Дело №2а– 1089/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2015 г. г. Северобайкальск Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующей судьи Казаковой Е.Н.,
при секретаре Копыловой Н.А.,
с участием представителя административного истца Михалевич Н.С., адвоката Новолодской В.Г.,
представителя административного истца Хитуевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников недвижимости Товарищества собственников жилья «Стимул» к Северобайкальскому межрайонному прокурору о признании незаконным представления,
У С Т А Н О В И Л:
Товарищество собственников недвижимости Товарищества собственников жилья «Стимул» (далее по тексту ТСН ТСЖ), обращаясь в суд, просило отменить представление Северобайкальского от 20.02.2016 г. Свои требования мотивировало тем, что прокурор, проверяя информацию о деятельности ТСН ТСЖ, которая подлежала опубликованию на сайте сети Интернет, выявил нарушение действующего законодательства, регулирующего обязанности ТСН ТСЖ по обеспечению доступа к информации о деятельности, связанной с управлением многоквартирным домом. С данным представлением не согласны, на момент проведения проверки ТСН ТСЖ зарегистрировалось на сайте «Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Работа по внесению сведений на сайт проводится, постоянно вносятся в нее изменения и дополнения. Считает, что прокурор незаконно вторгается в хозяйственную деятельность общества, пытаясь ликвидировать юридическое лицо.
В судебном заседании представитель административного истца председатель правления ТСН ТСЖ «Стимул» Михалевич Н.С. иск поддержала, суду пояснила, что ТСН ТСЖ зарегистрировалось в качестве юридического лица в мае 2015 г. В 2015 г. прокурор незаконно вторгался в хозяйственную деятельность общества. В результате чего ТСН ТСЖ стало работать только с 01.09.2015 г., после того как ему были переданы полномочия от предыдущей управляющей компании по управлению жилым домом. 10.02.2016 г. прокурор провел проверку обеспечения доступа информации на сайте. На тот момент( на 10.02.2016 г.) ТСН ТСЖ подало заявку на регистрацию на сайте, заявка была одобрена 11.02.2016 г. После чего был получен электронный ключ. Она не согласна с вмешательством прокурора в хозяйственную деятельность ТСН ТСЖ. Ранее уже состоялось решение суда, по которому действия прокурора были признаны незаконным. Также просит учесть, что в силу действующего законодательства прокурор не имел право проведения проверок ранее, чем через три года после регистрации ТСН ТСЖ, что предусмотрено ФЗ №294. Также просит учесть, что информацию по управлению жилым домом по <адрес> ТСН ТСЖ не могло опубликовать на сайте, т.к. в течение длительного времени шел гражданский процесс по иску жителей жилого <адрес>, об оспаривании общего решения собственников жилого дома. Товарищество не знало, какую информацию нужно опубликовывать.
Аналогичные пояснения дал представитель Новолодская В.Г.
Административный ответчик в лице представителя Северобайкальского межрайонного прокурора Хитуевой Е.Н. с иском не согласилась, указывая, что в результате проверки МП МО «город Северобайкальск» «Управляющая компания «ТЭС» по размещению информации на сайте о деятельности данной организации по управлению жилым домом по <адрес>, было установлено, что 31.08.2015 г. указанный жилой дом был передан в управление ТСН ТСЖ «Стумул». В связи с чем, была проведена проверка ТСН ТСЖ по раскрытию информации на сайте Реформа ЖКХ, что предусмотрено ст. 161 ЖК РФ и Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731.
На момент проверки ТСН ТСЖ 10.02.2016 г. на указанном сайте требуемой информации не имелось, о чем составлен акт проверки с приложением распечатки с сайта.
Представитель ТСН ТСЖ Рыжкова данные обстоятельства не отрицала.
20.02.2016 г. было направлено предписание в адрес ТСН ТСЖ по электронной почте, и заказным письмом, о чем имеются сведения о получении представления.
Доводы истца о том, что прокурор не имел право на проведение проверки, не состоятельны, т.к. проверка деятельности организации проводилась в соответствии с Законом РФ «О прокуратуре». Просила в иске отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, не находит оснований для удовлетворения требований Товарищества собственников недвижимости Товарищества собственников жилья «Стимул» по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
В соответствии с п.п. 2, 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской от 15 мая 2013 г. N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов, в том числе, раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее Стандарт).
Пунктом 3 Стандарта установлен перечень информации, которая должна быть раскрыта управляющей организацией, товариществом и кооперативом, в том числе, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности сведения о расходах, сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива; перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому; общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом; информация об оказываемых коммунальных услугах, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг; информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Указанная информация товариществами раскрывается путем обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива.
Приказом Минрегиона России от 02.04.20013 г. № 124 в соответствии со Стандартом утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет согласно приложению к настоящему приказу.
Определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Информация подлежит размещению для товарищества и кооператива - не позднее 30 дней со дня его государственной регистрации.
При этом Стандартом определено, что размещение информации должно быть размещено как на сайте сети Интернет, так и на информационных стендах.
Судом установлено, что 20 мая 2015 г. было зарегистрировано ТСН (Ж) «Стимул». 29.03.2016 г. внесены изменения в Устав ТСН (Ж), изменено наименование юр лица на Товарищество собственников недвижимости Товарищества собственников жилья «Стимул» (ТСН ТСЖ «Стимул»).
Также судом установлено, что 31.08.2015 г. МП МО «город Северобайкальск» «Управляющая компания «ТЭС» передало в ТСН ТСЖ «Стимул» техническую документацию в связи с избранием собственниками жилого дома способа управления многоквартирным домом и выбора ТСН ТСЖ организацией по управлению домом по адресу: <адрес>. С 01.09.2015 г. ТСН ТСЖ приступило к обязанностям по управлению указанным жилым домом.
Соответственно, по истечении 30 дней товарищество было обязано в соответствии с законом разместить в сети Интернет информацию, согласно перечню Стандарта.
Также судом установлено, что на момент проведения прокурорской проверки на 10.02.2016 г. указанная информация не была размещена в сети Интернет, что подтверждается актом проверки прокурора и сведениями с сайта Интернет, заверенного председателем правления Михалевич Н.С.
Указанные обстоятельства не отрицались в судебном заседании представителем административного истца Михалевич Н.С., которая показала, что только 10.02.2016 г. была подана заявка на регистрацию на сайте, затем был получен электронный ключ. Из указанного следует, что информация, указанная в п.3 Стандарта, на дату проверки не была размещены на соответствующем сайте.
В соответствии с Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
В силу ст. 22 того же Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, прокурор был вправе в силу возложенных на него полномочий в соответствии с законом производить проверку деятельности истца.
Доводы представителя истца о том, что прокурор в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" провел проверку деятельности ТСН ТСЖ, не состоятельны, т.к. к возникшим правоотношениям не применяются (п. 3 ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона).
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не обязывает прокурора уведомлять проверяемое лицо - орган местного самоуправления о предстоящей проверке.
Как следует материалам дела, основанием проведения проверки послужило сообщение МП МО «город Северобайкальск» «Управляющая компания «ТЭС» о передаче в ТСН ТСЖ «Стимул» технической документации в связи с избранием собственниками жилого дома способа управления многоквартирным домом и выбора ТСН ТСЖ организацией по управлению домом.
В силу п. 3 ст. 22 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вправе вносить представление об устранении нарушений закона.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.02.2015 N 2-П, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Внося представление, прокурор действует в рамках предоставленных ему полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, и самостоятельно решает вопрос о необходимости в каждом конкретном случае внесения такого акта прокурорского реагирования, как представление.
Тем самым, прокурор вправе реагировать на нарушения требований законов, в частности, в виде вынесения представления об устранении выявленных нарушений.
В силу п. 2 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор наделен правом требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.
Суд считает, что непосредственное принятие решения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности отнесено к прерогативе работодателя.
Вместе с тем, суд считает, что прокурор вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.
Таким образом, прокурор был вправе провести проверку выполнения ТСН ТСЖ требований закона, в частности по размещению информации на сайте сети Интернет, по результатам которой при установлении фактов нарушения закона внести представление об устранении требований закона.
Доводы представителя Михалевич о том, что прокурор незаконно вмешивается в хозяйственную деятельность ТСН ТСЖ, суд признает не состоятельными, поскольку факт незаконности действий прокурора не нашел своего подтверждения.
Также суд признает не состоятельными доводы представителя Михалевич о том, что на 10.02.2016 г. товарищество не могло знать о том, какую информацию надо размещать на сайте, поскольку рассматривалось гражданское дело по иску собственников многоквартирного дома. Как установлено судом, действительно, в производстве суда имелось гражданское дело по иску собственников жилого <адрес>, о признании недействительным решения собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, прокурор установил нарушение требований закона о том, что ТСН ТСЖ не была размещена информация по управлению многоквартирным <адрес>. На тот момент ТСН ТСЖ приступило к управлению домом по <адрес> предоставляло услуги по обслуживанию дома и по предоставлению коммунальных услуг, принимало плату с собственников жилого дома.
В силу п.3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской от 15 мая 2013 г. N 416, управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления, следовательно, информация на сайте должна быть размещена в отношении каждого многоквартирного дома, что административным истцом выполнено не было.
Не состоятельны доводы представителей административного истца о том, что ранее действия прокурора уже признавались незаконными апелляционным определением Верховного суда РБ по заявлению Товарищества об оспаривании представления прокурора, поскольку указанные обстоятельства не относятся к рассмотрению настоящего дела.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Товарищества собственников недвижимости Товарищества собственников жилья «Стимул» к Северобайкальскому межрайонному прокурору о признании незаконным представления оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Окончательная форма решения принята 25.07.2016 г.
Председательствующий судья : Е.Н. Казакова