66RS0030-01-2021-001441-85
Дело № 2-67/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.05.2022 город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Габбасовой С.В.,
при секретарях судебного заседания Гнатышиной К.О., Габовой А.О.,
с участием истца Грачева А.А., представителя истца Шумихина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грачева Анатолия Александровича к Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов», Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права собственности в порядки приватизации на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Карпинский городской суд Свердловской области с вышеуказанным исковым заявлением. В исковом заявлении указано, что он работал в Карпинском лесхозе. Во время работы в данной организации по совместному решению администрации и профкома ему была передана квартира по адресу: <адрес>1, где он проживает и зарегистрирован по настоящее время. В связи с проведением реорганизации предприятия все имущество, в том числе спорная квартира, было передано Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» и собственником данной квартиры является ответчик. B августе 2021 года он обращался к Бюджетному учреждению «Уральская авиабаза» c заявлением o передаче ему указанной квартиры в собственность в порядке приватизации в соответствии c Законом Российской Федерации «O приватизации жилищного фонда Российской Федерации» от 04 июля 1991 № 1541-1. Письмом № 2672 от 13 сентября 2021 года ответчик отказал ему в приватизации данной квартиры по мотиву непредставления соответствующих документов. B сентябре 2021 года он представил ответчику часть недостающих документов. Письмом № 2794 от 07.10.2021 ответчик повторно отказал истцу в приватизации данной квартиры по причине отсутствия договора социального найма жилого помещения на вышеуказанное жилое помещение. Договор социального найма указанного жилого помещения фактически отсутствует. Согласно справке отдела COГУП «Областной центр недвижимости» Kapпинcкoe Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости № 619 от 22 ноября 2021 года сведения o принадлежности объекта недвижимости (<адрес>), расположенной по адресу: <адрес>, г. Кapпинcк, <адрес> — отсутствуют. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 ноября 2021 года № КУBИ-002/2021-152373251 кадастровая стоимость данного жилого помещения составляет 204758 руб. 52 коп. Спора по принадлежности ответчику указанной квартиры нет. Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение — квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, город Кapпинcк, <адрес>.
Истец ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что он работал в ГУ «Карпинский лесхоз», который в последующем был переименован в «Карпинский лесхоз». Во время работы в данной организации по совместному решению администрации и профкома ему была передана квартира по адресу: <адрес>1, в которой он был зарегистрирован 10.10.2007. В данной квартире он проживает по настоящее время, оплачивает коммунальные услуги. Задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет. Договор социального найма с ним не заключался. Документы, на основании которых он был зарегистрирован в данной квартире, не сохранились.
Представитель истца ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. В дополнении пояснил, что законность вселения в указанное жилое помещение истца никто не оспаривает. Решение профкома после реорганизации не сохранилось и в архив не передавалось.
Представитель ответчика БУ СО «Уральская авиабаза» в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, направив отзыв, из которого следует, что квартира расположенная по адресу: <адрес> была передана Учреждению среди прочего имущества по акту приема-передачи после реорганизации в форме присоединения государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Лесохозяйственное производственное объединение».
Ввиду непредставления в распоряжение Учреждения договора социального найма оснований для заключения c истцом договора приватизации, у учреждения не имелось.
Представитель ответчика Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия, представив отзыв, из которого следует, что истцом не представлено доказательств занятия спорного жилого помещения на условиях социального найма, договор социального найма с ним не заключался, на учете, для целей предоставления жилых помещений истец не состоит. При этом само по себе проживание истца в спорном помещении, внесение платы за коммунальные услуги не является основанием для правомерного проживания в спорном жилом помещении и занятии его на условиях социального найма. Считает исковые требования не подлежащими удовлетворению и просит в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Суд, заслушав истца, его представителя, исследовав представленные доказательства, оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО2, согласно трудовой книжки, 21.08.1992 года уволен из Карпинского химлесхоза в связи с переводом в Карпинский мехлесхоз по согласованию между руководителями. 01.01.1995 года переведен в лесхоз заместителем директора по организации промышленного производства. 30.01.2002 установлено, что ГУ «Карпинский лесхоз» Министерства природных ресурсов РФ Департамента природных ресурсов по Уральскому региону, является правопреемником Карпинского лесхоза Федеральной службы лесного хозяйства Свердловского управления лесами. 29.06.2004 «Карпинский лесхоз» переименован в Карпинский лесхоз. 25.01.2006 назначен на должность директора ФГУ «Оусский лесхоз» в порядке перевода из ФГУ «Карпинский лесхоз». 07.02.2007 ФГУ «Оусский лесхоз» переименован в областное государственное учреждение «Оусский лесхоз» на основании постановления правительства Свердловской области от 07.02.20078 №79-ПП «О приеме и переименовании федеральных государственных учреждений (лесхозов), безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области для осуществления полномочий органов государственной власти Свердловской области. 29.12.2007 освобожден от должности директора областного государственного учреждения.01.01.2008 назначен на должность директора Государственного учреждения Свердловской области «Карпинское лесничество». 01.01.2011 назначен на должность директора государственного учреждения СО «Карпинское лесничество». 31.12.2013, на основании Постановления Правительства СО от 17.05.2011 №556-ПП ГУ СО «Карпинское лесничество» переименовано в государственное бюджетное учреждение СО «Карпинское лесничество». 31.12.2013, на основании Распоряжения Правительства СО №1992-РП от 02.11.2011, ГБУ СО «Карпинское лесничество» переименовано в государственное казенное учреждение СО «Карпинское лесничество». 31.12.2013 освобожден от должности директора ГКУ СО «Карпинское лесничество» в связи с истечением срока трудового договора. 01.01.2014 назначен на должность директора ГКУ СО «Карпинское лесничество». 10.04.2020 освобожден от должности директора ГКУ СО «Карпинское лесничество» по собственной инициативе.
24.12.2013 жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 21,2 кв.м. зарегистрировано в собственность Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. 25.10.2016 года, на основании приказа Министерства по управлению имуществом Свердловской области №2994 от 28.07.2014 года и Постановления Правительства Свердловской области №736-ПП от 12.08.2015 года «О реорганизации государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» в форме присоединения к нему государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Лесохозяйственное производственное объединение», вышеуказанное жилое помещение передано в оперативное управление Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов».
Согласно п. 1 ст. 216 ГК РФ вещным правом наряду с правом собственности является право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 2 Закона Свердловской области от 07.12.2012 №96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области (далее – Закон Свердловской области №96-AP) гражданам могут предоставляться жилые дома, части жилых домов, квартиры, входящие в государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений Свердловской области, - по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Ст. 3 закона Свердловской области №96-ОЗ, устанавливающей общий порядок предоставления гражданам жилых помещений предусмотрено, что жилые помещения государственного жилищного фонда свердловской области предоставляются гражданам путем принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких помещений.
Согласно части второй пункта 2 ст. 5 Закона Свердловской области №96-ОЗ решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, указанных в п.п. 3-5 части 1 п.1, п.п. 2-7,9 и 10 п.2 и п.п 2-4 п.3 ст. 2 настоящего Закона, принимаются государственными учреждениями Свердловской области, казенными предприятиями свердловской области и государственными предприятиями Свердловской области, которым принадлежат такие жилые помещения.
Согласно п. 12-1 Порядка принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 03.09.2013 №1073-ПП, решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального пользования, указанных в п.п. 3-5 п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области №96-ОЗ, принимаются государственными учреждениями и государственными предприятиями, которым принадлежат такие жилые помещения, по результатам проверок наличия оснований, дающих право на предоставление гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, проводимых в соответствии с федеральным и областным законом.
Из изложенного выше следует, что надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов».
Согласно п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 (в редакции, действовавшей на момент вселения истца в спорное жилое помещение), при постановке на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы, а также документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия). В случае отсутствия жилищно - эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Согласно п.п. 17, 18 указанных Правил регистрации, должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-хдневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета; органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства.
По мнению истца, указанные выше основания для регистрации истца по месту жительства в <адрес> в <адрес> предусматривают, что он не был бы поставлен на регистрационный учет в указанном жилом помещении, если бы организация, в которой он работал, ГБУ СО «Лесохозяйственное производственное объединение» не представил в органы регистрационного учета документ, являющийся основанием для его вселения, т.е. совместное решение администрации и профкома.
Начиная с 10.10.2007 года истец был вселен в спорное жилое помещение как наниматель, в установленном законом порядке, не самоуправно, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истца при вселении допущено не было. При этом на протяжении 14 лет ответчик законность проживания ФИО2 в указанном жилом помещении под сомнение не ставил, с требованиями о выселении не обращался, взимал плату за жилое помещение.
Собственником здания по адресу: <адрес>, на момент вселения в него истца 10.10.2007 г. являлся ГБУ СО «Лесохозяйственное производственное объединение». Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25.10.2016, 25.10.2016 года, на основании приказа Министерства по управлению имуществом Свердловской области №2994 от 28.07.2014 года и Постановления Правительства Свердловской области №736-ПП от 12.08.2015 года «О реорганизации государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» в форме присоединения к нему государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Лесохозяйственное производственное объединение», вышеуказанное жилое помещение передано в оперативное управление Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов».
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу на законных основаниях - по решению администрации предприятия и профкома и истец проживает в данном жилом помещении на условиях социального найма.
Согласно ответа Главного Управления по вопросам миграции МВД РФ по Свердловской области, срок хранения заявлений граждан о постановке (снятия) с регистрационного учета 5 лет.
С учетом приведенных выше положений закона, отношения по пользованию истцом кв.1 д. 102 по ул. Советская в г. Карпинске по настоящее время сложились на условиях социального найма, и за истцом должно быть признано право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Факт отсутствия у истца на праве собственности (либо на ином основании) какого-либо жилого помещения подтверждается справкой 486 от 20.09.2021, выданной отделом СОГУП «Областной центр недвижимости» Карпинское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости. Следовательно, истец как на момент вселения в спорное жилое помещение, так и на сегодняшний день относится к категории граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Статьей 4 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и находится в оперативном управлении Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов».
При таких обстоятельствах с учетом вышеприведенных норм права, у ФИО7 возникло право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Несмотря на то обстоятельство, что регистрация или отсутствие регистрации по месту жительства в жилом помещении, исходя из положений ст. 3. Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», сама по себе не порождает прав и обязанностей в отношении жилого помещения, суд считает, что наличие у истца регистрации по месту жительства по спорному адресу подтверждает факт вселения ФИО2 в жилое помещение в установленном законом порядке, т.е. с согласия собственника жилого помещения, предоставившего истцу право пользования жилой площадью в указанной квартире.
Факт вселения истца в жилое помещение в установленном законом порядке, подтверждает и то обстоятельство, что начиная с 10.10.2007 (даты вселения истца в жилое помещение), ответчиком не предпринималось действий по выселению истца из жилого помещения, либо прекращению права пользования указанным жилым помещением.
В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в действующей редакции и в редакции Закона РФ N 4199-1 от 23 декабря 1992 г., действовавшей на момент передачи жилого помещения в собственность Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 г. и подтвержденными после принятия Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также нормы права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, суд считает, что истец имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения, так как был вселен в установленном законом порядке, к отношениям по пользованию истцом жилым помещением применяются нормы о договоре социального найма, истец не использовал право на приватизацию жилья по достижении совершеннолетия, а, следовательно, требования истца о признании за ним права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 21,2 кв.м. кадастровый №.
В удовлетворении исковых требований к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Свердловский областной суд с принесением апелляционной жалобы, представления через Карпинский городской суд Свердловской области.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 23.05.2022.
Председательствующий:
Копия верна.