дело № 2-130/2019
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2019 года г.Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Васюниной С.А.,
с участием: истца - Макаровой Г.И.,
представителя истца - Ковердяева В.Г., действующего на основании заявления истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаровой Г. И. к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, садоводческому некоммерческому товариществу «Восход» и Ивановой Н. Б. о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л:
Макарова Г.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 1997 года она начала пользоваться садовым участком, который расположен по адресу: <адрес>. Участок длительное время был заброшен, все садовые постройки полуразрушены, посадочные материалы заросли сорняком. В правлении СНТ ей разъяснили, что земельный участок принадлежит ФИО7, местонахождение которого неизвестно, на участке он не появлялся длительное время. Она привела участок в порядок и стала им пользоваться. В 2003 году, поскольку собственник так и не появился, она стала вносить платежи в СНТ. Тем самым фактически открыто и непрерывно пользовалась имуществом с 1997 года. С указанного времени собственник либо другие лица претензий по поводу земельного участка не предъявляли. Просит признать за ней право собственности в силу приобретательной давности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №.
В судебном заседании истец Макарова Г.И. настаивала на удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в иске. Просила признать за ней право собственности в силу приобретательной давности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №. Пояснила при этом, что до настоящего времени наследники ФИО7 прав на участок не заявляли.
Представитель истца Ковердяев В.Г. просил удовлетворить заявленные Макаровой Г.И. требования, поскольку она открыто, ни от кого не скрывая, добросовестно и непрерывно более 18 лет обрабатывает спорный земельный участок. При этом ни собственник, ни его наследники либо иные лица прав на участок не заявляли.
Ответчики - представитель администрации Комсомольского муниципального района, представитель СНТ «Восход» и Иванова Н.Б. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного заседания.
Выслушав пояснения истца и его представителя, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Пунктом 1 ст. 234 ГК РФ определено, что право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (п. 4 ст. 234 ГК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее Постановление Пленума ВС РФ № 10/22), следует, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абз. 1 п. 16 Постановления Пленума ВС РФ № 10/22, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абз. 1 п. 19 Постановления Пленума ВС РФ № 10/22возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения главы администрации Комсомольского района Хабаровского края от 9 июля 1993 года № земельный участок в <адрес> передан в собственность ФИО7 В материалах дела имеется копия свидетельства о праве собственности ФИО7 на указанный земельный участок.
По сообщению Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 29 марта 2019 года в документах, переданных на хранение в Управление Росреестра по Хабаровскому краю в результате реорганизации Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на территории Хабаровского края оригинал свидетельства на право собственности (пользования) на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРН от 7 марта 2019 года сведения о собственнике земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый №, отсутствуют.
ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем в деле имеется справка записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная отделом ЗАГС по <адрес> и <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ государственным нотариусом <данные изъяты> <адрес> выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имущество, оставшееся после смерти ФИО7 Наследником является Иванова Н.Б.
Согласно справке <данные изъяты> от 21 февраля 2019 года Макарова Г.И. с 1997 года пользуется садовым участком по адресу <адрес>, с 2003 года оплачивает членские взносы за указанный участок. Данные обстоятельства также подтверждаются соглашением от 10 июля 2003 года.
В судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она приобрела дачный участок, расположенный по адресу: <адрес>. К этому времени Макарова Г.И. уже обрабатывала участок по <адрес>. На этот участок никто претензий не заявлял.
Свидетель ФИО9 суду пояснила, что в 1991 году она приобрела дачу у ФИО10. В 1993 года на основании выданной ФИО7 доверенности дача была приватизирована на него, так как изначально он был членом садоводства. После приватизации она земельный участок на себя не переоформила, но документы были у нее на руках, ФИО7 их не забирал. Ей известно, что ФИО7 уехал за пределы Хабаровского края в 1993 году. Потом в 1997 году она фактически продала дачу Макаровой Г.И., договор купли-продажи не оформляли и сделку не регистрировали, так как не было переоформления документов от ФИО7 С этого времени Макарова Г.И. обрабатывает дачный участок.
Свидетель ФИО11 суду пояснил, что Макарова Г.И. является его супругой. Садовым участком, который расположен в <адрес>, они начали пользоваться с 1997 года. Участок был заброшен длительное время, все садовые постройки участка были полуразрушены, посадочные площади заросли сорняком. Он с супругой разработали весь участок и по сей день пользуется им. Никто претензий и прав на участок не заявлял с 1997 года.
Оценивая собранные по делу доказательства в судебном заседании установлено, что Макарова Г.И. в течение более 18 лет открыто, то есть, не скрывая факта нахождения имущества в ее владении, непрерывно и добросовестно владеет земельным участком, расположенным по адресу <адрес>, кадастровый №, использует его по назначению, несет бремя его содержания, осуществляя в отношении имущества полномочия собственника.
С 1997 года и по настоящее время ни собственник, ни наследники, ни уполномоченные органы с претензиями по поводу использования указанного объекта недвижимости к истцу не обращались. Следовательно, право собственности на спорный объект недвижимости никем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, исковые требования о признании права собственности в силу приобретательной давности, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Макаровой Г. И. к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, садоводческому некоммерческому товариществу «Восход» и Ивановой Н. Б. о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, удовлетворить.
Признать право собственности Макаровой Г. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Богатырева