Судья Кизима И.С. Дело № 33-3706/2024 (2-11/2024)
22RS0057-01-2023-000367-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 мая 2024 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при помощнике |
Вегель А.А., Сачкова А.Н., Масликовой И.Б., Богдан Л.Ф., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года по делу
по иску прокурора Угловского района Алтайского края в интересах А.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Угловского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах А.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее ОСФР по Алтайскому краю) о признании незаконным бездействия ответчика по обеспечению А.Н. техническим средством реабилитации – креслом-коляской с ручным приводом прогулочной, ортопедические брюки, противопролежневая подушка воздушная, кресло-стул с санитарным оснащением, возложении обязанности предоставить А.Н. данные технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 рублей.
В обоснование требований указал, что А.Н. является инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ А.Н. рекомендованы следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (7-02-01); ортопедические брюки (12-01-02); противопролежневая подушка воздушная (10-02-03); кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) (23-01-02).
ДД.ММ.ГГ А.Н. обратился с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (7-02-01); ортопедические брюки (12-01-02); противопролежневая подушка воздушная (10-02-03).
Также, ДД.ММ.ГГ А.Н. обратился с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), однако ответчик не обеспечил А.Н. данными техническими средствами реабилитации, тем самым не исполнил надлежащим образом, возложенные на него законом, обязанности по обеспечению А.Н. техническими средствами реабилитации, предусмотренные его индивидуальной программой реабилитации. Бездействие ответчика существенно нарушило законные права и интересы инвалида А.Н. У заявителя отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации.
Действия ответчика привели к причинению морального вреда А.Н., который выразился в переживаниях нравственных страданий, отсутствии возможности вести привычный образ жизни, невозможности длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, также причиненным физическим дискомфортом.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по непредоставлению А.Н. технических средств реабилитации.
На ОСФР по Алтайскому краю возложена обязанность предоставить А.Н. технические средства реабилитации: кресло-коляску с ручным приводом прогулочную (7-02-01); ортопедические брюки (12-01-02); противопролежневая подушка воздушная (10-02-03); кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) (23-01-02)в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с ОСФР по Алтайскому краю в пользу А.Н. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Алтайскому краю просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что ответчик не был извещен о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно, извещение суда было зарегистрировано ответчиком ДД.ММ.ГГ.
Судом оставлен без внимания предусмотренный законом механизм реализации права граждан на обеспечение ТСР. Ссылаясь на нормы закона, ответчик указывает, что определен порядок по обеспечению ТСР, проведение их закупок, наличие очередности по их обеспечению. Так, предоставление такой услуги начинается с подачи гражданином заявления, далее выдается заявителю направление на получение ТСР. Механизм реализации данного права гражданина включает также процедуру финансирования из федерального бюджета. В силу действующего законодательства для заключения государственных контрактов ОСФР обязано использовать конкурентные способы отбора поставщиков; осуществлять закупки в пределах объема бюджетных средств, распределенных Фондом территориальному органу для данных целей; осуществлять закупки пропорционально потребности конкретного вида ТСР в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации. При этом продолжительность проведения конкурентных процедур занимает от 25 до 35 дней со дня включения закупки в план-график закупок до дня заключения государственного контракта. Какого-либо срока для завершения процедур отбора поставщика, как и понятия своевременности обеспечения в случае, если по объективным причинам не завершен какой-либо этап отбора, законодательством не предусмотрено. Указывает на то, что в январе 2024 года истцу были выданы направления на получение ТСР. При таких обстоятельствах вывод суда о неправомерном бездействии ответчика не основан на нормах права.
В данном случае ответчиком предпринимались все необходимые и возможные меры для обеспечения истца ТСР. Выдать истцу направление на получение ТСР в срок не представилось возможным ввиду отсутствия действующего государственного контракта на дату поступления заявления, а также в связи с распределением изделий путем выдачи направлений среди иных граждан, состоящих на учете. Установление месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для обеспечения истца ТСР является незаконным, так как положения Федерального закона № 44-ФЗ, не позволяют осуществить закупки за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, считает незаконным вывод суда о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, поскольку в данной ситуации отсутствует виновность ответчика.
В письменных возражениях прокурор Угловского района Алтайского края просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции процессуальный истец прокурор К.А. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, А.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, ДД.ММ.ГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности сроком до ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида *** от ДД.ММ.ГГ предусмотрено предоставление А.Н. средств реабилитации, в том числе: кресла-коляски с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) (7-02-01); ортопедические брюки (12-01-02), противопролежневая подушка воздушная (10-02-03), кресло–стул с санитарным оснащением (без колес) (23-01-02). Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, с 17 июля 2023 года до 1 ноября 2024 года. Исполнителем рекомендованных реабилитационных мероприятий является ОСФР по Алтайскому краю.
31.07.2023 А.Н. обратился в отделение Фонда с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации, в том числе противопролежневой подушкой воздушной (10-02-03), ортопедическими брюками (12-01-02), кресла-коляски с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) (7-02-01).
22.09.2023 г. А.Н. также обратился к ответчику с заявлением об обеспечении его в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида техническими средствами реабилитации, в том числе кресло–стул с санитарным оснащением (без колес) (23-01-02).
А.Н. выданы направления ***, ***, ***, *** на получение ТСР в виде: кресло - стул с санитарным оснащением (без колес), мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной, ортопедические брюки, катетер для самокатетеризации лубрицированный (с зафиксированным гидрофильным покрытием).
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные прокурором Угловского района Алтайского края в интересах А.Н. исковые требования о признании незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по необеспечению А.Н. техническими средствами реабилитации, возлагая на ответчика обязанность предоставить А.Н. технические средства реабилитации, рекомендованные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также выплатить А.Н. компенсацию морального вреда, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что А.Н. не был обеспечен техническими средствами реабилитации.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанций, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В пункте 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктами «а» и «д» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путём предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счёт средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подаётся инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил (абзац четвёртый пункта 5 Правил).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключённого с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (абзац 6 пункта 5 Правил).
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учётом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть пятнадцатая статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утверждён Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрёл указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счёт собственных средств.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утверждённого Приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. № 603н, вступившего в силу 16.10.2023 г.
Из приведённых нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путём предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счёт, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета и Фонда социального страхования (с 1 января 2023 г. Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) техническими средствами реабилитации осуществляется путём выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 г. № 57н (действовавшим на дату постановки материального истца на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации – 31.07.2023 г. и 25.09.2023 г.), приказом Минтруда России от 26.07.2023 г. № 603н (действующим с 16.10.2023 г.).
Между тем, разрешая спор, суд первой инстанций неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, в связи с необеспечением А.Н. техническими средствами реабилитации восстановление его нарушенного права возможно только путём предоставления рекомендованных ему ИПРА технических средств реабилитации в натуре.
В случае необеспечения А.Н. по каким-либо причинам техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, право А.Н. на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путём выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н, а начиная с 16 октября 2023 г. в порядке, предусмотренном приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. № 603н.
Делая вывод о том, что ОСФР по Алтайскому краю нарушил срок предоставления А.Н. технических средств реабилитации, суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Обеспечение граждан, признанных инвалидами техническими средствами реабилитации путём предоставления необходимых изделий организациями, отобранными исполнительными органами Фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Согласно пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключённых с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Для заключения контрактов Фонд при определении поставщика обязан использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счёт средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осуждённых к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Минтруда России от 14 декабря 2021 г. № 887н утверждены Правила предоставления в 2022 году бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 3 Правил распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в соответствии с методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1137 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов», за исключением определения размера предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субвенции на административные расходы и расходов на оплату труда работников субъекта Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия, оплата труда которых рассчитывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», предусмотренных пунктом 6 методики.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, на основании сведений, представляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по форме и в порядке, предусмотренным приложениями № 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № 301н «Об утверждении формы сведений для определения размера субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, порядка представления этих сведений, формы отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, а также порядка представления этого отчёта» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2021 г., регистрационный № 63532), в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утверждённых постановлением (далее - сведения).
Подготовка сведений осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности в конкретном виде технического средства реабилитации (услуги) в общем объёме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункт 4 Правил).
Из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объёмы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Подпунктом «а» пункта 10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретённые инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утверждённого приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 мая 2019 г. № 256, (далее - Административный регламент), предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.
Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, в связи выводы суда о нарушении ОСФР по Алтайскому краю права А.Н. на обеспечение техническими средствами реабилитации, восстановление которого возможно путём возложения на ответчика обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации, не могут быть признаны правомерными.
Так, 31 июля 2023 г. ОСФР по Алтайскому краю выдало истцу уведомление о постановке на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации: противопролежневая подушка, ортопедические брюки, кресло коляска с ручным приводом прогулочная.
Кроме того, 25 сентября 2023 г. ответчиком А.Н. было выдано уведомление о постановке на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации: кресло-стул с санитарным оснащением без колес), кресло-коляска с ручным приводом комнатная.
Для проведения процедуры отбора поставщика с целью определения начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с правилами, предусмотренными статьёй 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и формирования извещения о проведении закупки, ответчиком на официальном сайте государственных закупок (www.zakupki.gov.ru) были размещены запросы о предоставлении ценовой информации на поставку технических средств реабилитации, необходимых А.Н..
ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ, А.Н. ответчиком были выданы направления *** (соответственно) на получение либо изготовление вышеуказанных технических средств реабилитации, на основании заключённых государственных контрактов *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ.
Вышеуказанные обстоятельства, свидетельствуют о проведении ОСФР по Алтайскому краю работы по обеспечению истца техническими средствами реабилитации, и не соответствуют выводам суда о бездействии ответчика и как следствие признании их незаконными.
Более того, из акта сдачи приема работ от ДД.ММ.ГГ следует, что А.Н. получил техническое средство реабилитации – ортопедические брюки, акта *** приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГ А.Н. получил кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), акта *** приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГ истец получил кресло-коляску с ручным приводом прогулочную.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что у суда не имелось оснований для признания бездействия ОСФР по Алтайскому краю незаконным. Ответчик в соответствии с вышеприведенным правовыми нормами проводил работу по обеспечению А.Н. техническими средствами реабилитации, а их не предоставление в установленные законом сроки связано с необходимостью соблюдения ответчиком конкурсных процедур, в том числе получения сведений по НМЦК и проведения аукционов для заключения в последующим государственного контракта.
Давая оценку доводам жалобы ответчика о несогласии со взысканием судом компенсации морального вреда, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ) (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Таким образом, взыскание компенсации морального вреда возможно лишь при установлении совокупности вышеуказанных обязательных признаков.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, судебная коллегия не находит правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку в действиях ответчика отсутствует виновность, поскольку отделением Фонда принимались необходимые меры для обеспечения истца техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем, доводы жалобы ответчика о его не извещении о времени и месте рассмотрения дела являются несостоятельными.
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <данные изъяты> ОСФР по Алтайскому краю 15.01.2024 получил судебную корреспонденцию о рассмотрении настоящего дела, назначенного на 18.01.2024 года на 14 час. 30 мин. Поздняя её регистрация ответчиком не может свидетельствовать о его ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным, судебная коллегия отменяет его и принимает по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурору Угловского района Алтайского края в интересах А.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.05.2024 года.
Судья Кизима И.С. Дело № 33-3706/2024 (2-11/2024)
22RS0057-01-2023-000367-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
7 мая 2024 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при помощнике |
Вегель А.А., Сачкова А.Н., Масликовой И.Б., Богдан Л.Ф., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года по делу
по иску прокурора Угловского района Алтайского края в интересах А.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурору Угловского района Алтайского края в интересах А.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий:
Судьи: