№ 2-2456/2023
67RS0003-01-2023-002334-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2023 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в
составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,
при секретаре (помощнике судьи) Макриденкове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области – Макарова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Семеновой Л.В., её представителя Кочкуровой Е.С., возражавших по существу апелляционной жалобы,
установила:
Семенова Л.В. обратилась в суд с иском к ОСФР Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что 17.08.2021 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением №154948/21 от 01.02.2022 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения.
Отказано во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина, из-за не получения от компетентных органов Украины в трехмесячных срок документов по запросам пенсионного фонда.
Просила признать указанный период работы подлежащим включению в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, признать право на досрочное назначение страховой пенсии, а также взыскать с ответчика понесенные почтовые расходы в размере 78 руб. 40 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец Семенова Л.В. и ее представитель Кочкурова Е.С. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Дополнительно истец пояснила, что в настоящее время продолжает работать.
Представитель ответчика ОСФР по Смоленской области – Дербанова О.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований истца, поддержав письменные возражения на исковое заявление. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 27.06.2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик обязан зачесть в специальный стаж работы Семеновой Л.В. дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина в календарном исчислении.
Признан днем возникновения права Семеновой Л.В. на досрочную страховую пенсию по старости 19.05.2022 и назначена досрочная пенсия в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях с исчислением четырехлетнего периода ожидания начиная с 19.05.2022.
Взыскано с ответчика в пользу Семеновой Л.В. в возмещение почтовых расходов 78 руб. 40 коп., в возврат уплаченной госпошлины 300 рублей, а всего 378 рублей 40 коп.
В апелляционной жалобе представитель пенсионного органа просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 17.08.2021 Семенова Л.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Смоленске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа №154948/21 от 01.02.2022 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия права. На дату обращения – 17.08.2021 стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 25 лет 05 месяца 07 дней.
Указанным решением не зачтен, в том числе, период с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина, поскольку из компетентных органов республики Украина не поступили ответы на запросы Управления в установленный трехмесячный срок.
Решением №154948/21/1 от 13.06.2023 внесены изменения в решение об отказе в установлении страховой пенсии от 01.02.2022 №144948/21, в соответствии с которым пенсионным органом ошибочно включен в льготный стаж период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 25.05.1999 по 31.05.1999. Таким образом, стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 25 лет 05 месяцев 01 день.
Согласно представленной трудовой книжки серии АТ-V №4434754 Семенова (Покоюк) Л.В. 05.08.1987 приказом №17-л от 05.08.1987 зачислена на должность лаборанта лаборатории МСЧ №1 Славутич в Медсанотдел №126 МЗ СССР (запись №1).
Приказом №50-к от 16.05.1988 медсанотдел №126 переименован в Медико-санитарную часть №126. Приказом №40 от 10.06.1988 Медико-санитарная часть №126 реорганизована в Центральную медико-санитарную часть №126 МЗ СССР.
С 11.08.1988 истец приказом №154-л переведена на должность фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории (запись №4).
Приказом №167 от 09.12.1991 ЦМСЧ-126 ЗГУ МОЗ СРСР переименована в Центрально-специализированную медико-санитарную часть (ЦСМЧС) №5 МОЗ Украины г. Славутич.
С 02.01.1992 приказом №9-л переведена на должность старшего фельдшера-лаборанта этой же лаборатории (запись №6).
В соответствии с записью №7 с 24.05.1993 приказом №694-л от 14.05.1993 переведена на должность фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории.
Приказом №203-л от 27.10.1994 уволена по собственному желанию 28.10.1994 (запись №8).
Ответчик, отказывая во включении указанных периодов, ссылается на то, что с 01.01.1991 периоды работы должны подтверждаться компетентными органами Республики Украина, а также для включения указанных периодов в специальный стаж, необходима информация о том, учитывается или учитывался при установлении досрочной страховой пенсии по старости данный период в Республике Украина.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Учитывая приведенные положения пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р, и отметив, что в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464
При исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «н» п. 1 Постановления №665, - применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 №464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно – профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что не оспаривают должность и вид деятельности истца в спорный период, а не зачли спорный период по тем основаниям, что не имеется справок (л.д. 81).
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, установленные судом на основе представленных доказательств, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж работы истца периода с 01.01.1991 по 28.10.1994 в качестве лаборанта, фельдшера-лаборанта медсанчасти №126 МЗ СССР г. Славутич Украина.
Доводы апелляционной жалобы о том что, в настоящее время между Украиной и Российской Федерацией отсутствуют международные соглашения пенсионного обеспечения, с учетом выхода Российской Федерации с 1 января 2023 г. из Соглашения СНГ, как и то, что периоды работы истца после 1 января 1991 г. могут быть зачтены, только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонда Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, как основанные на неверном толковании норм материального права в силу следующего.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Названные положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Украины, были учтены судом первой инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие у Семеновой Л.В. подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной деятельности, судом установлен и ответчиком не оспаривался.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж истца указанный в трудовой книжке период работы с 01.01.1991 по 28.10.1994, суд первой инстанции, применив положения статей 11, 12, 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992г., действовавшего до 01 января 2023г., исходил из того, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в связи с чем установленный факт принадлежности трудовой книжки истцу позволяет учитывать указанные в ней периоды работы истца при оценке его пенсионных прав на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом суд учел, что период работы истца, прибывшей в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения 13.03.1992, и имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
В окончательной форме определение изготовлено <дата>.