Дело №2а-3838/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 16 ноября 2020 года
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего - судьи Носковой Н.В.,
при секретаре Гавриловой И.С.,
с участием административного ответчика судебного пристава-исполнителя Кировского РОСП ГУФССП Ивановой И.А., представителя административного ответчика начальника Кировского РОСП ГУФССП Василенковой И.Б. – Ивановой И.А., заинтересованного лица Никифорова Я.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Санжара Юрия Александровича к Кировскому РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу, ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу, начальнику Кировского РОСП ГУФССП Василенковой И.Б., судебному приставу-исполнителю Кировского РОСП ГУФССП Ивановой И.А. об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Санжара Ю.А. обратилось в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском к Кировскому РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу, ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу, начальнику Кировского РОСП ГУФССП Василенковой И.Б., судебному приставу-исполнителю Кировского РОСП ГУФССП Ивановой И.А. об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что направил в адрес административного ответчика исполнительный документ, выданный Красносельский районным судом Санкт-Петербурга в отношении должника Никифорова Я.В. о взыскании расходов в размере 3400 рублей. Исполнительный документ службой судебных приставов был получен, однако копия постановления о возбуждении исполнительного производства в его адрес не была направлена, не был наложен арест на счета должника, никакие действия судебным приставом-исполнителем не производятся, что привело к нарушению прав взыскателя. В связи с этим, административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава - исполнителя Кировского районного отдела судебных приставов ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу, выразившееся в непринятии мер принудительного исполнения и исполнительных действий в виде наложения ареста на счета, в не направлении процессуальных документов.
Административный истец надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Кировского РОСП Иванова И.А. в судебное заседание явилась, административный иск не признала.
Представитель административного ответчика начальника Кировского РОСП ГУФССП Василенковой И.Б. – Иванова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала.
Представитель ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу, начальник Кировского РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу Василенкова И.Б., надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений не представили.
Заинтересованное лицо – Никифоров Я.В. в судебное заседание явился, пояснил, что об оспариваемом исполнительном производстве и его исполнении ему ничего не известно, приговор суда был отменен судом вышестоящей инстанции.
Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как указано в пункте 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Срок обращения в суд административным истцом соблюден.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ) следует, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав- исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не предусмотрено законом.
Согласно статье 12 Закона № 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов.
Согласно части 3 статьи 30 Закона № 229-ФЗ исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, примерный перечень которых содержится в данной статье и не является исчерпывающим; судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов; принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению и исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя, зависит от обстоятельств конкретного исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, постановлением СПИ Кировского РОСП г. Санкт-Петербурга Ивановой И.А. от 23.07.2018г. возбуждено исполнительное производство № 86153/18/78004-ИП в отношении должника Никифорова Я.В., взыскателем по которому является Санжара Ю.А. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена в адрес взыскателя и должника, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
В материалах исполнительного производства, материалах данного административного дела имеются доказательства, подтверждающие, что в период 23.07.2018г. судебным приставом-исполнителем принимались достаточные и своевременные меры, направленные на исполнение судебного решения - неоднократно направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные учреждения с целью установления имущества должника.
В том числе судебным приставом-исполнителем были направлены запросы и получены сведения из УФМС, ФССП, ЗАГС, Отделения ПФР по СПб и ЛО, Сбербанк, ГИБДД, банковских организаций, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, ФРС, ФНС и иные органы и организации в отношении личности и имущества должника, что подтверждается реестром направленных запросов.
При этом суд учитывает, что каждый раз судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно определять объем совершений исполнительских действий с учетом конкретных обстоятельств.
Согласно полученному ответу из кредитных организаций ПАО ФК «Открытие», ООО «ХКФ Банк», ПАО «Сбербанк» у должника открыты расчетные счета, в связи чем, 05.09.2018г., 05.02.2019г., 17.07.2019г. судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, направлены взыскателю, должнику и для исполнения в кредитные организации.
Согласно полученному ответу из Пенсионного фонда Кировского района СПб, должник осуществляет трудовую деятельность, в связи с чем, 03.09.2018г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату, направлены взыскателю, должнику и для исполнения работодателю.
Согласно полученному ответчику из ГИБДД России по СПб за должником зарегистрировано автомототранспортное средство, в связи с чем, 04.12.2018г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, копия постановления направлена взыскателю, должнику и для исполнения в МРЭО ГИБДД № 5 ГУ МВД России по СПб и ЛО.
При этом, как усматривается из представленных судебным приставом-исполнителем сведений, в рамках исполнительного производства произведено взыскание с должника в размере 3400 рублей. Денежные средства перечислены на расчетный счет взыскателя, что подтверждается представленными платежными поручениями. Исполнительное производство постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.09.2019г. прекращено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Все процессуальные документы, вынесенные судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства были направлены в адрес взыскателя своевременно.
В связи с чем, доводы административного истца о непринятии судебным приставом-исполнителем мер принудительного взыскания в виде наложения ареста на счета должника, не своевременном направлении процессуальных документов взыскателю суд находит не состоятельными.
При этом, сам по себе факт того, что взыскателю не известно о всех совершенных действиях в рамках исполнительного производства не может являться основанием для признания незаконными его действий (бездействия), так как не нарушает прав и законных интересов взыскателя, который в силу части 1 статьи 50 Федерального закона о "Об исполнительном производстве" вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства и ненаправление на заявление письменных ответов (постановления в установленный срок).
Положения части 1 статьи 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не обязывают судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица направлять взыскателю информацию о ходе исполнительного производства, о производимых судебным приставом-исполнителем действиях.
Кроме того, сам по себе факт неуведомления взыскателя о совершенных действиях в рамках исполнительного производства не может являться основанием для вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя.
При рассмотрении дел в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует учитывать следующее.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
При этом, суд учитывает, что формальное право административного истца на момент рассмотрения спора судом было восстановлено, иного способа, а равно восстановления данного права в большем объеме решение суда не порождает.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что административные исковые требования Санжара Ю.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Санжара Юрия Александровича к Кировскому РОСП ГУФССП России по Санкт-Петербургу, ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу, начальнику Кировского РОСП ГУФССП Василенковой И.Б., судебному приставу-исполнителю Кировского РОСП ГУФССП Ивановой И.А. об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: /подпись/ Носкова Н.В.
Копия верна:
Судья Носкова Н.В.