с п. 20 Правил для участия в мероприятии молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, в том числе копию свидетельства о браке, данные требования не распространяются на неполную семью.

Поскольку Бурдуковская Е.В. не находилась в браке, и в Правилах отсутствуют требования о предоставлении заявителями каких-либо документов, которые бы свидетельствовали, что лицо, подавшее заявление, не находится в зарегистрированном браке, то жилищная комиссия Администрации МО «Кяхтинский район» 31 мая 2021 г. незаконно отказала ей во включении в Список молодых семей - получателей субсидиарных выплат по подпрограмме «Оказание молодым семьям и молодым специалистам государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

Данное решение истцом не обжаловано.

Административным регламентом муниципальной услуги «Предоставление субсидии молодым специалистам и молодым семьям на при обретение (строительство) жилья» Администрации МО «Кяхтинский район» (далее по тексту Административный регламент) предусмотрены сроки проверки предоставленных претендентом документов – 10 рабочих дней со дня регистрации заявления, организация межведомственного взаимодействия - 5 рабочих дней, рассмотрение межведомственной комиссией заявления о признании молодого специалиста или молодой семьи участником Подпрограммы и документов, составление и подписание протокола заседании комиссии – 10 рабочих дней, итого 25 дней, уведомление молодого специалиста или молодой семьи о принятом решении 5 дней (п.2.4).

Между тем, заявление Бурдуковской Е.В. от 09 апреля 2021 г. администрацией МО «Кяхтинский район» с учетом праздничных и выходных дней в мае 2021 г. (с 01 по 10 мая 2021 г.) должно было быть рассмотрено до 25 мая 2021 г. (включительно), а не 31 мая 2021 г., в этой части ответчиком нарушен срок рассмотрения на 6 дней.

Также установлено, что Бурдуковская Е.В. 13.07.2021 г. подала заявление о включении ее семьи в Список семей-претендентов, имеющих право на социальную выплату (молодой семье) с полным пакетом документов.

Решением жилищной комиссии МО «Кяхтинский район» от 14 июля 2021 г. семья Бурдуковской Е.В. включена в Список молодых семей - получателей субсидиарных выплат по подпрограмме «Оказание молодым семьям и молодым специалистам государственной поддержки для улучшения жилищных условий.

Решением этой же комиссии от 15.06.2022 года семья Бурдуковской Е.В. исключена из Списка семей – претендентов на получение жилищной субсидии, предусмотренной государственной программой РБ «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».

Именно данное решение истец оспаривает как незаконное и необоснованное.

Согласно п. 22 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных 19 или 20 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия. О принятом решении молодая семья письменно или в электронной форме посредством Единого портала уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

Согласно п. 25 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки Исполнителю. Порядок формирования списков молодых семей - участников, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья утверждается Исполнителем.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Исполнителем. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п. 26 Правил).

Из приведенных выше норм следует, что Администрация МО «Кяхтинский район» до 01 июня 2022 г. должна была включить семью Бурдуковской Е.В. в Списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (2023 году), и представить этот Список исполнителю – в Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия.

Согласно п. 27 Правил исполнитель (в данном случае Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия) на основании списков молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию основного мероприятия на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Ответственный исполнитель).

Между тем, администрация МО «Кяхтинский район» после вынесения 14 июля 2021 г. решения о включении семьи Бурдуковской Е.В. в Список молодых семей- получателей субсидиарных выплат по подпрограмме «Оказание молодым семьям и молодым специалистам государственной поддержки для улучшения жилищных условий» до 01 июня 2022 г. не указала семью Бурдуковской Е.В., имеющей троих детей, в Списке, подлежащей направлению в Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия, что свидетельствует о нарушении п. 25 Правил.

Вследствие допущенных нарушений Администрацией МО «Кяхтинский район» Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия как исполнитель подпрограммы не рассмотрела семью Бурдуковской Е.В. в числе претендентов на получение субсидиарной выплаты по подпрограмме «Оказание молодым семьям и молодым специалистам государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

И более того, в связи с достижением возраста 36 лет – 05.06.2022 г., Бурдуковская Е.В. незаконно исключена из Списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (2023 году).

Данное обстоятельство, безусловно, нарушает права и законные интересы истца, вследствие чего требования истца в части признания решения жилищной комиссии Администрации МО «Кяхтинский район» от 15.06.2022 года об исключении семьи Бурдуковской Е.В. из Списков семей – получателей субсидиарных выплат по Государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» незаконным и восстановлении истца в данных Списках, подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика в этой части, что Бурдуковская Е.В., достигнув возраста 36 лет, не имела право участвовать в подпрограмме «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия", не состоятельны, так как истец должна была быть включена в Список молодых семей- получателей субсидиарных выплат по подпрограмме «Оказание молодым семьям и молодым специалистам государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на основании заявления от 09 апреля 2021 г., соответственно, в случае выполнения ответчиком требований п. 25 Правил, ее кандидатура могла быть рассмотрена Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия в 2021 г., более того, в случае направления кандидатуры Бурдуковской Е.В. в срок до 01.06.2022 г. на основании ее заявления от 13.07.2021 г. в Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия, ее кандидатура также могла быть рассмотрена в числе претендентов на получение выплат по вышеуказанной подпрограмме, тем более что предельного возраста для участия в подпрограмме истец достигла 05 июня 2022 г.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с п. 2 вышеназванного Пленума Верховного Суда РФ отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, в том числе, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

В соответствии с п. 37 вышеназванного Пленума Верховного Суда РФ вышеназванного Пленума Верховного Суда РФ моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

С учетом того, что установлен факт нарушения прав истца администрацией МО «Кяхтинский район» судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований истца о компенсации морального вреда за счет казны органа с Казны органа местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого возмещения истцу за перенесенные страдания.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.

Учитывая предельный возраст истца для участия в подпрограмме, наличие трех несовершеннолетних детей, обстоятельства дела, характер нарушения прав истца – незаконное исключение из Списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (2021 и 2022 году), судебная коллегия считает возможным определить истцу компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., что будет отвечать принципам разумности и справедливости.

Требования же истца о возложении на Администрацию МО «Кяхтинский район» и Министерство спорта и молодежной политики РБ обязанности выдать ей свидетельство о праве получения субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения и перечислить на ее банковский счет суммы жилищной субсидии, не подлежат удовлетворению, так как данные вопросы подлежат разрешению Министерством спорта и молодежной политики РБ по мере получения из органа местного самоуправления Списков молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Как следует из материалов дела Администрация МО «Кяхтинский район» исключила семью Бурдуковской Е.В. из Списка молодых семей – получателей субсидиарных выплат по Государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», тем самым Министерство спорта и молодежной политики РБ не рассматривала Бурдуковскую Е.В. в качестве претендента на включение в Сводный список молодых семей - участников мероприятия, имеющих право на получение данных выплат.

В связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска в этой части.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 07 ноября 2022 года отменить.

Постановить новое решение.

Признать решение жилищной комиссии Администрации МО «Кяхтинский район» от 15.06.2022 года об исключении семьи Бурдуковской <...> из списков семей – получателей субсидиарных выплат по Государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» незаконным.

Восстановить Бурдуковскую <...> в списках семей – получателей субсидиарных выплат по Государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» в жилищной комиссии Администрации МО «Кяхтинский район».

Взыскать с Администрации МО «Кяхтинский район» за счет казны муниципального образования в пользу Бурдуковской <...> компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

В удовлетворении остальных требований отказать.

    Председательствующий:                        С.Д.Васильева

    Судьи:                                        И.К.Хаыкова

                                            И.Ю.Богданова

33-964/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бурдуковская Евгения Викторовна
Ответчики
МО Кяхтинский район
Министерство спорта и молодежной политики РБ
Другие
Межведомственная жилищная комиссия АМО Кяхтинский район
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
14.02.2023Передача дела судье
13.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
10.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2023Передано в экспедицию
10.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее