Решение по делу № 2а-24/2018 от 28.12.2017

Дело №2а-24/2018

28 марта 2018 года                                                                  г.п. Угольные Копи

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Куцкого К.Г.,

при секретаре судебного заседания Бакулиной К.В.,

в открытом судебном заседании в г.п. Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа 28 марта 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу, старшему государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу Пивкину А.М. о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу №02-006/2016 от 28.12.2016 года,

у с т а н о в и л:

Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотснаб» обратилось в Анадырский районный суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу №02-006/2016 от 28.12.2016 года. В обоснование своих исковых требований указывает, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу проведена проверка на предмет соблюдения ГУП ЧАО «Чукотснаб» законодательства в области охраны окружающей среды на территории участка «Усть-Белая» расположенного в с.п.Усть-Белая Анадырского района Чукотского автономного округа. По результатам проверки выдано предписание №02-006/2016 от 28.12.2016 года, которым на административного истца возложена обязанность в срок до <дата> произвести демонтаж расположенных в с.Усть-Белая двух емкостей ГСМ и контейнерной автозаправочной станции (2 РГС-25, 1 КАЗС-10) из водоохранной зоны реки Анадырь и рекультивацию земельного участка. Административный истец полагает, что в акте проверки и предписании необоснованно утверждается о нарушении ГУП ЧАО «Чукотснаб» п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ, поскольку в силу требований п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ. При этом дата ввода в эксплуатацию 2-х емкостей по 25 куб.м – 26.03.2003 года, автозаправочной станции КАЗС-10 – 18.12.2007 года. В соответствии с ч.1 ст.218 ГК РФ административный истец полагает емкости ГСМ и КАЗС-10 вновь созданным движимым имуществом, в связи с чем для его эксплуатации не требуется разрешения на строительство либо акта ввода в эксплуатацию. Таким образом ГУП ЧАО «Чукотснаб» полагает, что размещение и эксплуатация автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей по 25 куб.м в пределах водоохраной зоны реки Анадырь не противоречит действующему законодательству в области охраны окружающей среды. Помимо этого 14.06.2012 года ГУП ЧАО «Чукотснаб» получено согласование отдела государственного контроля, надзора, охраны водных ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу на размещение в водоохраной зоне склада нефтебазы участка «Усть-Белая» в состав которого входят КАЗС-10 и 2 емкости по 25 куб.м, (что подтверждается паспортом нефтебазы ГУП ЧАО «Чукотснаб» участка «Усть-Белая») при условии соблюдения всех природоохранных мероприятий направленных на снижение негативного воздействия на водные биологические ресурсы. В ходе проверки существенных нарушений экологических норм, приведших к загрязнению либо реальной угрозе загрязнения водного объекта выявлено не было. Административный истец ГУП ЧАО «Чукотснаб» просит суд признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу №02-006/2016 от 28.12.2016 года.

Согласно письменному дополнению к административному исковому заявлению от 13.06.2017 года (т.2 л.д.212-213) административный истец поясняет, что контейнерная автозаправочная станция представляет собой технологическую систему, предназначенную для заправки транспортных средств жидким топливом, характеризующуюся надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие, в связи с чем не является объектом экологической экспертизы, объектом капитального строительства, на него не требуется разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию.

Аналогичные административному исковому заявлению доводы приведены административным истцом в отзыве от 27.03.2018 года. Дополнительно административный истец поясняет, что земельный участок . на котором расположена КАЗС-10 фактически использовался ГУП ЧАО «Чукотснаб» с 30.11.2016 года.

В своем отзыве от 07.04.2017 года (т.1 л.д. 105 – 117) на административное исковое заявление административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу возражает против доводов ГУП ЧАО «Чукотснаб», указывая, что оно наделено необходимыми полномочиями, правомерно и на законных основаниях выдало предписание административному истцу. Ширина водоохранной зоны реки Анадырь составляет 200 метров, при этом автозаправочная станция находится и эксплуатируется на расстоянии 7-10 метров от береговой линии. Земельный участок, на котором расположена КАЗС-10, не зарегистрирован в Чукотском отделе Росреестра по Магаданской области. ГУП ЧАО «Чукотснаб» разместило и эксплуатирует АЗС в отсутствие правовых оснований на размещение АЗС в водоохранной зоне, с существенными нарушениями экологических требований. Данная деятельность истца не согласована с Амурским территориальным управлением Росрыболовства.

Определением от 10.01.2018 года на основании положений ч.2 ст.221 КАС РФ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено должностное лицо выдавшее предписание №02-006/2016 от 28.12.2016 года - старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу Пивкин А.М. (т.3 л.д.101).

В своих пояснениях от 14.02.2018 года (т.3 л.д.172 – 175) на административное исковое заявление административные ответчики Пивкин А.М. и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу указывают на очевидность расположения АЗС в водоохранной зоне, что подтверждается представленными фотографиями объекта, картами и схемами, представленными суду по запросам Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу, показаниями GPS-навигатора, представленными ГУП ЧАО «Чукотснаб» приложениями к Договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 30.11.2016 года ..

Согласно выраженной в письменной форме правовой позиции от 21.03.2018 года административные ответчики Пивкин А.М. и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу поясняют, что при предъявлении административного иска ГУП ЧАО «Чукотснаб» представило суду документы, которые отсутствовали на момент проведения проверки сотрудниками Росприроднадзора. Ответчики полагают, что имущественный комплекс включающий в себя КАЗС-10 и емкости ГСМ представляет собой объект недвижимого имущества.

Административный истец ГУП ЧАО «Чукотснаб» в судебное заседание своего представителя не направил. О месте и времени проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу в судебное заседание своего представителя не направил. О месте и времени проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу Пивкин А.М. в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В период 01.12.2016 – 28.12.2016 года сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу проведена плановая выездная проверка соблюдения ГУП ЧАО «Чукотснаб» природоохранного законодательства. По результатам проверки составлен Акт от 28.12.2016 года ., выявлены нарушения проверяемым юридическим лицом требований п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ, ч.1 ст.46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ выразившиеся в эксплуатации ГУП ЧАО «Чукотснаб» автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей для хранения топлива по 25 куб.м, расположенных в сельском поселении Усть-Белая Анадырского района на расстоянии 7-10 метров от правой береговой линии водного объекта (реки Анадырь), то есть в пределах двухсотметровой водоохраной зоны реки Анадырь. На основании вышеуказанного акта выдано Предписание от 28.12.2016 года . которым на ГУП ЧАО «Чукотснаб» возложена обязанность в срок до <дата> произвести демонтаж расположенных в с.Усть-Белая двух емкостей ГСМ и контейнерной автозаправочной станции (2 РГС-25, 1 КАЗС-10) из водоохранной зоны реки Анадырь и рекультивацию земельного участка.

Пункт 70 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 года N 191, содержит требования предъявляемые к предписанию об устранении выявленного нарушения в сфере природоохранного законодательства, согласно которым в предписании должны быть указаны:

- дата и место составления предписания;

- дата и номер акта проверки, на основании которого выдается предписание;

- ФИО и должность лица, выдавшего предписание;

- наименование и реквизиты проверяемого юридического лица, ФИО, должность законного представителя проверяемого юридического лица (или ФИО проверяемого физического лица или его представителя);

- содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено), срок исполнения;

- сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения, либо отметка об отправлении предписания почтой.

Как установлено судом, оспариваемое Предписание от 28.12.2016 года . соответствует вышеуказанным требованиям в полном объеме.

Грубых нарушений при проведении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу проверки в период 01.12.2016 – 28.12.2016 года ГУП ЧАО «Чукотснаб», предусмотренных ч.2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в силу положений части первой указанного закона являющихся основанием отмены результатов проверки, судом также не установлено.

Оценивая содержащиеся в административном исковом заявлении доводы о правомерности эксплуатации ГУП ЧАО «Чукотснаб» двух емкостей ГСМ (РГС-25) и контейнерной автозаправочной станции (КАЗС-10) находящихся водоохранной зоне реки Анадырь, суд приходит к следующему.

Статьей 65 ВК РФ определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно п.3 ч.4 ст.65 ВК РФ ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек и ручьев протяженностью от 50 км и более – в размере 200 метров.

В соответствии с положениями ч.13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Согласно письму Отдела водных ресурсов по Чукотскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 02.02.2018 года № 67 (т.3 л.д.111) протяженность реки Анадырь составляет 1150 км. В связи с этим, для реки на всем её протяжении в границах муниципальных образований установлена водоохранная зона 200 метров. Прибрежная защитная полоса установлена шириной 30, 40, 50 метров в зависимости от уклона берега. Ширина водоохраной зоны реки Анадырь в границах сельского поселения Усть-Белая Анадырского района составляет 200 метров. Аналогичные сведения содержатся в Государственном водном реестре по речному бассейну Анадырь с указанием ширины береговой полосы в границах сельского поселения Усть-Белая Анадырского района – 20 метров.

Как следует из материалов дела, определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Анадырь в границах поселений с.Марково, с.Краснено, с.Ламутское, с.Снежное, с.Усть-Белая Анадырского муниципального района осуществлялось в 2012 году специалистами ООО Научно-производственная компания «СеверПроект».

Согласно письменным объяснениям ООО Научно-производственная компания «СеверПроект» от 16.03.2018 года, в соответствии с Приказом Минэкономразвития № 164 от 23.03.2016 года положение береговой линии (границы водного объекта) обеспечиваются перечнем координат характерных точек. Поскольку работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Анадырь проводились в 2012 году на момент их проведения подобных требований не существовало, в связи с чем каталог координат береговой линии не был сформирован.

Из представленного суду административным ответчиком Акта обследования территории (акватории) от 10.10.2017 года (т.3 л.д. 192-193) следует, что комплекс КАЗС-10 и РГС-25 расположен на территории сельского поселения Усть-Белая не далее чем в 10 метрах от уреза воды реки Анадырь. Указанный факт также подтверждается представленными суду фотоматериалами, изготовленными в ходе осуществления указанного обследования (т.3 л.д. 194-195, 248-230), картографическими материалами (т.3 л.д.227, 244-247) и не оспаривается административным истцом.

Согласно п.3 Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 N 164 "Об утверждении требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)" при определении местоположения береговой линии в качестве картографической основы используются топографические или морские карты соответствующей территории наиболее крупного масштаба.

В судебном заседании исследован оригинал топографической карты масштаба 1:10000 (т.3 л.д. 227) составленной по результатам выполнения ООО Научно-производственная компания «СеверПроект» работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Анадырь (приложение к отчету (т.3 л.д. 198)). На карте отражены границы водоохранных зон, прибрежные защитные полосы, береговые полосы, урез воды (в метрах), местоположение знаков «водоохранная зона», «прибрежная защитная полоса». Как следует из содержания указанной карты водоохранная зона охватывает территорию от уреза воды реки Анадырь до середины сельского поселения Усть-Белая. То есть большая часть жилых домов и иных строений указанного населенного пункта размещены в пределах водоохранной зоны. Тоже самое относится к принадлежащему ГУП ЧАО «Чукотснаб» комплексу автозаправочной станции в составе КАЗС-10 и двух емкостей РГС-25, расположенному, как установлено выше, в пределах территории сельского поселения Усть-Белая в 10 метрах от уреза воды. Также нахождение указанного имущественного комплекса в пределах водоохранной зоны косвенно подтверждается указанием ГУП ЧАО «Чукотснаб» на данный факт в административном исковом заявлении (т.1 л.д. 2-3).

В связи с установлением в судебном заседании вышеуказанных обстоятельств доводы административного истца о невозможности определения границ водоохранной зоны по причине отсутствия информации о регистрации указанной зоны и границ прибрежных защитных полос в Едином государственном реестре недвижимости являются несостоятельными.

В соответствии с положениями п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и ВК РФ), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.

В обоснование своего довода о том, что размещение и эксплуатация автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей по 25 куб.м в пределах водоохраной зоны реки Анадырь не противоречит действующему законодательству в области охраны окружающей среды, административный истец ссылается на п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ», согласно которому допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ.

Как следует из материалов дела ГУП ЧАО «Чукотснаб» приобрело контейнерную автозаправочную станцию на основании Договора поставки № 24/07-МТР заключенного с ООО «ХСМ Сервис» 20.06.2007 года (т.2 л.д. 60 - 63).

Основываясь на содержании ведомости амортизации основных средств и актов формы ОС-1а административный истец указывает в качестве даты ввода в эксплуатацию 2-х емкостей по 25 куб.м – 26.03.2003 года, автозаправочной станции КАЗС-10 – 18.12.2007 года.

Суд согласен с утверждениями административного истца о том, что контейнерная АЗС-10 и две емкости РГС-25 относятся к категории движимого имущества, поскольку перемещение указанных объектов возможно без причинения несоразмерного ущерба их назначению (п.1 ст.130 ГК РФ).

При этом ссылку административного истца на п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» суд полагает несостоятельной, поскольку данная норма неприменима для регулирования вопросов размещения в водоохраной зоне мобильных (движимых) АЗС, приведение порядка эксплуатации которых в соответствие требованиям п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ не представляет для владельцев особых затруднений. Положения п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» изначально ориентированы на обеспечение защиты интересов владельцев стационарных АЗС, прочно связанных с землей технологических комплексов, снос которых и строительство вне пределов водоохраной зоны предполагают значительные затраты, длительный перерыв технологических процессов и т.п. Иное толкование данной нормы необходимо повлекло бы за собой возможность бесконтрольного размещения и эксплуатации мобильной (движимой) АЗС в пределах водоохраной зоны любого водного объекта РФ в любой период времени (в том числе и будущий), любым хозяйствующим субъектом, владеющим указанной мобильной АЗС с постановкой на баланс до 21.10.2013 года, что со всей очевидностью противоречит целям и задачам природоохранного законодательства, а также закрепленному в ст.3 ВК РФ принципу приоритета охраны водных объектов перед их использованием.

При таких обстоятельствах, суд полагает содержание предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу №02-006/2016 от 28.12.2016 года о необходимости демонтажа контейнерной АЗС-10, двух емкостей ГСМ РГС-25 расположенных в сельском поселении Усть-Белая, с перемещением их за пределы водоохранной зоны реки Анадырь и осуществлении рекультивации земельного участка соответствующим положениям п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ и не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления ГУП ЧАО «Чукотснаб» о признании данного предписания незаконным и его отмене

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать Государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа «Чукотснаб» в удовлетворении административных исковых требований предъявленных к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу, старшему государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу Пивкину А.М. о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу №02-006/2016 от 28.12.2016 года.

Решение может быть обжаловано в Суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                .                    К.Г. Куцкий

.

.

.

.

2а-24/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГУП ЧАО "Чукотснаб"
Ответчики
Управление Росприроднадзора по Чукотскому АО
Пивкин А.М.-старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу
Суд
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа
Судья
Куцкий Кирилл Геннадьевич
Дело на сайте суда
anadyr.chao.sudrf.ru
28.12.2017Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.12.2017Передача материалов судье
10.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2018Предварительное судебное заседание
05.02.2018Предварительное судебное заседание
21.02.2018Судебное заседание
06.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Судебное заседание
21.03.2018Судебное заседание
28.03.2018Судебное заседание
28.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2018Дело оформлено
16.07.2018Дело передано в архив
28.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее