Дело № 2а-120/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 февраля 2022 года город Петухово
Петуховский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего - судьи Илюшиной А.А.
при секретаре судебного заседания Родионовой Н.В.,
с участием административного истца Грамотеева А.А., представителя истца Панова Ю.В., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Грамотеева А.А. к военному комиссариату Петуховского, Лебяжьевского, Макушинского и Частоозерского районов Курганской области, ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Грамотеев А.А. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату Петуховского, Лебяжьевского, Макушинского и Частоозерского районов Курганской области о признании незаконным отказа военного комиссариата Петуховского, Лебяжьевского, Макушинского и Частоозерского районов Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ в направлении его на повторное медицинское освидетельствование для уточнения категории годности к военной службе и диагноза заболевания.
В обоснование иска указано, что решением призывной комиссии Макушинского района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ административный истец был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, с установлением категории «Б» с диагнозом - <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, по окончанию которой уволен в запас.
В настоящее время его состояние здоровья изменилось, по результатам медицинского обследования административному истцу диагностировано <данные изъяты>, что соответствует годности к военной службе по категории «А». С указанными медицинскими заключениями административный истец обратился в военный комиссариат Петуховского, Лебяжьевского, Макушинского и Частоозерского районов Курганской области с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования, однако военный комиссариат в направлении на медицинское освидетельствование отказал, ссылаясь на то, что действующим законодательством переосвидетельствование лиц старше 27 лет не предусмотрено.
Ссылаясь на пункт 87 Положения о военно-врачебной экспертизе полагал данный отказ незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании административный истец Грамотеев А.А. и его представитель Панов Ю.В. требования поддержали.
Ответчики (их представители)- военный комиссариат Петуховского, Лебяжьевского, Мкушинского и Частоозерского районов Курганской области, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Курганской области» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», привлечено к участию в деле определением судьи Петуховского районного суда от 14.01.2022) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» поступили письменные возражения на административный иск Грамотеева А.А., в которых военный комиссар Курганской области ФИО4 указывает на отсутствие необходимости в проведении повторного освидетельствования Грамотеева А.А., поскольку призываться на какую-либо службу административный истец желания не изъявил, на военные сборы также не призывается, кроме этого административным истцом пропущен срок обжалования решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что неправильно определен круг административных ответчиков.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Такая совокупность условий для удовлетворения административного иска установлена.
Из материалов административного дела следует и судом установлено, что Грамотеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в военном комиссариате Петуховского, Лебяжьевского, Макушинского и Частоозерского районов Курганской области, личное дело призывника по срокам давности уничтожено.
Выписка из книги протоколов заседаний призывной комиссии Макушинского района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № содержит сведения, согласно которым Грамотеев А.А. признан годным к военной службе, категория годности <данные изъяты>, показатель предназначения – <данные изъяты>, решение призывной комиссии - призвать на военную службу, предназначить в части СВ, решение принято единогласно.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил РФ, по окончании которой уволен в запас.
ДД.ММ.ГГГГ Грамотеев А.А. обратился в военкомат с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования, представив медицинские документы, свидетельствующие, по его мнению, об отсутствии заболевания.
Письмом военного комиссара Петуховского, Макушинского и Частоозерского районов Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № Грамотееву А.А. было сообщено о невозможности проведения повторного медицинского освидетельствования, поскольку он не относится к числу граждан призывного возраста от 18 до 27 лет.
Согласно частей 1 и 2 статьи 58, пункта 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы, целью которой является определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Частями 1, 2, 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В силу пункта 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению по конкретным военно-учетным специальностям, обучению по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Согласно пунктам 3, 4 указанного Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе: граждан, поступающих на военную службу по контракту; граждан, поступающих на приравненную службу; граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Положением о военно-врачебной экспертизе, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (п. 69 Положения).
Согласно пункту 84 Положения граждане в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
Граждане, ограниченно годные к военной службе, изъявившие желание пройти освидетельствование, для уточнения диагноза заболевания направляются военными комиссариатами муниципальных образований в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, форма и правила заполнения которого аналогичны форме и правилам заполнения медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, составляемого в отношении граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу (пункт 87 Положения).
В силу пункта 70 Положения, граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Согласно пункту 90 Положения заключение о годности к военной службе граждан, ограниченно годных к военной службе, выносится по категориям, предусмотренным пунктом 18 настоящего Положения.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18 Положения).
На основании изложенного, граждане, ранее признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Организация освидетельствования таких граждан возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
Анализ приведенных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что проведение повторного медицинского освидетельствования гражданина, ранее признанного годным к военной службе с незначительными ограничениями и пребывающего в запасе, необходимо для определения его годности к военной (или приравненной к ней) службе, обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Таким образом, действующее законодательство запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, не предусматривает. Такие граждане могут быть повторно освидетельствованы для уточнения диагноза заболевания, независимо от истечения срока призывного возраста.
Из материалов административного дела также видно, что повторное медицинское освидетельствование Грамотееву А.А. необходимо для поступления на государственную службу в правоохранительные органы.
В подтверждение наличия оснований для повторного медицинского освидетельствования Грамотеев А.А. представил результаты своего обследования в ГБУ «Макушинская центральная районная больница», из которых видно об изменении в состоянии здоровья административного истца, в связи с чем он планирует реализовать свое право на труд, предусмотренное статье 37 Конституции Российской Федерации, из статьи 2 которой также следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Поэтому военный комиссариат не вправе отказать Грамотееву А.А. в реализации его прав. Срок обжалования решения от 14.12.2021 № 4496, принятого военным комиссаром Петуховского, Макушинского и Частоозерского районов Курганской области, которым Грамотееву А.А. было сообщено о невозможности проведения повторного медицинского освидетельствования, не пропущен. Решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в настоящем административном иске Грамотеев А.А. не обжаловал.
В этой связи из приведенных выше норм применительно к обстоятельствам дела, следует, что на военном комиссариате Петуховского, Лебяжьевского, Мкушинского и Частоозерского районов, являющимся структурным подразделением ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», лежит обязанность провести повторное медицинское освидетельствование Грамотеева А.А., несмотря на то, что в настоящее время он пребывает в запасе и достиг возраста 32 лет.
Учитывая цели создания и сферу возложенных Министерством обороны Российской Федерации на ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» на него функций, направленных на непосредственное обеспечение обороны и безопасности государства в рамках компетенций и функций самого государственного органа - Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Курганской области» освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Грамотеева Алексея Александровича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение военного комиссариата Петуховского, Лебяжьевского, Макушинского и Частоозерского районов Курганской области от 14 декабря 2021 года об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования Грамотеева Алексея Александровича.
На военный комиссариат Петуховского, Лебяжьевского, Макушинского и Частоозерского районов Курганской области возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем проведения в отношении Грамотеева Алексея Александровича медицинского освидетельствования.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2022 года в 10 час. 00 мин.
Судья А.А. Илюшина