07 сентября 2023 года <адрес>
Александровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Крикуновой О.П.,
при секретаре ФИО4,
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО2,
представителя ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный комплекс» ФИО5, действующего на основании Устава и приказа МКУ Отдел культуры, спорта и молодежной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №лс,
представителя ответчика <адрес> ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, действительной до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Александровского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Физкультурно-спортивный комплекс», Администрации Александровского района Томской области о возложении обязанности устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Александровского района Томской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику Муниципальному бюджетному учреждению «Физкультурно-спортивный комплекс» (далее по тексту – МБУ «ФСК», ответчик, учреждение) о возложении обязанности устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Просил обязать МБУ «ФСК» в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты – спортивный комплекс, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью 1107,4 кв.м., а именно:
- разработать проектную документацию на автоматическую установку пожарной сигнализации на объекте защиты;
- смонтировать автоматическую установку пожарной сигнализации на объекте защиты в соответствии с разработанной проектной документацией;
- обеспечить автоматический контроль линий связи системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на обрыв и короткое замыкание.
В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения МБУ «ФСК» требований законодательства о пожарной безопасности. Установлено, что нежилое здание, общей площадью 1107.4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположен спортивный комплекс, <адрес> передано МБУ «ФСК» в безвозмездное временное пользование недвижимым имуществом по договору от ДД.ММ.ГГГГ №-БП. Ответчиком МБУ «ФСК» с ДД.ММ.ГГГГ не исполняется представление об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №/№. На объекте защиты спорткомплекс МБУ «ФСК» не в полной мере создана система обеспечения пожарной безопасности, которая должна включать систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. На объекте не осуществляется комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту людей и имущества от пожара, что создаёт угрозу жизни и здоровья для неопределённого круга лиц, особенно для жизни детей. Неустранение указанных нарушений может привести к необратимым последствиям, в том числе человеческим жертвам. Дальнейшая эксплуатация здания без устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности подвергает опасности жизнь и здоровье работников объекта защиты и лиц, посещающих данный объект.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, привлечено ООО «Томскгеонефтегаз».
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать МБУ «Физкультурно-спортивный комплекс» <адрес> устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Просил возложить на <адрес> обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным учреждением «Физкультурно-спортивный комплекс» мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Представитель ответчика МБУ «ФСК» ФИО5 исковые требования признал в полном объеме, просил предоставить срок для устранения нарушений до конца 2024 года.
Представитель ответчика <адрес> ФИО6 исковые требования не признала, пояснив, что объект необходим для обучающихся и работников образовательной организации, но на администрацию района не может быть возложено обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. Полагала, что собственник объекта должен разработать проектную документацию и смонтировать установку пожарной сигнализации. Кроме того, в бюджете <адрес> не заложены денежные средства на изготовление проекта и установку пожарной сигнализации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, <адрес>» о месте и времени судебного заседании извещен своевременно и надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки его представителя.
При этом информация о рассмотрении настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте <адрес> (раздел "Судебное делопроизводство") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, <адрес>».
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Свои выводы суд основывает на следующем.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с положениями статей 34, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.
В соответствии с пунктом 15 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" объектом защиты является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая здания, сооружения, изделия и иное имущество), к которой установлены, или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пунктами 15, 22 части 3 статьи 28, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации, а также иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статей 28, 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании в Российской Федерации» в обязанности образовательной организации входит решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности и здоровья обучающихся на территории образовательной организации.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", здание должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе его эксплуатации исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание.
Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной либо в случае, если в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным законом, либо если в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что МБУ «Физкультурно-спортивный комплекс» <адрес> является юридическим лицом, некоммерческой организацией. Его учредителем является муниципальное образование «<адрес>» (пункты 1.2, 1.3, 1.6 Устава), утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Видами деятельности МБУ «ФСК» являются:
- физкультурно-оздоровительная деятельность, в том числе, организация физкультурных секций и проведение в них тренировочных занятий; проведение физкультурных и спортивно-массовых мероприятий, а также организация работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения;
- деятельность спортивных объектов;
- прочая деятельность в области спорта, в том числе: организация работы спортивно-патриотического клуба <адрес>» имени ФИО10, спортивно-технического клуба «<адрес>», для проведения в них учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий в <адрес>; создание условий для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других, участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц; обеспечение спортсменам и тренерам необходимых условий для тренировок, формирование, подготовка сборных команд района, обеспечение их участия в соревнованиях различного уровня, а также содействие иным образом этим лицам в достижении высоких спортивных результатов;
- прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха (пункт 2.4 Устава).
Нежилое здание, спортивный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1107,4 кв.м., передано муниципальному образованию «<адрес>» по соглашению о государственно-частном партнерстве между муниципальным образованием «<адрес>» (публичный партнер) и ООО «<адрес>» (частный партнер) от ДД.ММ.ГГГГ.
По договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №-БП, заключенному между муниципальным образованием «<адрес>» (ссудодатель) и МБУ «Физкультурно-спортивный комплекс» <адрес> (ссудополучатель), здание передано в безвозмездное временное пользование (по ДД.ММ.ГГГГ) МБУ «ФСК» с целью обеспечения условий для развития на территории <адрес> физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.
Согласно пункту 2.2.2 данного Договора имущество предоставляется муниципальному бюджетному учреждению Физкультурно-спортивный комплекс» со всеми его принадлежностями в исправном техническом состоянии. Объект защиты передан <адрес> МБУ «ФСК» без проектной документации на автоматическую установку пожарной сигнализации на объект защиты, а также в техническом неисправном состоянии.
Согласно пунктам 2.2.4, 2.26, 2.2.7 соглашения о государственно-частном партнерстве и пунктам 2.4.4, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7 договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №-БП МО «<адрес>» и МБУ «ФСК» взяли на себя обязанность поддерживать в исправном состоянии указанное здание, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, и обеспечивать их сохранность. А также за свой счет производить текущий ремонт занимаемого объекта. Кроме того, приняли на себя обязанность соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности.
<адрес> в рамках осуществления надзора за соблюдением прав несовершеннолетних при организации образовательного процесса проведена проверка соблюдения требований пожарного законодательства на объектах с массовым пребыванием людей. Установлены нарушения МБУ «ФСК» требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- автоматическая установка пожарной сигнализации на объекте защиты смонтирована без проектной документации (ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ);
- не обеспечен автоматический контроль линий связи системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на обрыв и короткое замыкание, а именно прибор управления не информирует о нарушении uелостности линии и коротком замыкании линии оповещения (п. 3.4 СП 3.13130.2009, П. 7.4.1 ФИО7 53325-2012, ст. 84 Федерального закона №-ФЗ);
- помещения комплекса не оборудованы дымовыми пожарными извещателями (дымовые пожарные извещатели, питаемые по шлейфу пожарной сигнализации и имеющие встроенный звуковой оповещатель, рекомендуется применять для оперативного, локального оповещения и определения места пожара в помещениях, в которых одновременно выполняются следующие условия: основным фактором возникновения очага загорания в начальной стадии является появление дыма, в защищаемых помещениях возможно присутствие людей) (линейные дымовые ИП следует применять для зашиты помещений высотой до 21 м. Расстояние между оптической осью из вещателя и стеной должно составлять не более 4,5 м, между оптическими осями - не более 9,0 м. При расположении оптических осей под углами максимальное расстояние между ними, а также между ними и стенами определяется по проекции на горизонтальную плоскость) (спортивный зал комплекса) (пп, 6,6.18, 6.2.6, 6.6.5 абз. 5 СП 484.1311500.2020, ст. 84 Федерального закона №-ФЗ).
А поэтому на объекте защиты спорткомплекс МБУ «ФСК» не в полной мере создана система обеспечения пожарной безопасности, которая должна включать систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. На объекте не осуществляется комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту людей и имущества от пожара, что создаёт угрозу жизни и здоровья для неопределённого круга лиц, особенно для жизни детей. Неустранение указанных нарушений может привести к необратимым последствиям, в том числе человеческим жертвам. Дальнейшая эксплуатация здания без устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности подвергает опасности жизнь и здоровье работников объекта защиты и лиц, посещающих данный объект.
Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, а также представленными письменными доказательствами: представлением и.о. прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №/№ об устранении нарушений законодательства, сообщением ответчика МБУ «ФСК» от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении руководителя МБУ «ФСК»,
Данные обстоятельства ответчиками не оспорены, доказательств обратному не представлено.
Доводы представителя ответчика <адрес> о том, что указанный ответчик не является надлежащим, суд находит несостоятельными.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.
<адрес> является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а также по обеспечению условий для развития на территории <адрес> физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий <адрес> (Устав МО).
А поэтому на <адрес> должна быть возложена обязанность по финансированию устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности на объекте защиты – спортивный комплекс.
На момент рассмотрения дела в суде ответчиками не исполнена обязанность по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В результате их бездействия нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, жизни и здоровью которых создается угроза причинения вреда. Ответчиками при эксплуатации объекта защиты не исполняются требования законодательства по обеспечению пожарной безопасности. Ответчиков следует обязать, устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, указанные в настоящем иске (заявлении), поскольку они являются условием формирования реальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в тот или иной момент времени в помещении объекта, причинения вреда имуществу граждан и юридических лиц.
А поэтому исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Сторона ответчиков просила предоставить срок для исполнения решения до конца ДД.ММ.ГГГГ года.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных на ответчика обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени, суд приходит к выводу о необходимости установить ответчику срок для исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ, что является разумным и достаточным.
Согласно статье 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что истец в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обращении в суд с исковым заявлением, а ответчик <адрес> в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, то суд в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика МБУ «ФСК» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Физкультурно-спортивный комплекс», <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, удовлетворить полностью.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Физкультурно-спортивный комплекс» (ОГРН №) устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты – спортивный комплекс, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 1107,4 кв.м., а именно:
- разработать проектную документацию на автоматическую установку пожарной сигнализации на объекте защиты;
- смонтировать автоматическую установку пожарной сигнализации на объекте защиты в соответствии с разработанной проектной документацией;
- обеспечить автоматический контроль линий связи системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на обрыв и короткое замыкание.
Возложить на <адрес> (№) обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным учреждением «Физкультурно-спортивный комплекс» мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Установить ответчикам срок для выполнения возложенных судом обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный комплекс» (ОГРН №) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Александровский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Крикунова О.П.
****
****
****
****
****