Судья Алтунин А.В. |
Дело № 33а-8559/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 18 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В.,
судей Холодной Е.И., Хожаиновой О.В.,
при секретаре Савочкиной С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-1893/2021 по административному исковому заявлению Бруня В.С., Бруня С.П., Брунь Т.И., Липиной Т.О., Нечитайло Е.П,, Сахнюка В.А., Сахнюк Е.С., Сергеева Е.О. к Совету министров Республики Крым о признании решений незаконными, заинтересованные лица: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Противотуберкулезный санаторий «Красный маяк», Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым,
по апелляционной жалобе Бруня В.С., Бруня С.П., Брунь Т.И., Липиной Т.О., Нечитайло Е.П., Сахнюка В.А,, Сахнюк Е. С., Сергеева Е.О. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 мая 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Брунь В.С., Брунь С.П., Брунь Т.И., Липина Т.О., Нечитайло Е.П., Сахнюк В.А., Сахнюк Е.С., Сергеев Е.С. обратились в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным и отменить распоряжение Совета Министров Республики Крым от 22 октября 2020 года № 1674-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 27 августа 2019 года № 1054-р» в части включения в приложение к распоряжению: в строку 3 нежилого помещения № 1 по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Симеиз, ул. Советская, д. 35, площадью 6,1 кв.м; признать незаконным и отменить распоряжение Совета Министров Республики Крым от 20 ноября 2020 года № 1899-р «О вопросах управления имуществом Республики Крым» в части включения в приложение 1 к распоряжению Совета министров Республики Крым от 20 ноября 2020 года № 1899-р Перечня имущества, изымаемого из оперативного управления ГУП РК «Противотуберкулёзный санаторий «Красный Маяк» в пункте 3 указания нежилого помещения № 1 по адресу: <адрес>, площадью 6,1 кв.м; пункте 5 указания нежилое здание литера «В», общей площадью 11,3 кв.м, и в части включения в приложение 2 к распоряжению Совета министров Республики Крым от 20 ноября 2020 года № 1899-р Перечня имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за государственным автономным учреждением «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» в пункте 3 указания нежилого помещения № 1 по адресу: <адрес>, площадью 6,1 кв.м; пункте 5 указания нежилого здания литера «В», общей площадью 11,3 кв.м.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками квартир многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Помещение 1 представляет собой подсобное помещение, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. Нежилое здание литера «В» расположено на придомовой территории многоквартирного дома, является частью квартиры № 2, принадлежащей истцам Брунь В.С., Брунь С.П. и Брунь Т.И. Оспариваемыми распоряжениями Совета министров Республики Крым указанные помещение и здание были изъяты из оперативного управления ГБУ РК «Противотуберкулёзный санаторий «Красный Маяк» и закреплены за ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», чем, по мнению истцов, нарушено их право на владение имуществом.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 мая 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административными истцами Брунем В.С., Брунем С.П., Брунь Т.И., Липиной Т.О., Нечитайло Е.П., Сахнюком В.А., Сахнюк Е.С., Сергеевой Е.О. подана апелляционная жалоба, в которой просят решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 мая 2021 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Указывают, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права при неполноте выясненных обстоятельств, которые имеют значение для дела. Указывают, что выводы суда о соответствии оспариваемого распоряжения действующему законодательству и не нарушению прав истцов противоречит обстоятельствам дела и нормам права. Суду следовало применить правовые положения, имеющие большую юридическую силу, а именно статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также статью 18 Федерального закона от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». Таким образом, полагают, что Совет министров Республики Крым не является правопреемником Совета министров Автономной Республики Крым, поскольку ответчик не является правопреемником предприятий, действующих в период нахождения Крыма в составе Украины. В связи с чем, спорные помещения должны быть переданы в муниципальную собственность.
В судебном заседании представитель административных истцов Иванов А.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда от 18 мая 2021 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
Представитель Совета министров Республики Крым Володькин С.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда от 18 мая 2021 года оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бруню В.С., Бруню С.П., Брунь Т.И., Липиной Т.О., Нечитайло Е.П., Сахнюку В.А., Сахнюк Е.С., Сергееву Е.О. принадлежит на праве собственности квартиры, расположенные в многоквартирном доме № по ул. <адрес>, кадастровый №, а именно:
- квартира № кадастровый № – Бруню В.С. (1/4 доля), Бруню С.П. (1/2 доля), Брунь Т.И. (1/4 доля), на основании свидетельства права собственности на жильё от 27 сентября 1999 года, свидетельства о праве на наследство по завещанию от 21 января 2014 года;
- квартира №, кадастровый №- Липиной Т.О., на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13 ноября 2012 года, свидетельства о праве собственности на жильё № 16527-1 от 27 сентября 1999 года;
- квартира №, кадастровый № – Сергееву Е.О., на основании договора купли-продажи от 8 июня 2017 года;
- квартира №, кадастровый № – Сергееву Е.О., на основании договора купли-продажи от 14 сентября 2004 года;
- квартира №, кадастровый № – Сахнюк Е.С. (1/5 доля), Нечитайло Е.П. (1/5 доля), Сахнюку В.А. (1/5 доля), на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 16 августа 2019 года.
Собственником многоквартирного дома № по ул. <адрес>, кадастровый №, за исключением принадлежащих истцам квартир, является Республика Крым на основании пункта 6 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма». 2 ноября 2016 года право собственности Республики Крым на дом зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
27 августа 2019 года Совет министров Республики Крым издал распоряжение № 1054-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 9 января 2018 года № 1-р и вопросах управления имуществом Республики Крым», которым закрепил на праве оперативного управления за ГБУ РК «Противотуберкулёзный санаторий «Красный маяк», в том числе, недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в частности, нежилые помещения (помещения в литере А, подвал, 1 этаж - площадью 115 кв.м; нежилое здание литер В площадью 11, 3 кв.м.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 22 октября 2020 № 1674-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 27 августа 2019 года № 1054-р» внесены изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 27 августа 2019 года № 1054-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 9 января 2018 года № 1-р и вопросах управления имуществом Республики Крым» - строка 3 изложена в следующей редакции: Нежилые помещения № с 1 - 3 по 1 - 9, I - <адрес>, площадью 96,3 кв. м.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 ноября 2020 года № 1899-р «О вопросах управления имуществом Республики Крым» хозяйственные постройки, входящие в состав указанного многоквартирного дома, изъяты из оперативного управления ГБУ РК «Противотуберкулёзный санаторий Красный маяк» и закреплены на праве оперативного управления за ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», в том числе, указанные в пунктах 3 и 5 Приложений.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Совет министров Республики Крым при принятии распоряжений о закреплении помещений и хозяйственных построек, принадлежащих Республике Крым на основании постановления Государственного совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма», на праве оперативного управления за ГБУ РК «Противотуберкулёзный санаторий «Красный Маяк», а затем за ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», действовал в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий. Довод истцов о нарушении их имущественных прав на владение подсобным помещением I и сараем судом не принят во внимание, поскольку в порядке производства по делам, возникающих из публичных отношений, не осуществляется непосредственная защита гражданских прав.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно положениям статьи 81 Конституции Республики Крым, исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.
Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.
Согласно частям 1 и 2 статьи 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения.
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
В соответствии со статьёй 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
Согласно статье 23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1.1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона № 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Государственного совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Частью 1 статьи 2-1 вышеуказанного закона установлено, что право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращённым на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым: управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством (пункт 1); издаёт в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым (пункт 2); осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определённых федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым (пункт 3); принимает решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 и пунктом 18 части 4 настоящей статьи (пункт 14).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27 августа 2019 года № 1054-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 9 января 2018 года № 1-р и вопросах управления имуществом Республики Крым» внесены изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 9 января 2018 года № 1-р «О вопросах управления имуществом Республики Крым, внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым и ликвидации государственных учреждений Республики Крым».
Пунктом 2 указанного распоряжения за Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Противотуберкулезный санаторий «Красный маяк» закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество согласно приложению, в том числе, недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, а именно нежилые помещения площадью 115 кв.м и нежилое здание литер В площадью 11, 3 кв.м, перечисленные в пункта 3 и 5 Приложения.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 22 октября 2020 № 1674-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 27 августа 2019 года № 1054-р» внесены изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 27 августа 2019 года № 1054-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 9 января 2018 года № 1-р и вопросах управления имуществом Республики Крым» - строка 3 Приложения к распоряжению изложена в следующей редакции: нежилые помещения № с 1 - 3 по 1 - 9, I, расположенные по адресу: <адрес>, площадью 96,3 кв. м.
Из пояснительной записки к проекту названного распоряжения следует, что акт издаётся в связи с необходимостью уточнения данных об объекте недвижимости Республики Крым, закреплённого на праве оперативного управления за ГБУ Республики Крым «Противотуберкулезный санаторий «Красный маяк», по результатам технической инвентаризации.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 ноября 2020 года № 1899-р «О вопросах управления имуществом Республики Крым» изъято из оперативного управления Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Противотуберкулезный санаторий «Красный Маяк» имущество согласно приложению 1 и закреплено на праве оперативного управления за государственным автономным учреждением «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» имущество согласно приложению 2, в том числе, нежилые помещения с 1-3 по 1-9, I площадью 96,3 кв.м; нежилое здание литер В площадью 11,3 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту названного распоряжения, необходимость принятия такого акта обусловлена ликвидация нерентабельного ГБУ Республики Крым «Противотуберкулезный санаторий «Красный Маяк», как юридического лица.
Из представленных материалов административного дела следует, что исполнительным комитетом Симеизского поселкового совета Автономной Республики Крым было принято решение № 78 от 29 марта 2005 года «Об оформлении права собственности и выдаче свидетельств о праве собственности недвижимого имущества санатория «Красный маяк» в пгт. Симеиз, которым исполком оформил право собственности, в том числе, на домовладение № по <адрес>: жилой дом лит.А со встроенными нежилыми помещениями общей площадью 416,4 кв.м, жилой площадью 145,3 кв.м, на участке сараи лит.Б,В,Д,Е,Ж,И,З,К, навес лит.И, гараж лит.Л, душ лит.Г, уборные лит.М,О. Кроме того, в данном решении указано, что перечисленное имущество находится на балансе санатория «Красный маяк» и является государственной собственностью Украины.
Как установлено судебной коллегией в судебном заседании, бывшие сотрудники санатория, в том числе, административные истцы, в порядке приватизации и по иным основаниям приобрели права собственности на квартиры, расположенные в доме № по указанному адресу.
С учётом изложенного, судебная коллегия, оценив в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные законодательством положения, соглашается с выводами суда первой инстанции, что при принятии обжалуемых распоряжений, Совет министров Республики Крым действовал в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий, передав в оперативное управление имущество, являющееся государственной собственностью, в связи с чем не установлено нарушение обжалуемыми распоряжениями прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.
Такой способ защиты к восстановлению нарушенного права не приведёт, в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, спор о гражданских правах разрешаться не может.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену состоявшегося решения, судебной коллегией также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 мая 2021 года по административному делу №2а-1893/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бруня В.С,, Бруня С.П., Брунь Т.И., Липиной Т.О., Нечитайло Е.П., Сахнюка В.А., Сахнюк Е.С., Сергеева Е.О. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий |
Л.А-В. Юсупова |
Судьи |
Е.И. Холодная |
О.В. Хожаинова |