УИД 56RS0044-01-2023-000094-77
№ 2-136/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ясный 21 марта 2023 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Злобиной М.В.,
с участием представителя истца ст. помощника прокурора Ясненского района Оренбургской области Крючковой А.С.,
представителя ответчика Слынько О.Н.,
представителя третьего лица Матвеевой Н.А.
при секретаре Петрушенко Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ясненский городской округ об обязании организации проведения работ по замене аварийного участка сетей холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ясненского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ясненский районный суд с иском к Администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о возложении обязанности проведения работ по замене аварийного участка сетей холодного водоснабжения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ясненского района Оренбургской области в рамках осуществления надзора на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исключением законов в жилищно-коммунальной сфере» проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области законодательства в жилищно-коммунальной сфере, законодательства в сфере водоснабжения. По результатам проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, администрация муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области является собственником магистральных сетей водопровода, расположенном в г. Ясный Оренбургской области, кадастровый номер 56:46:0000000:1417.
27 сентября 2019 года между администрацией муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области и ООО «Водопроводные Системы» заключено концессионное соглашение в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения собственности муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области. Предметом концессионного соглашения выступает обязанность концессионера за свой счет реконструировать имущество, определенное в приложении № 5 к Соглашению, право собственности на которое в отношении реконструируемых объектов принадлежит Концеденту, и осуществлять деятельность по передаче, распределению холодной (питьевой) воды.
Предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения жителям муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области осуществляет ООО «Водопроводные Системы».
Проверкой установлено, что на территории муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области расположен аварийный участок стального водопровода Водовод «Город-2», диаметром 530 мм, длиной 370 метров, расположенный от перекрестка (ул. Фабричное шоссе-ул. Южная), до ВК №177 (Ясныйгоргаз КЭС). Дата ввода указанного водопровода в эксплуатацию 1974 года.
Согласно акту технического обследования системы водоснабжения (водопроводные сети) № от дд.мм.гг. в период с 2019 года – истекший период 2023 года на указанном участке произошло 39 аварийных порывов, износ указанного участка водопровода составляет свыше 90 %.
На протяжении 48 лет администрацией муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области как собственником указанного имущества денежные средства на капитальный ремонт указанного водопровода не выделялись, что привело к возникновению значительного количества аварийных ситуаций, нарушению прав граждан на получение услуг надлежащего качества, а также ограничению предоставления коммунальной услуги жителям муниципального образования.
Указанный участок водопровода не включен в Приложение № 5 концессионного соглашения от 27.09.2019 года, которым определены объемы инвестиций на реконструкцию объектов холодного водоснабжения и которым определен перечень реконструируемых объектов, следовательно, обязанность проведения капитального ремонта указного аварийного участка сетей холодного водоснабжения лежит на собственнике – администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области.
Истец просил суд обязать администрацию муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области организовать проведение работ по полной замене аварийного участка сетей холодного водоснабжения на территории муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области, а именно: участка водопровода диаметром 530 мм., длиной 370 метров, расположенного от перекрестка (ул. Фабричное шоссе-ул. Южная), до ВК №177 (Ясныйгоргаз КЭС) в срок до 30.12.2023 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ясненского района Крючкова А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Ясненский городской округ Слынько О.Н. иск не признала, пояснив, что администрацией МО Ясненский городской округ по условиям концессионного соглашения от 27 сентября 2019 года, концессионером по которому выступает ООО «Водопроводные Системы» переданы системы холодного водоснабжения, в том числе и указанный в исковом заявлении участок водопровода. Именно концессионер обязан проводить ремонт, в том числе капитальный переданного водопровода Кроме того, никаких сведений об авариях на участке водопровода холодного водоснабжения в адрес администрации МО Ясненский городской округ не поступали. Полагала что, заявленное истцом требование о выполнении указанных выше работ, в срок до 30.01.2023 является заведомо не исполнимым, поскольку указанного рода мероприятия и их финансирование не запланировано на 2023 год. Полагала, обоснованным установление даты исполнения обязанностей по капитальному ремонту участка водопровода не ранее 31 декабря 2024 года.
Представитель третьих лиц ООО «Водопроводные Системы» и ООО «Городское коммунальное управление» Матвеева Н.А. не возражала против удовлетворения исковых требований истца, суду показала, что существующие в настоящее время водопроводные сети г. Ясном в значительной степени изношены, находятся в неудовлетворительном состоянии. Администрация МО Яснеснкий городской округ надлежащим образом уведомлена о состоянии участка трубопровода, что подтверждается представленными скриншотами сообщений о порывах в Администрацию МО Ясненский городской округ. Концессионным соглашением определено, что проведение капитального ремонта осуществляется сторонами на согласованных условиях, поэтому принятие решений по вопросам, требующим финансирования работ сверх согласованных при концессионном соглашении, должно осуществляться собственником имущества. Предложения о проведении работ по капитальному ремонту данного участка от администрации –собственника имущества в ООО «Водопроводные Системы» не поступали. Просит иск прокурора удовлетворить.
Суд на основании ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил: рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 2, 18 и 45 Конституции Российской Федерации, человек, его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Положения, зафиксированные в указанных нормах, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Из анализа указанных норм основного закона следует, что местное самоуправление посредством реализации социально-экономических полномочий должно создавать условия (гарантии) осуществления прав и свобод граждан.
Пунктами 3, 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Согласно части 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (пункт 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены в соответствии с пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
Уставом муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ясненский городской округ от 31 января 2022 года № 130, к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 644 (далее - Правила), регулируются отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с п. "в, г" п. 34 Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
В силу п. 2.2 Устава ООО «Водопроводные Системы», целью деятельности Общества является получение прибыли и наиболее эффективное её использование для экономического и социального развития деятельности; одним из основных видов деятельности общества является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
15 октября 2018 года между ООО «Водопроводные Системы» и ООО «Городское коммунальное управление» заключен договор на управление ООО «Водопроводные системы № 11/08-730, по условиям которого участник общества передает Управляющей компании, а управляющая компания принимает на себя обязанности исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью «Водопроводные Системы», определенные его Уставом и Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дд.мм.гг. муниципальное образование Ясненский городской округ Оренбургской области является собственником магистральных сетей водопровода, назначение: сооружение, протяженность 31211 м, адрес: Оренбургская область, Ясненский район г. Ясный. Кадастровый номер 56:46:0000000:1417.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ).
В силу части 1 статьи 1 Закона № 115-ФЗ к целям названного закона, в частности, отнесено обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пунктам 2, 3, 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ, при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 данного Федерального закона; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» контроль концедента за исполнением концессионного соглашения осуществляется уполномоченными концедентом в соответствии со статьей 5 Федерального закона органами или юридическими лицами в лице их представителей, которые на основании концессионного соглашения имеют право беспрепятственного доступа на объект концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ч. 1); концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением (ч. 2); представители указанных в части 1 данной статьи органов или лиц не вправе вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера (п. 1 ч. 3).
Судом установлено, что 27 сентября 2019 года между администрацией муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области и ООО «Водопроводные Системы» заключено концессионное соглашение в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Ясненский городской округ.
Концессионным соглашением от 27 сентября 2019 года, заключенным между администрацией муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области и ООО «Водопроводные Системы», которому переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения, предназначенные для осуществления деятельности указанной в п. 1 настоящего Соглашения. Также установлено, что ООО Водопроводные системы» обязуется за свой счет реконструировать имущество, определенное Сторонами в приложении № 5 к настоящему соглашению, право собственности в отношении реконструированных объектов принадлежит Концеденту, и обязуется осуществлять с использованием объекта соглашения деятельность по передаче, распределению холодной (питьевой) воды.
По условиям соглашения от 27 сентября 2019 года ответчик ООО «Водопроводные Системы» (концессионер) также принял на себя обязательства за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением, обеспечить проектирование, создание, реконструкцию, включая мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, (пункты 8 -21 соглашения); использовать (эксплуатировать) объекты Соглашения для осуществления деятельности по бесперебойному обеспечению потребителей на территории г. Ясный МО Ясненский городской округ Оренбургской области коммунальными услугами по холодному водоснабжению, своевременно и с надлежащим качеством устранять неисправности в системах водоснабжения (пункт 26 соглашения), поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы по содержанию и эксплуатации объекта Соглашения, а также производить капитальный ремонт на согласованных условиях (пункт 27 соглашения).
Концедент - администрация МО Ясненский городской округ принял на себя обязательства предоставить концессионеру ООО «Водопроводные Системы на срок по 24 июля 2033 года включительно, установленный настоящим соглашением в пунктах 51-58, права владения и пользования Объектом соглашения для осуществления названной выше деятельности. Концедент имеет право на финансирование части расходов по реконструкции имущества, осуществляет контроль за соблюдением исполнения соглашения, обязуется создавать необходимые условия для выполнения работ по реконструкции имущества.
Согласно перечню объектов концессионного соглашения (приложение № 1), Администрация передала во владение и пользование общества ряд объектов, в том числе сооружение - магистральные сети водопровода кадастровый номер 56:46:0000000:1417, протяженностью – 31 211 п.м., расположенное по адресу: Оренбургская область, Ясненский район г. Ясный, предназначенное для использования в производственных целях (п. 14 Приложения № 1).
При этом, не указание в перечне объекта - стального водопровода, диаметром 530 мм, длиной 370 метров, расположенного от перекрестка (ул. Фабричное шоссе-ул. Южная), до ВК №177 (Ясныйгоргаз КЭС) в качестве переданного в составе магистральной сети водопровода, не свидетельствует, что указанный объект не передавался, поскольку данный участок является неотъемлемой частью системы водоснабжения, переданной в пользование ответчика на основании концессионного соглашения от 27 сентября 2019 года, в рамках которого концессионер также обязан производить обслуживание и ремонт в целях поддержания указанного в соглашении имущества в исправном состоянии.
Из акта о результатах контроля за соблюдением условий концессионных соглашений от 21 декабря 2020 года следует, что на основании постановления администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от 23 декабря 2020 года № 2036-п «О контроле за соблюдением условий концессионных соглашений» от ООО «Водопроводные Системы» Концедентом были затребованы документы, содержащие сведения об исполнении обществом своих обязательств по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества. Из анализа представленных документов комиссией был сделан следующий вывод, что объекты муниципального имущества, права владения и пользования которыми переданы обществу по концессионному соглашению, используются в соответствии с целями, установленными соглашениями, и с соблюдением требований по бесперебойному обеспечению потребителей коммунальными услугами надлежащего качества, нормативных требований по срокам и качеству устранения аварийных ситуаций в централизованных сетях, по которым осуществляется водоснабжение.
Из писем от 09.06.2020 года, 06.07.2020года, 31.05.2021 года генерального и технического директоров ООО «Городское коммунальное управление» следует, что на сетях водоснабжения г. Ясного периодически происходили утечки (порывы), информация о возникающих авариях на трубопроводе с датой из устранения направлена по электронной почте в администрацию МО Ясненский городской округ.
Из письма ООО «Водопроводные Системы» адресованному главе администрации МО Ясненский городской округ от 18.02.2020 №00/11-44 следует, что администрация была уведомлена в 2020 году, о том, что участок водовода «Город-2», расположенный от перекрестка (ул. Фабричное шоссе-ул. Южная), до ул. Парковой, протяженностью 1 км., находится в аварийном состоянии, не обеспечивается постоянное необходимое давление холодной воды.
Согласно акту технического обследования системы водоснабжения (водопроводные сети) № 01/11-16 от 01.02.2023 года, в период с 2019 года – истекший период 2023 года на указанном участке произошло 39 аварийных порыва, дальнейшая эксплуатация возможна ограничено, требуется полная замена участка трубопровода диаметром 530 мм, длиной 370 метров, расположенный от перекрестка (ул. Фабричное шоссе – ул. Южная) до АК177 (Ясныйгоргаз КЭС).
Согласно статьям 209, 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он же несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом указанных правил ГК РФ, а также положений концессионных соглашений на собственников имущества возложена обязанность по содержанию своего имущества, что включает в себя организацию работ по надлежащему содержанию имущества, контроль за проведением качества работ, а также финансирование содержания имущества.
Таким образом, собственник сетей водоснабжения, которым является администрация муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области, должен организовать работы по проведению капитального ремонта сетей ввиду их износа. Следовательно, исковые требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению.
Доказательств того, что администрация муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области должным образом организовала работу концессионера по проведению ремонтных работ, и, будучи собственниками имущества, проконтролировали выполнение этих работ, суду не представлено.
Каких-либо доказательств того, что администрация муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области приняла эффективные меры, направленные на то, чтобы ООО «Водопроводные Системы» выполнило условия концессионных соглашений, не представлено.
Представитель ООО «Водопроводные Системы» указал, что обществом проводится текущий и аварийный ремонт труб по мере возникновения аварий. На проведение капитального ремонта финансовых средств не имеется.
Довод представителя администрация муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о том, что орган местного самоуправления не обязан организовывать осуществление концессионером капитального ремонта, основан на неправильном толковании норм права.
Администрация муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области в силу вышеуказанных требований федерального законодательства обеспечивает организацию надлежащего водоснабжения в городе Ясном. Поэтому администрация, как лицо, на которое федеральным законом возложена обязанность по организации надлежащего водоснабжения, а также как собственник имущества водоснабжения, обязана контролировать работу, проводимую концессионером, побуждать (требовать) его провести капитальные и текущие ремонтные работы, проверять качество их проведения.
Передача собственниками своего имущества по концессионным соглашениям не указывает на то, что они освобождаются от ответственности по его содержанию и надлежащему функционированию. Полная замена аварийного участка сетей холодного водоснабжения в виду наступления износа обоснована.
Оценив доказательства в совокупности, в судебном заседании установлено, что участок водопровода диаметром 530 мм., длиной 370 метров, расположенный от перекрестка (ул. Фабричное шоссе-ул. Южная), до ВК №177 (Ясныйгоргаз КЭС) находится в аварийном состоянии, постоянно происходят утечки и порывы, неоднократно создаются аварийные ситуации. Непринятие мер по капитальному ремонту водопровода г. Ясном может привести к чрезвычайным ситуациям: к срыву отопительного сезона, отсутствию водоснабжения населения и социальных объектов города, что может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию, жизни и здоровью населения.
Судом также учтено, что ненадлежащее состояние системы холодного водоснабжения города Ясного, своевременное непроведение ремонтных работ может в любой момент привести к выходу системы из строя, возникновению перебоев поставки холодной воды в городе Ясном, что безусловно повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В этой связи прокурор, подавая исковое заявление в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц-потребителей и пользователей системы холодного водоснабжения, действовал в рамках предоставленных ему полномочий. В силу чего требования прокурора об обязании провести работы по полной замене аварийного участка сетей холодного водоснабжения подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при вынесении решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении сроков исполнения решения суда, суд принимая во внимание сведения, установленные по делу, исходя из принципа разумности и справедливости, характера, объема и проведения работ, предусмотренных законом сроков на обжалование судебного решения, считает, что установление сроков в части организации и выполнения работ по проведению полной замены аварийного участка сетей холодного водоснабжения на территории муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области до 30 октября 2024 будет являться разумным для исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ясненского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области в срок до 30 октября 2024 года организовать проведение работ по полной замене аварийного участка сетей холодного водоснабжения на территории муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области, а именно участка водопровода диаметром 530 мм, длиной 370 метров, расположенного от перекрестка (ул. Фабричное Шоссе- ул. Южная) до ВК № 177(Ясныйгоргаз КЭС).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья
Решение принято судом в окончательной форме 24 марта 2023 года
Судья