Судья Ковалева Е.В. Дело № 33-12806/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 16 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пашковой Т.В.,
судей Грековой Н.О., Чекуновой О.В.,
при секретаре Ромахиной И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-921/2022 по иску Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о понуждении к исполнению уголовно-исполнительного законодательства,
по апелляционным жалобам УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 7 сентября 2022 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о понуждении к исполнению уголовно-исполнительного законодательства, удовлетворить.
Возложить на УФСИН по Волгоградской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать проведение ФКУ «ЛИУ № 23» УФСИН России по Волгоградской области нижеперечисленных мероприятий:
- оборудование в помещениях кладовой, для глажки и бытовой комнат банно-прачечного комбината участка колонии-поселения ЛИУ-23 и здании спортивного зала, здание спортзала автоматической пожарной сигнализации;
- проведение огнезащитной обработки деревянных перекрытий чердачных помещений здания швейного цеха.
Возложить на администрацию ФКУ «ЛИУ № 23 УФСИН России по Волгоградской области» обязанность в течение шести месяцев со дня поступления из УФСИН России по Волгоградской области финансирования провести следующие мероприятия:
- оборудовать в помещениях кладовой, для глажки и бытовой комнат банно-прачечного комбината участка колонии-поселения ЛИУ-23 и здании спортивного зала автоматическую пожарную сигнализацию;
- провести огнезащитную обработку деревянных перекрытий чердачных помещений здания швейного цеха».
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Грековой Н.О., выслушав объяснения представителя ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области – Николаевой В.Н., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Экгардта С.Ю., возражавшего против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Урюпинский городской суд Волгоградской области с иском к ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области о понуждении к исполнению уголовно-исполнительного законодательства.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при проверке соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ЛИУ-23 выявлены нарушения норм пожарной безопасности.
На основании изложенного, просил возложить на УФСИН по Волгоградской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу профинансировать проведение ФКУ «ЛИУ-23» УФСИН России по Волгоградской области мероприятий, связанных с оборудованием в помещениях кладовой, для глажки и бытовой комнате банно-прачечного комбината участка колонии-поселения ЛИУ-23 и в здании спортивного зала автоматической пожарной сигнализацией; провести огнезащитную обработку деревянных перекрытий чердачных помещений здания швейного цеха; возложить на администрацию ФКУ ЛИУ-23 обязанность в течение шести месяцев со дня поступления из УФСИН России по Волгоградской области финансирования провести следующие мероприятия: оборудовать в помещениях кладовой, для глажки и бытовой комнат банно-прачечного комбината участка колонии-поселения ЛИУ-23 автоматическую пожарную сигнализацию, провести огнезащитную обработку деревянных перекрытий чердачных помещений здания швейного цеха.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России подали апелляционные жалобы, в которых оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят решение суда отменить.
В своих жалобах указывают, что выделение бюджетных лимитов в текущем году на противопожарные меры, в том числе по устранению нарушений, выявленных Волгоградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях, не представляется возможным. При поступлении необходимого финансирования все противопожарные мероприятия будут выполнены в полном объеме.
На апелляционные жалобы поступили возражения от Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на их в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены либо изменения судебного акта.
Согласно ст.13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
На основании ч.1 ст.9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой и ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности – состояния защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров, когда существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, - является одной из важнейших функций государства.
В ст.37 того же Закона установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты. При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год.
Согласно ст.5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ч.1).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч.3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.6 Технического регламента).
В соответствии с ч.3 и ч.6 ст. 52 Технического регламента людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов – устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; – применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
На основании ч.1 ст.54 Технического регламента системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Согласно п.5 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах ФСИН, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденного приказом ФСИН России от 31 марта 2005 года № 222, а также п.7.2 Таблицы № 1 к данному Перечню, здания общественного и административно-бытового назначения оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации.
В силу п. 2 ст.13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой в феврале и июне 2022 года была проведена проверка ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, в результате которой установлено, что в помещениях кладовой для глажки и бытовой комнаты банно-прачечного комбината участка колонии-поселения ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, а также в здании спортивного зала отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. Также не проведена огнезащитная обработка деревянных перекрытий чердачных помещений здания швейного цеха.
28 февраля 2022 года Волгоградским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес руководства ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области внесено представление, в котором указано на необходимость устранения указанных нарушений. Однако мер по устранению всех нарушений закона предпринято не было.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на УФСИН по Волгоградской области обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать проведение ФКУ «ЛИУ № 23» УФСИН России по Волгоградской области соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений по оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией, а ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области - выполнить эти мероприятия.
По мнению судебной коллегии, обжалуемое решение суда по существу принято верно. Фактические обстоятельства дела судом выяснены в надлежащем объеме. Материальный и процессуальный закон к возникшим правоотношениям применен правильно. В соответствии с требованиями ст. 59 ГПК РФ суд принял только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела по существу.
Ссылка апеллянтов на отсутствие денежных средств для устранения ФКУ «ЛИУ № 23» УФСИН России по Волгоградской области выявленных прокурором нарушений, судебной коллегией отклоняется, поскольку охрана жизни и здоровья вынуждено пребывающих на территории закрытого учреждения граждан не может быть поставлена в зависимость от указанных учреждением обстоятельств.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правовых доводов, влекущих за собой отмену или изменение решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: