Решение по делу № 2-433/2018 от 16.10.2017

Дело № 2-433/18-публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2018 года г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Владимировой А.А.,

при секретаре – Мерзляковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костылевой М.А. к Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В обоснование исковых требований указано, что она является матерью и законным представителем З.Ю.А., <дата>. <дата> ее дочь была поставлена на учет в Управление дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска для направления в МДОУ. Год желаемого зачисления – <дата>. До настоящего времени ее ребенок так и не устроен в МДОУ г.Ижевска. Ей необходимо выйти на работу, чтобы содержать себя и дочь, так как с отцом ребенка в браке не состоит. Ее ребенок нуждается в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования, однако Управление бездействует. <дата> она обратилась в Управление, указав о нуждаемости в представлении места в МДОУ г.Ижевска в группу полного дня. В заявлении указала на желаемые МДОУ г.Ижевска и на возможность других вариантов, в случае отсутствия в данных МДОУ свободных мест. Однако, место в МДОУ г.Ижевска дочери не было предоставлено, что лишило ее доступа к бесплатному дошкольному образованию. На <дата> ее ребенок находится в очереди на 1401 позиции. Просит обязать Управление дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска предоставить З.Ю.А., <дата> года рождения свободное место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Ижевска в группе полного дня по месту проживания с учетом территориальной доступности, а в случае отсутствия места – сформировать для З.Ю.А. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Ижевска в группе полного дня по месту проживания с учетом территориальной доступности и предоставить его.

В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований настояла в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчика Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска Алексеева Д.М., Коробейникова А.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали. Суду пояснили, что отсутствие мест является самостоятельным основанием для отказа. Мест свободных не имеется. Из очереди истица не исключена. Истица выбрала детские сады в которых не имеется групп соответствующего возраста.

Суду также представлены письменный отзыв из которого следует, что комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений детских садов города Ижевска на учебный год проводится в соответствии с Порядком учета детей при распределении мест в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Ижевск», в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад», утвержденного постановлением Администрации города Ижевска от <дата> года .

Распределение мест в детских садах осуществляется в порядке очереди. Очередь формируется в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» (АИС «ЭДС») с учетом внеочередного и первоочередного права родителей (законных представителей) на 1 сентября учебного года. АИС «ЭДС» введена в эксплуатацию Приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 26.03. 2014 года № 302. Порядком установлено, что распределение мест в детских садах осуществляется в порядке очереди. Очередь формируется на электронном сервисе Регионального портала государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики по адресу http://uslugi.udmurt.ru/ (далее - РПГУ) по дате подачи заявления с учетом внеочередного и первоочередного права родителей (законных представителей), установленным федеральным законодательством.

Порядком установлено, что распределение мест в детские сады города Ижевска осуществляется по возрастным группам от 1 года до 7 лет, рассчитывая возраст детей от даты рождения на начало учебного года (на 01.11.2017 года для детей с 2 до 7 лет; на 01.09.2017 года для детей с 1,5 до 2 лет).

Из списков на распределение мест формируются группы для детей с 1 года до 1,5 лет, с 1,5 до 2, с 2 до 3, с 3 до 4 лет.

Пунктом 2.1. Порядка установлено, что формирование очереди на получение места в образовательной организации осуществляется посредством АИС «ЭДС» в автоматическом режиме по трем категориям Заявителей: во внеочередном, в первоочередном и в очередном порядке. Внутри одной льготной категории (право на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в образовательную организацию) заявления выстраиваются по дате его подачи.

З.Ю.А. поставлена на учет <дата> для получения места в детском саду. В списке желаемых детских садах родителями (законными представителями) указаны: МБДОУ , МБДОУ , МАДОУ Детский сад , МБДОУ , МБДОУ , МБДОУ , МАДОУ Детский сад .

В период основного комплектования на <дата> учебный год на <дата> З.Ю.А. исполнилось 10 месяцев. В связи с отсутствием соответствующих условий, необходимых для содержания детей до 1 года, группы указанного возраста в Учреждениях не комплектуются.

Заявление Костылевой М.А. рассматривалось в период комплектования детьми детских садов на <дата> учебный год, по итогам которого З.Ю.А., <дата> года рождения, в электронной системе места в детском саду не предложено в связи с тем, что на указанный выше период возникла высокая потребность мест для детей с 2 до 3 лет. Места для детей с 1,5 до 2 лет отсутствовали.

На период указанных выше комплектований документов, подтверждающих внеочередное или первоочередное право на получение места в детском саду, родителями (законными представителями) предоставлено не было.

Таким образом, истцу не было предоставлено место в детский сад в указанный период в связи с отсутствием мест в выбранных родителями (законными представителями) детских садах, что не противоречит действующему законодательству. В соответствии с п. 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 года № 293 в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Выбранные родителями (законными представителями) детские сады были укомплектованы детьми в полном объеме. Превышение количества воспитанников в детских садах более установленных норм приведет к нарушению санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13, которым определено допустимое количество детей в группах в целях охраны их здоровья, полноценного развития и образования, а соответственно, нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному учреждению. Все права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Реализация заявителем конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных в очередь ранее З.Ю.А., либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в избранные детские сады.

В предоставлении дошкольного образования ребенку Костылевой М.А. не отказано. Заявление, поданное на РПГУ, будет участвовать в мае <дата> при комплектовании дошкольных учреждений на <дата> учебный год.

Просят отказать в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, письменный отзыв, суд считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Костылева М.А. и З.А.С. являются родителями несовершеннолетнего ребенка З.Ю.А., <дата> года рождения.

<дата> З.Ю.А. была поставлена на очередь на получение путевки в детский сад (идентификатор ).

В соответствии с уведомлением от <дата>. З.Ю.А. поставлена на учет для зачисления в дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ – позиция 87, МБДОУ – позиция 23, МАДОУ детский сад – позиция 93, МБДОУ – позиция 24, МБДОУ – позиция 25, МБДОУ – позиция 29, МАДОУ детский сад – позиция 41, текущий номер в общегородской очереди – 1628.

<дата>. Костылева М.А. обращалась в Управление дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска с письменным заявлениями о выделении ее дочери путевки в детский сад в связи с необходимостью выхода на работу для содержания семьи.

Согласно ответу на обращение Костылевой М.А. от <дата>., заявление о предоставлении З.Ю.А. места в дошкольном образовательном учреждении отклонено в связи с отсутствием свободных мест.

Исковые требования мотивированы тем, что до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ребенку истца не предоставлено, что является нарушением права на общедоступное бесплатное дошкольное образование, препятствует матери ребенка возобновить работу после отпуска по уходу за ребенком.

Анализируя доводы иска, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ №599 от 07.05.2012г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 года в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно статье 64 этого же закона, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Исходя из положений, предусмотренных ст. 67 Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Ст. 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает полномочия органа местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений детских садов города Ижевска (далее - детские сады) на учебный год проводится в соответствии с Порядком учета детей при распределении мест в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Ижевск», в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад», утвержденного постановлением Администрации города Ижевска от <дата> года (далее - Порядок).

Порядок учета детей при распределении мест в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории муниципального образования "Город Ижевск", в автоматизированной информационной системе "Электронный детский сад" (далее - Порядок, АИС "ЭДС" соответственно) устанавливает правила и последовательность формирования очереди и распределения мест в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска (далее - образовательные организации, Управление соответственно), в АИС "ЭДС", а также оформления направлений в образовательные организации (п.1.1).

В силу п.2.1 Порядка формирование очереди на получение места в образовательной организации осуществляется посредством АИС "ЭДС" в автоматическом режиме по трем категориям Заявителей: во внеочередном, в первоочередном и в очередном порядке. Внутри одной льготной категории (право на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в образовательную организацию) заявления выстраиваются по дате его подачи.

АИС «ЭДС» введена в эксплуатацию Приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от <дата> .

Очередь формируется на электронном сервисе Регионального портала государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики по адресу http://uslugi.udmurt.ru/ (далее - РПГУ) по дате подачи заявления с учетом внеочередного и первоочередного права родителей (законных представителей), установленным федеральным законодательством.

Порядком установлено, что распределение мест в детские сады города Ижевска осуществляется по возрастным группам от 1 года до 7 лет, рассчитывая возраст детей от даты рождения на начало учебного года (на 01.11.2017 года для детей с 2 до 7 лет; на 01.09.2017 года для детей с 1,5 до 2 лет) (п.1.4).

Согласно п.2.9 Порядка на основе автоматически сформированного в АИС "ЭДС" списка заявлений в автоматическом режиме осуществляется распределение мест в образовательных организациях.

Из списков на распределение мест формируются группы для детей с 1 года до 1,5 лет, с 1,5 до 2, с 2 до 3, с 3 до 4 лет (п.1.4).

Пунктом 2.1. Порядка установлено, что формирование очереди на получение места в образовательной организации осуществляется посредством АИС «ЭДС» в автоматическом режиме по трем категориям Заявителей: во внеочередном, в первоочередном и в очередном порядке. Внутри одной льготной категории (право на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в образовательную организацию) заявления выстраиваются по дате его подачи.

Судом установлено, что несовершеннолетняя З.Ю.А., <дата> г.р., с <дата>. включена в регистр для получения путевки в детский сад, в списке желаемых дошкольных образовательных учреждений родителями (законными представителями) указаны: МБДОУ , МБДОУ , МАДОУ Детский сад , МБДОУ , МБДОУ , МБДОУ , МАДОУ Детский сад . На момент рассмотрения дела в суде местом в дошкольном учреждении ребенок не обеспечен.

Ребенок истца льготой для внеочередного и первоочередного поступления в детский сад не обладает, кроме того, в данный момент не достиг трехлетнего возраста, с которого предоставляется путевка в обязательном порядке.

Места для детей с 1,5 до 2 лет отсутствовали на момент формирования групп в <дата> году.

Принимая решение по существу, суд исходит из того, что З.Ю.А. имеет право на получение места в порядке общей очереди, а не посредством создания для нее вне очереди дополнительного места в детском саду.

В силу п.4 ст.67 ФЗ «Об образовании в РФ», п.5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 года № 293 в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона.

Как следует из объяснений представителей ответчика выбранные родителями (законными представителями) детские сады были укомплектованы детьми в полном объеме.

При этом, суд отмечает, что количество групп в учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.

На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013г.).

Пунктом 1.9 данных СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (пункт 1.4 СанПиН).

Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены (пункт 1.5).

Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.

Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца. При этом, по мере появления свободных мест, они предоставляются в порядке очередности, либо лицам, имеющим право на внеочередное предоставление. Доказательств нарушения требований законодательства, в частности, очередности предоставления места в дошкольных детских учреждениях в отношении своего несовершеннолетнего ребенка, либо наличия у истца права на преимущественное обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении, Костылевой М.А. суду не представлено.

Принимая во внимание тот факт, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, действия сотрудников Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска соответствуют требованиям закона. При этом в обязанность ответчика входит предоставление ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности. Следовательно, права истца в настоящее время не нарушены.

На основании изложенного, с учетом предмета и оснований исковых требований, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения искового заявления Костылевой М.А. к Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Костылевой М.А. к Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении– оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Первомайский районный суд г. Ижевска УР.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.

Судья:              А.А. Владимирова

2-433/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Костылева Мария Александровна
Ответчики
Управление дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Владимирова Анна Анатольевна
Дело на странице суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.05.2020Предварительное судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее