Решение по делу № 3а-34/2019 от 26.07.2019

    Дело № 3а-34/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    2 августа 2019 года    г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием:

прокурора Ведмидь А.И.,

административного истца Прудниковой Н.Д., ее представителя адвоката Коптева И.Б.

представителей административного ответчика Басовой Л.А., Давыденко А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прудниковой Нины Дмитриевны к Севастопольской городской избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7) об отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя Х сессии 1 созыва № 500 от 4 июня 2019 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва.

Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением Севастопольской городской избирательной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 7 по выборам депутатов Законодательного Собрания города Севастополя 2 созыва были возложены на территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя. Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ абзац пятый пункта 1 вышеназванного постановления признан утратившим силу и полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 7 по выборам депутатов Законодательного Собрания города Севастополя 2 созыва возложены на Севастопольскую городскую избирательную комиссию.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за истцу было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя 2 созыва по одномандатному избирательному округу N 7 по основаниям отсутствия достаточного количества достоверных подписей избирателей, несоблюдением запрета на согласие на выдвижение более чем одному избирательному объединению.

Оспаривая законность отказа в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания 2 созыва по одномандатному избирательному округу N 7, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Севастопольский городской суд с данным административным исковым заявлением.

В обоснование своего заявления указала на нарушение ее пассивного избирательного права. В частности, вопреки указанному в оспариваемом постановлении она давала согласие на выдвижение только одному инициатору выдвижения – Региональному отделению Всероссийской политической партии «Партия дела» при выдвижении городского списка кандидатов, а по одномандатному округу выдвинута в порядке самовыдвижения, что соответствует требованиям закона.

Указывает, что СГИК не выдала и не составила итоговый протокол проверки подписных листов, не провела проверку подписных листов и иных документов, представленных ею на регистрацию.

Полагает, что СГИК пришла к необоснованному выводу о том, что представленный ею список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, не соответствует положениям части 3 статьи 37 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года № 4-ЗС «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя» (далее Закон № 4-ЗС), поскольку он составлен по установленной СГИК форме и удостоверен нотариусом города Севастополя Кирюхиной Н.А., а содержащиеся в нем неточности в части указания даты рождения Таран С.Н. и даты выдачи паспорта Французовой Н.А. являются техническими ошибками, которые могут быть устранены путем сравнения их данных с копиями паспортов. Подписные листы заполнялись лицами, подписи которых были нотариально заверены и которые внесены в указанный список, а количество достоверных подписей составляет 1255 и их достаточно для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя.

Истец и ее представитель в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили их удовлетворить. Истец так же пояснила, что на заседании комиссии, на котором было принято оспариваемое решение, она присутствовала, не оспаривает признание 122 подписей избирателей в подписных листах недостоверными.

Представители административного ответчика просили в удовлетворении иска отказать, полностью поддержали представленные в материалы дела письменные возражения, полагали, что действия комиссии по отказу в регистрации истцу кандидатом в депутаты соответствовали требованиям Законов N 67-ФЗ и № 4-ЗС; обращали внимание на то, что Севастопольская городская избирательная комиссия принимала оспариваемое решение исходя из имеющихся у нее полномочий окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 7, полномочия которой до ДД.ММ.ГГГГ были делегированы Территориальной избирательной комиссии по Нахимовскому району города Севастополя, которая осуществляла проверку достоверности подписей избирателей и составляла итоговый протокол, вследствие чего СГИК не должна была проводить повторную проверку их достоверности. Полагают, что доводы истца основаны на неверном толковании норм избирательного законодательства.

Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, подписные листы, заслушав заключение прокурора Ведмидь А.И., полагавшей, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Положениями статей 33, 34, 37 и 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ урегулирован порядок выдвижения и регистрации кандидатов, в том числе сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата и представления избирательных документов для регистрации кандидата.

Положения пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливают основания к отказу в регистрации кандидата, среди которых как основание для отказа указано недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункты «в1», "д").

Аналогичные положения об основаниях к отказу в регистрации кандидата, а также отмене решения соответствующей комиссии об отказе в регистрации содержатся в статьях 35, 36, 37, подпунктах 5, 8 части 4 статьи 41 Закона № 4-ЗС.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Частью 5 статьи 35 Закона № 4-ЗС предусмотрено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие частей 2 - 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, муниципального списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Согласно постановлению Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (приложение ) количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата применительно к одномандатному избирательному округу № 7 на выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя составляет не менее <данные изъяты>, но не более <данные изъяты> подписей избирателей.

В подтверждение поддержки своего выдвижения ДД.ММ.ГГГГ среди прочего истцом представлены подписи <данные изъяты> избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей.

Согласно положений части 9 статьи 40 Закона № 4-ЗС проверке были подвергнуты все представленные подписи избирателей.

Как следует из итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом Прудниковой И.Д., рабочей группой установлено <данные изъяты> недостоверных (недействительных) подписи, или <данные изъяты>. Достоверными признано <данные изъяты> подписей. При этом административный истец с этим согласилась и недостоверность данных подписей не оспаривает.

Положениями части 3 статьи 37 Закона города Севастополя № 4-ЗС в рамках дискреции, предусмотренной частью 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей, составленный по форме, установленной Севастопольской городской избирательной комиссией. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально в установленном законом порядке.

Форма списка лиц, осуществлявших сбор подписей утверждена постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ - Приложение к Перечню (обязательная форма). В примечаниях указаны требования к ее заполнению.

Представленный Прудниковой Н.Д. список лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку ее выдвижения, состоит из трех листов. При этом заголовок с указанием кандидата, в поддержку выдвижения которого осуществляется сбор подписей избирателей, имеется только на первом листе такого списка. Удостоверительная надпись нотариуса и заверительная подпись кандидата указаны только на третьем листе списка. На втором листе списка отсутствуют какие-либо обязательные реквизиты, позволяющие отнести его по форме к списку лиц, осуществлявших сбор подписей. Таким образом, представленный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не соответствует установленной для такого рода документов требованиями федерального и регионального законодательства форме. Кроме того, в отношении ряда лиц, указанных в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, указаны недостоверные сведения в части даты их рождения, что согласно требованиям пункта 8, 12 части 14 статьи 40 Закона № 4-ЗС влечет недействительность всех содержащихся в таком подписном листе подписей избирателей.

Доводы административного истца о соответствии списка установленной форме суд полагает несостоятельными, поскольку примечания являются неотъемлемой частью формы списка. В них указаны требования именно к форме списка и его заполнению. Надлежит отметить, что аналогично урегулированы вопросы относительно формы документов и федеральным законодателем, так как в приложениях к Федеральному закону № 67-ФЗ, которыми установлены формы документов, так же имеются примечания, в которых изложены правила составления данных документов.

Суд так же полагает необходимым отметить, что данное нарушение является неустранимым, поскольку согласно положений 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не допускается.

Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

Аналогичное требование содержится в части 5 статьи 29 Закона № 3-ЗС.

Выдвижение кандидата, согласно требованиям подпункта 10 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ может осуществляться двумя самостоятельными инициаторами (субъектами) выдвижения - самим кандидатом (самовыдвижение) и инициативой избирательного объединения (статьи 34 и 35 Федерального закона № 67-ФЗ).

Отклоняя доводы иска, суд так же исходит из того, что Прудникова Н.Д. была выдвинута в составе городского списка кандидатов Региональным отделением Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в городе Севастополе. Уполномоченным представителем указанного избирательного объединения ДД.ММ.ГГГГ в Севастопольскую городскую избирательную комиссию представлено ее заявление о согласии баллотироваться в составе городского списка кандидатом, выдвинутого данным избирательным объединением. В заявлении, представленном избирательным объединением в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 33 и пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, Прудникова Н.Д. подтверждает, что она не давала согласие какому-либо избирательному объединению на выдвижение ее кандидатом на выборах депутатов Законодательного собрания города Севастополя второго созыва и не выдвигала свою кандидатуру в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу. В заявлении, представленном Прудниковой Н.Д. ДД.ММ.ГГГГ в порядке пункта 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ в территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 7 при выдвижении в порядке самовыдвижения ею также указывается, что она не давала согласия какому-либо избирательному объединению на выдвижение ее кандидатом на тех же выборах. Таким образом, Прудникова Н.Д. в нарушение императивного запрета, установленного пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ на одних и тех же выборах дала согласие на выдвижение более чем одному инициатору выдвижения - политической партии и себе в порядке самовыдвижения, что исключает возможность ее регистрации в качестве кандидата (пункт 5 части 4 статьи 41 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 4-ЗС «О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя»).

Доводы истца и ее представителя о том, что самовыдвижение не является по существу выдвижением инициатором выдвижения суд полагает основанными на неверном толковании норм избирательного законодательства и несостоятельными. Так, каждому гражданину, обладающему пассивным избирательным правом Закон предоставляет возможность выдвигаться в качестве кандидата непосредственно (в порядке самовыдвижения и в порядке выдвижения избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов, то есть воспользоваться одним из этих вариантов выдвижения.

При этом закон предусматривает право выдвижения определенного кандидата на одних и тех же выборах одновременно как в составе списка кандидатов от избирательного объединения (политической партии), то есть по единому избирательному округу, так и в качестве кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, но только при условии, что данный кандидат был выдвинут в двух указанных округах одним и тем же избирательным объединением, а право выдвижения одного и того же кандидата на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам Федеральным законом N 67-ФЗ предоставлено лишь политическим партиям, участвующим в выборах. Возможность же кандидата, уже выдвинутого в составе списка от избирательного объединения, выдвигать свою кандидатуру в порядке самовыдвижения на одних и тех же выборах, названным Федеральным законом не предусмотрена. Следовательно, на одних и тех же выборах кандидат не может использовать свое право на самовыдвижение и одновременно находиться в составе списка кандидатов.

Доводы иска о незаконности действий СГИК, непроведении проверки, несоставлении Итогового протокола несостоятельны.

Так, согласно положений части 2 статьи 15 Закона № 4-ЗС Севастопольская городская избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами города Севастополя среди прочего организует подготовку и проведение выборов, руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий (п. 1); формирует окружные избирательные комиссии и назначает их председателей (2).

Согласно части 7 статьи 40 Закона № 4-ЗС для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, городских списков кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия, Севастопольская городская избирательная комиссия могут своими решениями создавать рабочие группы из числа своих членов, работников своих аппаратов и привлеченных специалистов.

Согласно требованиям статьи 28 Федерального закона № 67-ФЗ деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. При этом круг полномочий создаваемых избирательными комиссиями рабочих групп (их создание является рекомендуемым и целесообразным, но не обязательным) ограничивается приемом, проверкой и организацией хранения подписных листов и подготовкой соответствующих материалов в случае оспаривания решений избирательной комиссии (постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Подготовленные такими рабочими группами предложения, документы, проекты решений рассматриваются избирательной комиссией наряду с иными представляемыми кандидатами документами и не являются при принятии соответствующих решений обязательными к принятию.

Таким образом, комиссии действовали как окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 7 и исходя из установленных судом обстоятельств дела создавать новую рабочую группу для повторной проверки подписных листов не требовалось.

Статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. В свою очередь, административный истец, обратившийся в суд в защиту своих прав, свобод и законных интересов обязан указать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречит данное решение, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований. Суд полагает, что административный ответчик законность оспариваемого решения доказал, административный истец же, напротив нарушение своих прав, свобод и законных интересов не доказал.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что при рассмотрении дела доводы административного иска своего объективного подтверждения не нашли; проверка документов, представленных истцом для выдвижения и регистрации, проводилась в соответствии с требованиями статей 33, 34, 37, 38 Закона N 67-ФЗ, статей 35, 36, 37, 41 Закона № 4-ЗС, оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями данного Закона и Закона № 4-ЗС и по доводам иска оснований для его удовлетворения не имеется, вследствие чего в удовлетворении административного искового заявления о защите избирательных прав надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Прудниковой Нины Дмитриевны к Севастопольской городской избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7) об отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Севастопольского

        городского суда        Н.И. Кондрак

Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2019 года

3а-34/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура города Севастополя
Прудникова Нина Дмитриевна
Ответчики
Севастопольская городская избирательная комиссия
Другие
Коптев Игорь Борисович
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.03.2020Судебное заседание
20.11.2019Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
23.08.2020Регистрация административного искового заявления
23.08.2020Передача материалов судье
23.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2020Дело оформлено
23.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.08.2020Судебное заседание
02.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее