Решение по делу № 2-1462/2024 (2-7861/2023;) от 04.12.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ     <адрес>

<адрес>

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи     Грибковой Т. В.,

при ведении протокола по поручению председательствующего
    помощником судьи     Лебедевой Н. А.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО5,    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс») Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России)
о признании права собственности на жилое помещение – двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, куда вселена в составе семьи супруга ФИО4
на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, с целью реализации
права на его приватизацию ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ФГАУ «Росжилкомплекс» (наймодателю жилого фонда, на праве оперативного управления которого оно находится), с соответствующим заявлением, однако ответ на него в установленный срок не получила. Поскольку спорное жилое помещение предоставлено до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно действующему на ДД.ММ.ГГГГ год законодательству с момента выдачи ордера и вселения в квартиру истец пользуется данным жилым помещением на условиях договора социального найма до настоящего времени. Отсутствие же письменного договора социального найма, не свидетельствует о незаконном проживании в спорной квартире, не препятствует осуществлению прав нанимателя жилого помещения, а реализация права на приватизацию занимаемого жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от оформления данного договора. Поскольку ордер на жилое помещение на вселение выдан с соблюдением всех требований жилищного законодательства для постоянного проживания на общих основаниях не в качестве служебного, при этом никем не оспаривался и недействительным не признавался, истец приобрела право пользования жилым помещением и пользуется им на условиях социального найма.. Ранее ФИО1 участия в приватизации не принимала, а совместно проживающие с ней сыновья – ФИО2 и ФИО3 от участия
в приватизации отказались, о чем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ дали нотариально удостоверенное согласие.

В судебное заседание истце не явилась, извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, обеспечила явку представителя по доверенности ФИО5, которая предъявленные требования поддержала по доводам искового заявления, дала суду объяснения аналогичного содержания.

Ответчики явку в суд представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), направили письменные возражения (отзыв) на исковое заявление.

ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России в письменных возражениях просило отказать в удовлетворении иска, поскольку согласно приказу Министра обороны Российской Федерации № 742 от 29 декабря 2020 года «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» оно определено специализированной организацией Минобороны России, осуществляющей полномочия в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав,
в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде. В соответствии с положениями статей 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Закон об обороне) имущество Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ВС РФ),
других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за ВС РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование ВС РФ, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2020 года № 175 путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования Федерального государственного казенного учреждения «Инженерно-технический центр № 2 Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи» Минобороны России. Согласно приказу Минобороны России от 6 ноября 2020 года № 583 «О реорганизации Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений» (далее — Приказ № 583) региональные управление жилищного обеспечения Минобороны России с 1 января 2021 года реорганизованы путем присоединения к ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России, путем создания филиалов ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России согласно перечню приложения № 1 к Приказу № 583, в том числе филиал «Московский», за которым закреплена территория субъектов Российской Федерации – Москва и Московская область. Приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение
по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России. Справочно из открытого источника следует, что ДД.ММ.ГГГГ на территории современного Ногинска-9 (ранее – Дуброво) прибыли первые приглашенные специалисты космической отрасли и их семьи, вскоре там же образовалась воинская часть 72175, получившая позже название Второй Центральной Обсерватории ВМФ. Директива Главного штаба войск противовоздушной обороны (ВПВО) о формировании на базе 45-го специализированного научно-исследовательского института Министерства обороны (СНИИ МО) «Кадра Специального ЦККП» подписана 6 марта 1965 года. В апреле 1965 года принято решение правительства о строительстве комплекса технологических зданий для ЦККП в Ногинском районе Московской области, получившем название Ногинск-9.
В начале образования военного городка Ногинск-9 являлся открытым,
впоследствии стал закрытым до 2012 года. Понятие о закрытых и открытых военных городках приведено в Положении о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии в СА и ВМФ, введенного в действие Приказом Минобороны СССР от 22 февраля 1977 года № 75 (пункт 11.35 главы 2). Под военным городком понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и имеющих определенное целевое назначение для расквартирования воинских частей, а также для размещения военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил. Военные городки подразделяются на закрытые, и открытые. К закрытым военным городкам относятся военные городки, в которых установлена пропускная система. Военные городки, расположенные вне населенных пунктов, являются обособленными. Вся недвижимость военных городков слагается из: жилищного фонда (казармы, жилые дома, общежития, гостиницы); служебного фонда (здания штабов, столовые, культурно-досуговые центры, клубы, помещения, хранилища парков и другие) и т.д. Все помещения и территорию части распределяет между подразделениями командир воинской части. Согласно статье 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится
в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР. В соответствии
с Постановлением Совета Министров от 6 мая 1986 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров
на эти помещения», принятым в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, было установлено, что военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади (пункты 1, 2). По нормам ранее действовавшего жилищного законодательства (статьи 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК СФСР), основанием для предоставления гражданину, нуждающемуся
в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований ЖК РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда – совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления. В соответствии с пунктом «б» статьи 108 ЖК РСФСР не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных
за Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти,
в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и
не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; далее – Закон о статусе военнослужащих). Доказательства того, что истцы состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства либо
по месту службы; что спорное жилого помещение было предоставлено как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не представлено. Доказательства того, что указанная квартира предоставлялась ему в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки
на получение жилых помещений, на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, отсутствуют. Квартира предоставлялась истцу как служебное на период трудовых отношений. Таким образом, указанный ордер не подтверждает проживание в нем на условиях договора социального найма. Инструкцией о порядке заселения жилой площади Министерства обороны СССР, утвержденной Главным квартирно-эксплуатационным управлением Минобороны СССР от 4 октября 1978 года № 147/15/35060 предусмотрено, что КЭЧ района выдавала ордера на жилые помещения в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, предусмотренные законом условия для квалификации правоотношений
по пользованию истцами вышеуказанным жилым помещением по договору найма (социального найма) отсутствуют. В силу статьи 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать
по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Несмотря на то, что выданный на занятие спорной квартиры ордер не содержит отметок о служебном статусе предоставляемого жилья, факт предоставления жилого помещения, находящегося в оперативном управлении КЭЧ, о чем истцу было доподлинно известно, а также отсутствие основания для предоставления жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий свидетельствуют о невозможности применения к спорному жилому помещению правового режима, установленного для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, и об отсутствии у истца права на приватизацию
в илу со статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон
о приватизации). Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации
от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов
на обеспечение жильем для постоянного проживания также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153), право
на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, подлежащие переселению
из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее поселки), не совершавшие
в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка). Перечень поселков, переселение граждан
из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года № 257, от 5 июля 2016 года № 629). Из приведенных правовых норм следует, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения
и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков
и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан
из военного городка не производится. Спорное жилое помещение
в муниципальной собственности не находилось ранее и не находится
в настоящее время, решение о его передаче в муниципальную собственность уполномоченным на то органом не принималось. Так как спорная квартира находилась на территории обособленного, а за тем закрытого военного городка, в связи с чем имела особый правовой статус, схожий со статусом служебного жилого помещения, то у истцов не возникло право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Длительное проживание истцов в спорном жилом помещении и оплата жилищно-коммунальных услуг, не свидетельствует о приобретении права пользования квартирой и наличии между сторонами сложившихся правоотношений из договора социального найма. Из представленных в материалы дела документов следует, что спорное жилое помещение отнесено к служебному жилому фонду, каких-либо документов, свидетельствующих о переводе данного жилого помещения в фонд социального использования, либо отнесение его к какому-либо иному виду жилого фонда в материалы дела не представлено. Истец вселена в служебное жилое помещение, доказательств вселения в жилое помещение по договору социального найма суду не представлено, не имеется таковых и в материалах дела. Спорное жилое помещение не утратило статус служебного жилья, собственником решение об исключении данного жилого помещения из числа служебных помещений не принималось. Длительность проживания, регистрация истцов в спорной квартире и исполнение истцами прав и обязанностей нанимателей не свидетельствуют о возникновении у них права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о приватизации служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Из изложенного следует, что жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилых потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы и т.п.).

Минобороны России в письменном отзыве на исковое заявление указано, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 742 от 29 декабря 2020 года «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» специализированной организацией Министерства обороны, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде, определено ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России. В связи с чем, Минобороны России в рамках предъявленных требований является ненадлежащим ответчиком, просило отказать в удовлетворении иска.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, материалы гражданского дела содержат нотариально удостоверенные согласия на приватизацию спорной квартиры на имя ФИО1

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – управление Росроеестра по Московской области) явку в суд представителей
не обеспечили, извещено надлежащим образом сведений о причинах неявки
не сообщило, письменных отзыва (возражений), объяснений по делу
не направило.

В соответствии с положениями частей 3, 4, 5 статьи 167 ГПК РФ судебное разбирательство по гражданскому делу проведено в судебном заседании
при данной явке.

Проверив доводы сторон в обоснование предъявленных требований и возражений, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства
в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, – суд приходит
к следующим выводам.

По смыслу статьи 55 ГПК РФ предмет доказывания по делу составляют факты материально-правового характера, подтверждающие обоснованность требований и возражений сторон и имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 2 той же статьи обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии
с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В соответствии с положениями статьей 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 41 Постановления Пленума от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя
из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. В то же время, необходимо иметь в виду, что
по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие – ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 ЖК РСФСР).

Формы ордеров на жилые помещения установлены Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР».

Из прямого содержания указанных норм, лишь ордер является допустимым доказательством права гражданина на вселение в жилое помещение. При этом в ордере о праве вселения в служебное жилое помещение должна присутствовать соответствующая отметка или в ордере должно быть указано это.

В соответствии с положениями части 1 статьи 60, частит 2 статьи 82 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

На основании статьи 2 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных
тем же законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

По правилам статьи 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях,
в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения,
за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном фонде социального использования один раз предусмотрено статьей 11 Закона о приватизации.

Распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р (с изменениями от 17 апреля 2012 года) город Ногинск-9 исключен
из перечня закрытых военных городков.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пунктах 5, 8 Постановления от 24 августа 1993 года № 8
«О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых
из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона о приватизации наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных Законом о приватизации условиях, если они обратились с таким требованием.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> (паспорт гражданина Российской Федерации ), зарегистрирована постоянно и фактически проживает
в двухкомнатной квартире <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Данное жилое помещение предоставлено ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ году
на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, в который она внесена
в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения (жены).

Отсутствие в ордере специальной отметки «служебный» подтверждает
то обстоятельство, что спорное жилое помещение предоставлено на условиях договора социального найма.

Судом также установлено, что истец ранее право на приобретение
в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения
не использовала, поскольку постоянно и непрерывно зарегистрирована
в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ года.

Совместно проживающие с ФИО1 и зарегистрированные по тому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ ее сыновья ФИО3, ФИО2 отказались от участия в приватизации спорного жилого помещения,
не возражали против приобретения его в единоличную собственности матери,
о чем дали нотариально удостоверенные согласия.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> м2, по адресу: <адрес> представляет собой двухкомнатную квартиру, находится в оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 1 июня 2000 года № 752-р (с изменениями от 17 апреля 2012 года), которым утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов ФСБ, город Ногинск-9 исключен из перечня закрытых военных городков.

ФИО1 на основании статьи 2 Закона о приватизации обратилась в ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России с заявлением о приватизации занимаемого ею по ордеру жилого помещения по адресу: <адрес>.

Согласно ответу на данное обращение, представленному в ходе рассмотрения дела судом, ответчик отказал истцу в приватизации по мотиву непредставления договора социального найма.

Между тем, по состоянию на момент выдачи ордера в ДД.ММ.ГГГГ году действовали Постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» (далее – Постановление), Инструкция о порядке заселения жилой площади Минобороны СССР, утвержденная Главным КЭС МО СССР от 4 октября 1978 года № 147/15/35060 (далее – Инструкция).

Инструкцией предусмотрено, что в закрытых и обособленных военных городках ордера на жилые помещения выдаются КЭЧ района. Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам, выдаваемым исполкомами местных Советов народных депутатов на время работы или службы лица, вселяющегося в такое жилое помещение (пункты 8, 9).

Постановлением в соответствии с Основами жилищного законодательства СССР и союзных республик Совета Министров СССР установлено, что военнослужащим Советской армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных
в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей. В закрытых и обособленных военных городках находящиеся в ведении органов Комитета государственной безопасности СССР, предоставление жилых помещений военнослужащим этих органов производится по распоряжению руководства соответствующего органа. Рабочим и служащим жилые помещения в закрытых военных городках предоставляются по совместному решению командования воинской части Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск или руководства органа Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) и соответствующего союзного комитета.

По смыслу приведенных положений возможность обеспечения военнослужащих, как служебным жильем, так и жильем социального найма
не исключалась, при этом такой порядок не противоречил нормам ЖК РСФСР, поскольку в силу статьи 105 ЖК РСФСР в редакции, действующей
по состоянию на 1983 год, порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера
на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В период вселения истца в спорное жилое помещение, заключение договора социального найма не требовалось, при этом отсутствие такого договора не является основанием для ограничения ее права на приватизацию занимаемого жилого помещения.

По сообщению начальника 11 отдела (специализированного жилищного фонда) Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ () сведения о принадлежности спорного жилого помещения
к специализированному жилищному фонду отсутствуют.

Из приказа заместителя Минобороны России от 22 апреля 2019 года № 331 о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд
на территории населенного пункта Ногинск-9 усматривается, что спорное жилое помещение в состав специализированного жилого фонда не включалось.

Поскольку в материалы дела представлен ордер, который являлся единственным документом, дающим право на занятие жилого помещения
в спорный период, при этом не имеет специальной отметки «служебный», никем не оспорен, незаконным не признан, а само жилое помещение в разряд служебного жилого фонда не зачислялось, суд приходит к выводу о занятии
его истцом на условиях социального найма.

Доказательства обратного, в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено, в ходе судебного разбирательства
не установлены.

Принимая во внимание то обстоятельство, что город Ногинск-9 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, право на бесплатную передачу в собственность жилого помещения ФИО1 ранее не использовала, спорную квартиру занимает на условиях социального найма, суд приходит к выводу о наличии у нее безусловного права на приватизацию в силу Закона о приватизации, в связи с чем, приходит
к выводу о правомерности предъявленных исковых требований к ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России.

Однако в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 742 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» ФГАУ «Росжилкомплекс» специализированной организацией Минобороны России, осуществляющей полномочия Минобороны России в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде Минобороны России определено ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России. Соответственно, Минобороны России в рамках предъявленных исковых требований является ненадлежащим ответчиком.

Решение суда является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации, права оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России, а также основанием
для государственной регистрации управлением Росреестра по Московской области права собственности ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации ) на жилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск ФИО1 к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить частично.

Признать право собственности ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации ) на жилое помещение
с кадастровым номером по адресу: <адрес>
в порядке приватизации.

В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья         Т. В. Грибкова

2-1462/2024 (2-7861/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Долженок Любовь Васильевна
Ответчики
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Мальцева Татьяна Сергеевна
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
noginsk.mo.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2024Подготовка дела (собеседование)
25.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2024Предварительное судебное заседание
12.03.2024Предварительное судебное заседание
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее