Дело №2-1871/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17 декабря 2018 года Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Тощевой Е.А.,
при секретаре – Сенокосовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крымской транспортной прокуроры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному Государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» в лице обособленного подразделения «Центр организации работы железнодорожных вокзалов», Федеральному Государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» об устранении нарушений законодательства в части надлежащего оборудования железнодорожного вокзала Евпатория, -
у с т а н о в и л:
Крымская транспортная прокуратура обратилась с вышеуказанным иском.
Исковые требования мотивированны тем, что Крымской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю, проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов на доступ к объектам транспортной инфраструктуры в деятельности Обособленного подразделения «Центр организации работы железнодорожных вокзалов» Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» (далее - ОП «ЦЖВ» ФГУП «КЖД») в части содержания железнодорожного вокзала «Евпатория». В ходе проведения проверки установлено, что при обслуживании пассажиров на железнодорожном вокзале «Евпатория» не обеспечивается равный доступ инвалидов к инфраструктуре железнодорожного транспорта. В ходе проверки железнодорожного вокзала «Евпатория» установлены следующие нарушения: - в нарушение п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03, отсутствует пандус для перемещения в здание вокзала; - в нарушение п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03, отсутствуют пиктограммы для маломобильных групп населения, указывающие направление к пандусу, ведущему в здание вокзала, в здание кассового павильона и к туалету, отсутствуют на двери в санузел для инвалидов; - в нарушение п. 3.1.17 и п. 3.2.7 СП 2.5.1198-03, отсутствуют мобильные подъемники для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; - в нарушение п. 3.1.11 СП 2.5.1198-03, в здании железнодорожного вокзала отсутствует медицинский пункт; - в нарушение п. 6.2.8 СП59.13330 на проступях краевых ступеней лестничных маршей в здании вокзала и кассового павильона отсутствуют противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени; - в нарушение 8.4.12 СП59.13330 граница опасной зоны у края платформы со стороны путей не имеет визуальное и тактильное обозначение, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающие тактильные указатели. При применении тактильных указателей, контрастных по отношению к покрытию пассажирской платформы, использование сигнальной полосы необязательно. Крымской транспортной прокуратурой в 2014 году проводились проверки исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов на обеспечение равного доступа к услугам, оказываемым на железнодорожном транспорте в деятельности железнодорожного вокзала «Евпатория» по результатам проверки в адрес начальника ГП «Крымская железная дорога» было внесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Вышеуказанные нарушения существенно ограничивают и нарушают права инвалидов, гарантированные стст. 6, 7, 17, 39 Конституции Российской Федерации, согласно которым инвалиды имеют равные права и свободы с остальными гражданами.
03 декабря 2018 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУП «Крымская железная дорога».
В судебном заседании помощник прокурора – Игнатов Ю.И. поддержал исковые требования прокуратуры, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФГУП «КЖД» - Скакова Л.В. в судебном заседании исковые требования признала, однако просила продлить срок исполнения решения суда в части оборудования и оснащения вокзала Евпатория медицинским пунктом и мобильным подъемником для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон до 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно актом проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов на доступ к объектам транспортной инфрастуктуры в ОП «Центр организации работы железнодорожных вокзалов» ФГУП «Крымская железная дорога» от 14.09.2018г. Об обязании ФГУП «Крымская железная дорога» надлежаще оборудовать железнодорожный вокзал «Евпатория» ОП «Центр организации работы железнодорожных вокзалов» ФГУП «Крымская железная дорога» в части беспрепятственного доступа инвалидов.
Статьей 9 Конвенции «О правах инвалидов» (ООН, 2006, ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ), провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В соответствии со ст.ст.2, 3 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 ФЗ №181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона Республики Крым от 29.12.2016г. №330-ЗРК/2016 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Республике Крым», органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также к предоставляемым в них услугам.
Согласно ст.80 Федерального закона от 10.01.20103 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
В соответствии с п.2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.12.2013 №473, перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Конкретные требования к зданиям и сооружениям, направленные на обеспечение доступности для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями передвижения, установлены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 №12 «О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» (далее - СП 2.5.1198-03).
Кроме этого, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр утверждены и введены в действие СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Также пунктом 1.8 Устава ФГУП «Крымская железная дорога» предусмотрено, что Предприятие от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4.1 Устава ФГУП «КЖД» предприятие осуществляет определенную настоящим Уставом деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами.
Согласно п.4.4 Устава ФГУП «КЖД» предприятие в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность, в том числе за нарушение санитарно-гигиенических норм.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать ФГУП «Крымская железная дорога» надлежаще оборудовать железнодорожный вокзал «Евпатория» ОП «Центр организации работы железнодорожных вокзалов» ФГУП «Крымская железная дорога» в части беспрепятственного доступ инвалидов.
Из вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Определяя в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок – 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая, что в более короткий срок исполнение решения с учетом необходимости финансирования, получения различных согласований затруднительно.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд –
р е ш и л:
Исковые требования Крымской транспортной прокуроры - удовлетворить.
Возложить на Федеральное Государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать и оснастить железнодорожный вокзал Евпатория: - пандусом для перемещения инвалидов со стороны центрального входа в здание вокзала; - пиктограммами для маломобильных групп населения, указывающими направление к пандусу, ведущему в здание вокзала, в здание кассового павильона и к туалету; - медицинским пунктом; - мобильным подъемником для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; -противоскользящими полосами на проступях краевых ступенейлестничных маршей в здании вокзала и кассового павильона; - визуальным и тактильным обозначением границы опасной зоны у краяплатформы со стороны путей, выполненным контрастной по отношению кпокрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой.
Взыскать с Федерального Государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Председательствующий судья:
Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2018 года.