Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2024 г. г.Щекино Тульской области
Щекинский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Петрова В.С.,
при секретаре Савостине Д.А.,
с участием истца Комлева А.В., представителя ответчика - администрации МО Щекинский район - Королевой И.Е., представителя третьего лица - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Щекинскому, Тепло - Огаревскому, Плавскому и Чернскому районам ГУ МЧС России по Тульской области - Соколова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-61/2024 (УИД 71RS0023-01-2023-003519-46) по иску Комлева А.В. к администрации МО Щекинский район, администрации МО Крапивенское Щекинского района о сносе самовольной постройки,
у с т а н о в и л:
Комлев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Щекинский район об оспаривании действий.
Исковые требования мотивированы тем, что Комлев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> м2, расположенного по адресу: <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ на полосе земли шириной 3 м между принадлежащим Комлеву А.В. участком и участком с кадастровым № было закончено строительство (реконструкция) автомобильной дороги с щебеночным покрытием. Эта дорога находится в муниципальной собственности МО Щекинский район.
При строительстве (реконструкции) указанного участка автомобильной дороги не подготавливались проектная, рабочая документация, не проводилась экспертиза проектной документации, не было получено разрешение на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги, не были установлены границы полосы отвода автомобильной дороги, были нарушены нормируемые значения ширины полосы движения, радиуса заворота пожарной техники на этот участок.
Строительство этого участка автодороги (проезда) и его эксплуатация угрожает его имуществу в виде ограждения из стальной сетки и зеленым насаждениям, которые Комлев А.В. собирается посадить вдоль ограждения на его участке, проезд машин по этому участку может привести к повреждению или разрушению этого ограждения. При расчистке этого участка автодороги от снега ограждение будет разрушено.
Комлев А.В. просит суд признать этот участок автомобильной дороги самовольной постройкой, обязать администрацию МО Щекинский район снести (демонтировать) эту самовольную постройку, снять этот участок автомобильной дороги с кадастрового учета.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МО Крапивенское Щекинского района.
Суд 12 января 2024 г. перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, к участию в деле судом были привлечены в качестве ответчиков администрация МО Щекинский район, администрация МО Крапивенское Щекинского района, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Щекинскому, Тепло - Огаревскому, Плавскому и Чернскому районам ГУ МЧС России по Тульской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
В судебном заседании истец Комлев А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО Щекинский район по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Королева И.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Комлева А.В.
Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Щекинскому, Тепло - Огаревскому, Плавскому и Чернскому районам ГУ МЧС России по Тульской области - заместитель начальника отдела - заместитель главного государственного инспектора Щекинского, Тепло - Огаревского, Плавского и Чернского районов Тульской области по пожарному надзору Соколов К.В. в судебном заседании разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований Комлева А.В. оставил на усмотрение суда.
Представители ответчика - администрации МО Крапивенское Щекинского района, третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст.ст.56, 57 того же Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что Комлев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> м2, расположенного по адресу: <адрес>
Собственником земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> м2, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1
Предъявляя в суд рассматриваемый иск, Комлев А.В. со ссылкой на то, что в ДД.ММ.ГГГГ. на полосе земли шириной 3 м между принадлежащим Комлеву А.В. участком и участком с кадастровым № было закончено строительство (реконструкция) автомобильной дороги с щебеночным покрытием; эта дорога находится в муниципальной собственности МО Щекинский район; при строительстве (реконструкции) указанного участка автомобильной дороги не подготавливались проектная, рабочая документация, не проводилась экспертиза проектной документации, не было получено разрешение на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги, не были установлены границы полосы отвода автомобильной дороги, были нарушены нормируемые значения ширины полосы движения, радиуса заворота пожарной техники на этот участок; строительство этого участка автодороги (проезда) и его эксплуатация угрожает его имуществу в виде ограждения из стальной сетки и зеленым насаждениям, которые Комлев А.В. собирается посадить вдоль ограждения на его участке, проезд машин по этому участку может привести к повреждению или разрушению этого ограждения, при расчистке этого участка автодороги от снега ограждение будет разрушено, просит суд признать этот участок автомобильной дороги самовольной постройкой, обязать администрацию МО Щекинский район снести (демонтировать) эту самовольную постройку, снять этот участок автомобильной дороги с кадастрового учета.
Понятие самовольной постройки, последствия её возведения и условия признания права на неё содержатся в ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п.1 ст.222 указанного Кодекса самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенное или созданное без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольной постройкой является объект недвижимости, отвечающий любому из признаков, названных в п.1 этой статьи.
Правовые последствия возведения самовольной постройки определены в п.2 той же статьи.
Согласно п.31 ст.222 этого Кодекса судом принимается решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2023 г. № 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке", возведение (создание) здания, сооружения с нарушением установленных законодательством требований может свидетельствовать о самовольности такой постройки (п.1 ст.222 ГК РФ) (п.1).
В силу п.1 ст.222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим (п.2).
С иском о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки (п.12).
Ответчиком по иску о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями является лицо, осуществившее самовольное строительство. При возведении (создании) самовольной постройки с привлечением подрядчика ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка (п.13).
В силу положений п.1 ст.222 ГК РФ возведение постройки в отсутствие необходимого в силу закона разрешения на строительство является признаком самовольной постройки.
Необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц (п.25).
Согласно п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных этим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ч.7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как разъяснено в п.21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.), если сведения о земельном участке, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только в случае, если такой участок является преобразуемым, то есть происходит образование участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела, или в случае, прямо предусмотренном законом.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.3 той же статьи отнесено к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (ст.19 того же Федерального закона).
Согласно п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 ? 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как усматривается из представленных суду письменных материалов, на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между администрацией МО Крапивенское Щекинского района и индивидуальным предпринимателем ФИО2, были выполнены работы по устройству пирса в береговой полосе <адрес> в <адрес>.
Согласно акту о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, подрядчиком было осуществлено устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня, укрепление берега. Работы подрядчиком выполнены в полном объеме, приняты и оплачены заказчиком.
В рамках исполнения этого муниципального контракта было осуществлено обустройство проезда между земельными участками с кадастровыми №, № для проезда пожарных автомобилей, а также разворотной площадки и пирса.
Расстояние между этими участками составляет 4,5 м, что подтверждается информацией, содержащейся на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, и согласуется с требованиями п.8.1.4 свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно - планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288, согласно которому ширина проездов для пожарных автомобилей в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 м - при высоте зданий или сооружений до 13 м включительно.
Глава администрации МО Крапивенское Щекинского района Чеченкин А.В. неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, выявленных в ходе мероприятий по надзору на территории МО Крапивенское Щекинского района, - за отсутствие условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории <адрес> МО Крапивенское, за отсутствие подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 ? 12 метров к источнику наружного водоснабжения для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1816 утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. К числу этих случаев отнесены строительство, реконструкция местных улиц, местных дорог, проездов улично - дорожной сети сельских поселений.
Указанный проезд для проезда пожарных автомобилей относится к указанным объектам.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Получению разрешения на строительство, как следует из ч.2 ст.48 того же Кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально - технологические, конструктивные и инженерно - технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч.3 ст.49 этого Кодекса экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Таким образом, для обустройства пожарного пирса и проезда к пожарному водоему <адрес> в <адрес> не требовались ни получение разрешения на строительство, ни разработка проектной документации и её экспертиза.
Этот проезд является единственным доступным и оптимальным вариантом (с учетом рельефа местности, протяженности, затрат на его обустройство) для обеспечения доступа пожарной техники к единственному природному пожарному водоему в <адрес>.
По результатам выездной комиссионной проверки от ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт, согласно которому ширина обустроенного пожарного подъезда достаточна для его надлежащей эксплуатации, не препятствует проезду пожарной техники по нему, что подтверждается материалами фотофиксации. Расстояние от дорожного полотна до ограждения земельного участка с кадастровым №, принадлежащего Комлеву А.В., составляет от 0,5 до 0,8 м, что исключает возможность повреждения его имущества.
Исходя из этого, указанный проезд для проезда пожарных автомобилей признакам самовольной постройки не отвечает.
Утверждения Комлева А.В. в судебном заседании о том, что обустройство этого проезда нарушает его права и законные интересы и создаёт угрозу их нарушения, являются надуманными и ничем объективно не подтверждены.
В силу Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1 ст.209), собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст.304).
По смыслу приведенных нормативных положений, требование собственника об устранении нарушений его прав не может быть удовлетворено, если такие нарушения отсутствуют.
При таких обстоятельствах исковые требования Комлева А.В., который просит суд признать участок автомобильной дороги между принадлежащим ему участком и участком с кадастровым № самовольной постройкой, обязать администрацию МО Щекинский район снести (демонтировать) эту самовольную постройку, а также снять этот участок автомобильной дороги с кадастрового учета, не могут быть удовлетворены судом. Требование о снятии участка с кадастрового учета производно от иных его требований и взаимосвязано с ними.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Комлева А.В. к администрации МО Щекинский район, администрации МО Крапивенское Щекинского района отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 января 2024 г.
Председательствующий - подпись