Решение по делу № 33а-2920/2022 от 18.07.2022

Дело №2а-137/2022; 33а-2920/2022 судья Ракитский Н.В. 2022 год

УИД 69RS0023-01-2021-000458-32

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Васильевой Т.Н., Сельховой О.Е.

при секретаре судебного заседания Мелиховой В.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Образцовой О.А.

административное дело по апелляционной жалобе администрации Осташковского городского округа на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 28 апреля 2022 года, которым постановлено:

«Административный иск Осташковского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Осташковского городского округа Тверской области и комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области, выразившееся в не создании условий для массового отдыха граждан и организации обустройства места массового отдыха граждан у воды, неосуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья-пляжа, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области и комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области организовать на территории Осташковского городского округа обустройство места массового отдыха населения у воды - пляжа, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , осуществить мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в соответствии с требованиями постановления администрации Тверской области от 30 мая 2006 года № 126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей воде (водных объектах) в Тверской области» в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление сельскими территориями» отказать».

Судебная коллегия

установила:

Осташковский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Осташковского городского округа Тверской области, в котором с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие администрации Осташковского городского округа Тверской области, выразившееся в не создании условий для массового отдыха граждан у воды, неосуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья – пляжа, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , и возложении обязанности организовать на территории Осташковского городского округа обустройство мест массового отдыха населения у воды – пляжа, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , осуществить мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в соответствии с требованиями постановления администрации Тверской области от 30 мая 2006 года № 126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности администрации Осташковского городского округа Тверской области в части реализации полномочий по обеспечению безопасности на водных объектах.

В ходе проверки установлено, что администрацией правовые акты по отведению и обустройству мест массового отдыха граждан у воды не принимались, места для отдыха граждан у воды, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства, на территории городского округа отсутствуют, меры по организации мест массового отдыха населения у воды не приняты, в связи с чем граждане вынуждены посещать водные объекты в неотведенных для указанных целей местах, что влечет угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

Согласно ответу заместителя Главы администрации от 27 мая 2021 года № 3157-12 на запрос прокуратуры в пределах границ Осташковского городского округа не имеется участка водоема, который соответствовал бы требованиям, предъявляемым Правилами охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области, в связи с чем перечень мест массового отдыха на воде администрацией не утверждался.

Из письма Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Тверской области от 16 июня 2021 года № 1111-11-9 следует, что в период 2019-2021 гг. заявок на проведение технического освидетельствования муниципальных мест массового отдыха людей на воде в ГУ МЧС России по Тверской области не поступало. Последнее техническое освидетельствование данных мест проводилось в 2019 году в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год.

По данным территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Торжке (ответ от 9 июня 2021 года № 69-0617/21-1412-2021) в 2018-2021 гг. из администрации Осташковского городского округа Тверской области заявки на обследование мест массового отдыха людей на воде для получения заключения о соответствии санитарным нормам водных объектов общего пользования в целях купания не поступали.

Организация обустройства мест массового отдыха населения у воды, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья являются обязанностями администрации Осташковского городского округа Тверской области.

По состоянию на 9 июня 2021 года водные объекты и почва мест массового отдыха людей на воде, ответственность за которые возложена на органы местного самоуправления, не обследованы; ввиду отсутствия заключений уполномоченных органов места массового отдыха в качестве таковых администрацией на территории округа не определены.

При этом ежегодно администрацией Осташковского городского округа Тверской области в План мероприятий по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах Осташковского городского округа, в том числе и на 2021 год, включаются мероприятия по планированию и утверждению мероприятий по подготовке мест массового отдыха на территории Осташковского городского округа к купальному сезону; определение и подготовка мест массового отдыха населения на территории округа в период купального сезона; проведение водолазного обследования и очистка дна акваторий пляжей и других установленных мест для купания; отведение на территориях пляжей участков водной акватории для купания детей не умеющих плавать; согласование и проведение технического освидетельствования мест массового отдыха на воде в ГИМС МЧС России.

В настоящее время на территории Осташковского городского округа Тверской области оборудованных мест для массового отдыха людей на воде, соответствующих разделу 2 Правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области, утвержденных Постановлением администрации Тверской области от 30 мая 2006 года № 126-па (далее – Правила охраны жизни людей на воде в Тверской области), не имеется. За получением разрешений на пользование местами массового отдыха людей у воды и санитарно-эпидемиологического заключения на пользование водным объектом в целях купания на исторически сложившихся местах купания администрация не обращалась, спасательные мероприятия не организованы, информации по обследованию акватории дна не имеется.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о бездействии администрации Осташковского городского округа Тверской области в вопросах организации обустройства мест массового отдыха людей у воды, что является незаконным, поскольку приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в связи с использованием для купания и массового отдыха граждан объектов, не соответствующих установленным требованиям, и создает угрозу возникновения массовых заболеваний среди населения и гибели людей, нарушает права граждан на безопасный и комфортный отдых.

Определениями суда от 07 февраля 2022 года и от 31 марта 2022 года к участию в деле качестве административных соответчиков привлечены МКУ «Управление сельскими территориями» и комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Тверской области на основании доверенности Золотаренко Я.В. административные исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Осташковского городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве административные исковые требования прокурора не признал.

Представитель административного ответчика – комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях административные исковые требования прокурора не признал.

Представитель административного ответчика - МКУ «Управление сельскими территориями» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменных возражениях исковые требования не признал.

Представитель заинтересованного лица - Главного управления МЧС России по Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве поддержал административные исковые требования прокурора.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации Осташковского городского округа ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В данном случае именно муниципальное образование определяет и утверждает статус мест массового отдыха на воде на основании Правил использования водных объектов общего пользования на территории Осташковского городского округа Тверской области, утвержденных решением Осташковской городской Думы Тверской области от 25 апреля 2019 года № 201.

Само по себе скопление населения на береговой линии водного объекта с целью отдыха и купания, а также наличие в муниципальной собственности объекта недвижимости - сооружение: пляж не может быть признано местом массового отдыха населения, поскольку такой статус объекту в установленном порядке определяется только органом местного самоуправления и в отношении спорного объекта не присваивался.

Из содержания названных правил следует, что в соответствии с данными правилами должны быть оборудованы те места массового отдыха на водных объектах, которые созданы в соответствие с установленным порядком.

По смыслу приведенных выше норм, если какие-либо места, где массово отдыхают граждане на водном объекте, не отнесены соответствующим муниципальным образованием в установленном порядке к местам массового отдыха или пляжам, то основания требовать от муниципального образования привести их в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 30 мая 2006 года № 126-па отсутствуют.

Согласно названным выше нормам права первоначально орган местного самоуправления определяет в установленном порядке место массового отдыха граждан, а затем оборудует его в соответствии с установленными требованиями.

Организация обустройства мест массового отдыха людей у воды в силу положений действующего законодательства является совокупностью действий органа местного самоуправления, включающей в себя принятие нормативного правового акта по определению мест массового отдыха граждан у воды, а также фактическое их оборудование в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На территории Осташковского городского округа места массового отдыха граждан на водных объектах, утвержденные органом местного самоуправления, отсутствуют. Доказательств того, что орган местного самоуправления определил в установленном порядке места массового отдыха граждан на водном объекте находящийся в муниципальной собственности объект недвижимости - сооружение: пляж, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , протяженностью <данные изъяты> метров, прокурором не представлено.

Решение суда должно быть исполнимым. Исковые требования должны быть сформулированы четко и ясно, не допускать двоякого толкования. Вместе с тем требования иска истцом недостаточно конкретизированы. Из просительной части искового заявления неясно, какие именно требования постановления администрации Тверской области от 30 мая 2006 года № 126-па «Об утверждении правил охраны жизни людей на воде (водных объектов) в Тверской области» необходимо выполнить администрации Осташковского городского округа при условии того, что территория пляжа частично обустроена. Отсутствие такой конкретизации может привести к затруднению исполнения решения суда.

Кроме того, срок, установленный в решении суда для его исполнения, является явно недостаточным. Для выполнения указанных мероприятий должны быть выделены денежные средства из бюджета Осташковского городского округа на указанные цели.

Указанные обязательства являются расходными обязательствами, что требует проведения определенных организационных и административно-хозяйственных мероприятий, в связи с чем срок для выполнения указанных в иске требований должен быть разумным и достаточным, позволяющим совершить необходимые действия для устранения выявленных нарушений в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав выступление прокурора Вершинской И.А., возражавшей против жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласностатье 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотренонастоящим Кодексом, другими федеральными законами. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

В соответствии состатьёй 50Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 6настоящего Кодекса.

Пунктом 2.1 Правил охраны жизни людей на воде (водных объектах) в Тверской области, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 30 мая 2006 года № 126-па, определены требования к пляжам, предусмотрено, в частности, что до начала купального сезона каждый пляж или место массового отдыха должны быть осмотрены представителями территориального управления Роспотребнадзора по Тверской области, осуществляющими контроль на обслуживаемой территории, с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности, также должны быть проведены водолазное обследование, очистка дна акватории пляжа на глубинах до двух метров в границах заплыва и его ежегодное технического освидетельствование на годность к эксплуатации.

В силу подп. 20, 29, 32, 36 п. 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в частности, создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального, городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В соответствии с п. 24, 36 ст. 9, п. 35, 51 ч. 2 статьи 36 Устава Осташковского городского округа Тверской области к вопросам местного значения Осташковского городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно акту приема-передачи муниципального имущества МО «Осташковский район» в муниципальную собственность МО «Городское поселение – г. Осташков» от 04 мая 2008 года МО «Городское поселение – г. Осташков» передано муниципальное имущество, в том числе пляж, расположенный по адресу: Тверская область, г. Осташков, п/о Житное.

Из выписки из реестра муниципальной собственности МО «Городское поселение – г. Осташков» от 16 июня 2011 года видно, что пляж, расположенный по адресу: Тверская область, г. Осташков, п/о Житное, включён в данный реестр.

На указанный пляж, кадастровый номер , протяженностью <данные изъяты> м, 06 июля 2011 года зарегистрировано право муниципальной собственности МО «Городское поселение - г. Осташков», что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН от 31 января 2022 года.

На основании решений Осташковской городской Думы от 28 декабря 2017 года № 92 и № 93 администрация Осташковского городского округа является правопреемником администрации МО «Городское поселение – г. Осташков».

Пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема с прибрежными водами (акваторией), оборудованный и пригодный для организованного отдыха, купания и приема оздоровительных и профилактических процедур (п. 46 ГОСТ Р 57617-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения, утв. Приказом Росстандарта от 17 августа 2017 года № 913-ст).

По сообщению Главного управления МЧС России по Тверской области от 16 июня 2021 года место массового отдыха людей на воде в районе полуострова Житный включено в реестр муниципальной собственности согласно постановлению администрации МО «Городское поселение – город Осташков» от 11 июня 2011 года № 254, из реестра не исключалось. Место массового отдыха людей на воде не оборудовано, не назначены лица, ответственные за оборудование и эксплуатацию места массового отдыха людей на воде, что влечёт опасность для окружающих.

При рассмотрении настоящего дела административными ответчиками не отрицалось, что указанный прокурором пляж не оборудован, водный объект и почвы не обследованы; ввиду отсутствия заключений уполномоченных органов места массового отдыха и купания в качестве таковых органом местного самоуправления на территории городского округа не определены.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не установлено, что органом местного самоуправления меры принимались по обустройству места массового отдыха населения у воды – пляжа.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о невыполнении администрацией Осташковского городского округа Тверской области и комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа обязанностей по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Данные выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиямистатьи 84КАС РФ. Переоценивать выводы суда у судебной коллегии законных оснований не имеется.

Выводы суда первой инстанции в части срока исполнения решения суда приняты с учетом всех обстоятельств дела, мотивированы, отвечают принципу разумности, поскольку несвоевременное принятие таких мер влечёт угрозу жизни и здоровью отдыхающих. Решение судом было принято 28 апреля 2022 года до открытия купального сезона, у административных ответчиков имелась реальная возможность начать процедуру организации обустройства пляжа.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что именно органы местного самоуправления в силу их компетенции и самостоятельности должны определять места массового отдыха людей у воды, а таких мест не определялось, не свидетельствуют о незаконности решения суда, возложившего на административных ответчиков обязанность по организации обустройства имеющегося в муниципальной собственности пляжа. Самостоятельность органов местного самоуправления не предполагает возможности их бездействия в решении вопросов, относящихся к их компетенции, особенно в тех сферах, которые связаны с жизнью и здоровьем граждан.

Доводы о неисполнимости решения суда, его неясности являются надуманными, объективными доказательствами не подтверждены.

Исходя из изложенного, предусмотренныхстатьёй 310КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Осташковского городского округа - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-2920/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Осташковский межрайонный прокурор Тверской области
Ответчики
Администрация Осташковского городского округа Тверской области
Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями Осташковского городского округа
МКУ "Управление сельскими территориями"
Другие
ГУ МЧС России по Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Образцова Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
20.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2022Передано в экспедицию
20.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее