Решение от 02.07.2020 по делу № 8а-3378/2020 от 22.05.2020

Дело № 2а-844/2019

      № 88а-4444/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                                       2 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Зеи на решение Зейского районного суда Амурской области от 4 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Максимовича Сергея Евгеньевича к администрации города Зеи, заинтересованные лица: МБУ «Единая служба по благоустройству города Зеи», МО МВД России «Зейский» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к устранению нарушение по содержанию автомобильной дороги и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Максимович С.Е. обратился в Зейский районный суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации города Зеи и просил признать незаконным бездействие администрации города Зеи по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильной дороги по переулку Серова от перекрестка улицы Ленина – переулка Серова до перекрестка переулка Серова – улицы Уткина в городе Зея в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в период с 5 июля 2019 года по настоящее время; возложить на администрацию города Зеи обязанность привести дорогу по переулку Серова от перекрестка улицы Ленина – переулка Серова до перекрестка переулка Серова – улицы Уткина в городе Зея в состояние, удовлетворяющее требованиям безопасности.

В обоснование заявленных требований указал, что 24 июля 2019 года им (Максимовичем С.Е.) был получен ответ администрации города Зеи на заявление от 5 июля 2019 года о неудовлетворительном состоянии дороги в городе Зея по переулку Серова (на проезжей части имеются ямы, размер которых значительно превышает установленные ГОСТ нормы), согласно которому указанные недостатки дорожного полотна не устранены и неизвестно будут ли устранены. Данное обстоятельство нарушает его (Максимовича С.Е.) право на свободное и безопасное перемещение по дорогам, не соответствующим требованиям безопасности. Автомобили, двигаясь по указанному участку дороги с разрешенной скоростью 60 км/ч, из-за отсутствия предупреждающих знаков о ямах и знаков ограничения скорости, попадая в ямы, создают шум, который слышан в жилом доме № 23 по переулку Серова, в котором он (Максимович С.Е.) проживает.

Определением суда от 12 августа 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены МБУ «Единая служба по благоустройству города Зеи» и МО МВД России «Зейский».

Решением Зейского районного суда Амурской области от 4 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 ноября 2019 года, административные исковые требования Максимовича С.Е. удовлетворены в полном объеме: признано незаконным бездействие администрации города Зеи по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильной дороги и на администрацию города Зеи возложена обязанность устранить выявленные несоответствия ГОСТ 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», путем выполнения ремонтных работ по ликвидации дефектов проезжей части (выбоин) дороги по переулку Серова от перекрестка улицы Ленина – переулка Серова до перекрестка переулка Серова – улицы Уткина в городе Зея Амурской области.

22 мая 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба, поданная администрацией города Зеи через Зейский районный суд Амурской области 6 мая 2019 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и о принятии решения об отказе в удовлетворении требований Максимовича С.Е. в полном объеме.

В обоснование своей позиции заявитель указал на существенное нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, административный истец обратился в суд при отсутствии оснований, поскольку право на обращение у него возникло не ранее срока, установленного актом выявленных недостатков в обустройстве и содержании дорог от 31 июля 2019 года с учетом предельно допустимых сроков устранения дефектов. В материалах дела отсутствуют сведения, имеющие значение для дела, а именно момент обнаружения дефекта, от которого отсчитываются нормативно установленные сроки его устранения. Административный истец не является уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность, не наделен полномочиями устанавливать факты ненормативного состояния автомобильных дорог. Акт выявленных недостатков от 31 июля 2019 года не содержит указаний на количество и размер повреждений дорожного покрытия, а также ссылки на средства измерений в соответствии с ГОСТ 32825-2014. Предписание от 1 августа 2019 года было исполнено 7 августа 2019 года путем ликвидации выбоин ПГС. В ходе выездного судебного заседания 4 сентября 2019 года были проведены замеры в нарушение требований ГОСТ 32825-2014. Кроме того, очередность выполнения работ по содержанию дорог в летний период в городе Зея установлена Регламентом содержания дорог на территории города Зея в летний период, утвержденным постановлением администрации города Зеи от 2 июля 2010 года № 890, при обязательном соблюдении требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июня 2020 года кассационная жалоба администрации города Зея передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

    Пунктом 5 части 1 статьи 14 Устава города Зеи, утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 8 августа 2014 года № 27/56 (в ред. решения от 6 февраля 2019 года № 9/14), установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу статей 17, 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017).

    Как следует из материалов дела, 5 июля 2019 года Максимович С.Е. обратился к главе администрации города Зея с заявлением о принятии мер по приведению дорог на улицах города Зея: переулка Серова напротив дома № 17, переулка Серова возле магазина «Светофор», у перекрестка улицы Ленина переулка Шевченко по улице Ленина, в состояние, удовлетворяющие требованиям безопасности дорожного движения, установленных соответствующим требованиями ГОСТа. К заявлению приложены фотографии.

    24 июля 2019 года администрацией города Зея в адрес Максимовича С.Е. направлено письмо за № 149, которым сообщено, что в настоящее время из трех мест разрушения асфальтобетонного покрытия дорог выполнены ремонтные работы на улице Ленина в районе перекрестка с переулком Шевченко; ремонт дороги переулка Серова от улицы Ленина до улицы Уткина с устройством нового покрытия планировалось выполнить в рамках софинансирования работ из бюджета Амурской области, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дважды, в мае и июне 2019 года, был объявлен аукцион для определения подрядчика, который не состоялся (не поступило ни одной заявки), до конца июля 2019 года будет объявлен третий аукцион, и в случае если аукцион состоится, будет определен подрядчик, и ремонтные работы будут выполнены в августе-сентябре 2019 года, в случае, если подрядчик не будет определен, будет выполнен ямочный ремонт покрытия в рамках содержания улично-дорожной сети города силами обслуживающей организации МБУ «Единая служба по благоустройству города Зеи».

    Согласно акту выявленных недостатков в обустройстве и содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленному ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Зейский» 31 июля 2019 года, на участке дороги в районе домов №№ 19-23 переулка Серова в городе Зея имеются выбоины асфальтобетонного покрытия. Приложена фототаблица.

    1 августа 2019 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Зейский» вынесено предписание начальнику Управления архитектуры и градостроения города Зея о производстве ремонта выбоин в асфальтобетонном покрытии в районе домов №№ 19-23 по переулку Серова в период с 1 августа 2019 года по 10 августа 2019 года.

    Кроме этого, 4 сентября 2019 года судом первой инстанции было осуществлено выездное судебное заседание, для обследования дороги в районе переулка Серова от перекрестка улицы Ленина – переулка Серова до перекрестка переулка Серова – улицы Уткина в городе Зея, с участием представителей сторон по административному делу, специалиста - государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Зейский», в ходе которого на проезжей части дорожного полотна в районе домов №№ 19-23 по переулку Серова были обнаружены выбоины в асфальтобетонном покрытии, произведены замеры выбоин, диаметр которых составил 73х80 см и 64-59 см, глубина 6 см.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», ГОСТ Р 50597-2017, Правила благоустройства территории города Зеи, утвержденные решением Зейского городского Совета народных депутатов от 6 июня 2012 года № 77/56, Устав города Зея, и пришли к правильному и обоснованному выводу, что администрацией города Зеи не приняты надлежащие меры к исполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, дорога по переулку Серова от перекрестка улицы Ленина – переулка Серова до перекрестка Серова – улицы Уткина в городе Зея находится в ненадлежащем состоянии, не соответствует стандартам ГОСТа, что нарушает права административного истца на обеспечение безопасности дорожного движения.

Вопреки доводам кассационной жалобы, судами установлено наличие выявленных недостатков проезжей части (выбоин) дороги по переулку Серова от перекрестка улицы Ленина – переулка Серова до перекрестка переулка Серова – улицы Уткина в городе Зея на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств.

Ссылка в кассационной жалобе на Регламент содержания дорог на территории города Зея в летний период, утвержденный постановлением администрации города Зеи от 2 июля 2010 года № 890, устанавливающий очередность выполнения работ по содержанию дорог в летний период в городе Зея, правового значения не имеет, поскольку безопасность дорожного движения не может исходить из прямой зависимости от порядка и условий проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о его несогласии с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8а-3378/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Максимович Сергей Евгеньевич
Ответчики
Администрация г. Зея
Другие
Духовников Валерий Николаевич
МБУ "Единая служба по благоустройству города Зеи"
МО МВД России "Зейский"
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зайцева Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
02.07.2020Судебное заседание
02.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее