Дело № 2а-1449/2021
УИД 03RS0032-01-2021-0012417-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 декабря 2021 года г. Бирск
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Решетниковой Л.В., при ведении протокола помощником судьи Мирсаяповым А.Р., с участием представителя административного истца Сулейманова А.В. – Габдракиповой С.Р., представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Тангаевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сулейманова А.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Сулейманов А.В. обратился в суд с административным иском в просит: признать незаконным отказ административного ответчика Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бирскому району и городу Бирск в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, а также в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении указанного земельного участка; обязать административного ответчика осуществить действия по предоставлению земельного участка с кадастровым номером №, в том числе, официально опубликовать извещение о его предоставлении.
В обосновании административного иска указано, что административный истец Сулейманов А.В. обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № реализовав право, предоставленное федеральным законодательством по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В предоставлении земельного участка было отказано письмом № от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что по сведениям на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, права на который не подтверждены. Административный истец не согласен с отказом, в связи с тем, что на земельном участке отсутствуют строения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц. Наличие не установленного строения, по мнению истца, не может являться основанием для отказа в проведении процедуры предоставления земельного участка на возмездных основаниях. Нет доказательств того, что предполагаемое сооружение, находящееся на земельном участке с кадастровым номером №, неразрывно связано с данным земельным участком и является недвижимым имуществом, которое может быть отнесено к тем объектам, собственники которых имеют право на приобретение в собственность земельных участков в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Возражений относительно качества испрашиваемого земельного участка в связи с расположением на нем каких-либо строений административный истец не имеет и готов самостоятельно в соответствии с нормами закона решать вопрос в отношений данной постройки. Кроме того, сам по себе оспариваемый отказ не содержит в себе мотивировки результата разрешения вопроса отказа в предоставлении либо опубликования извещения о предоставлении, несмотря на то, что указанные обстоятельства должны были быть предметно изучены и соответствующим образом изложены в тексте ответа, что не было сделано административным ответчиком. Помимо указанного, отказ административного ответчика не содержит нормативного обоснования невозможности производства процедуры предоставления со ссылкой на нормы закона. При рассмотрении заявления Сулейманова А.В., административным органом, сведения об объекте недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, не проверялись и не исследовались, тем самым проверка наличия или отсутствия оснований проведения аукциона, предусмотренная подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в полной мере не проведена.
Судом при рассмотрении настоящего административного дела произведена замена административного ответчика - Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бирскому району и г.Бирск на правопреемника – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, также привлечены в качестве заинтересованных лиц: Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, администрация сельского поселения Калинниковский сельсовет муниципального района Бирский район, Территориальное Управление Росимущества в Республике Башкортостан.
Административным ответчиком подано возражение, где указано, что Министерство земельных и имущественных отношений по Республики Башкортостан считает требования административного истца необоснованными, по следующим основаниям.
1) На земельном участке с кадастровым номером № расположен объект недвижимого имущества, собственник которого неизвестен. Постройка является капитальной, что подтверждается материалами прокурорской проверки 2020 года. При наличии подобного рода построек орган местного самоуправления вправе в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации признать право муниципальной собственности на объект, как на бесхозный. Во избежания нарушения интересов муниципального образования, на территории которого расположена постройка, земельный участок не может быть выставлен на торги.
2) На земельном участке с кадастровым номером № расположен объект культурного наследия федерального значения «Сорвихинское городище», зарегистрированный в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером №. Министерство земельных и имущественных отношений по Республике Башкортостан не располагает сведениями о границах объекта археологического наследия «Сорвихинское городище», о наличии паспорта объекта, предусматривающий установленные охранные зоны, о государственной историко-культурной экспертизе. Поскольку «Сорвихинское городище» является памятником археологии федерального значения, то на отношения, связанные с использованием его территории, распространяется действие Федерального закона «Об объектах культурного наследия», подразумевающее обязательность проведения перед началом или планированием каких-либо работ на территории памятника соответствующей государственной историко-культурной экспертизы. Однако, соответствующая государственная историко-культурная экспертиза при формировании земельного участка с кадастровым номером № не проводилась, органы по охране объектом культурного наследия о проводимых мероприятиях не информировались. Земельный участок с кадастровым номером № не может быть предметом аукциона, пока не будет проведена государственная историко-культурная экспертиза объекта археологического наследия «Сорвихинское городище».
От заинтересованного лица администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан поступило сообщение о том, земельный участок с кадастровым номером № является государственной собственностью, в связи с чем, проведение администрацией муниципального района Бирский район Республики Башкортостан торгов на право заключения договора аренды, либо выкупа земельного участка, невозможно.
Заинтересованным лицом Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан направлен отзыв на административное исковое заявление, где указано следующее. Управление осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», а также меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.
На земельном участке с кадастровым номером № расположен объект культурного наследия федерального значения «Сорвихинское городище» (адрес: <адрес>), который в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан №в от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственную охрану. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р указанный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. Предмет охраны и границы территории указанного Объекта в настоящее время не утверждены, ведутся необходимые работы по установлению и утверждению границ территории указанного Объекта. Запрет на предоставление земельного участка, на котором расположен объект археологического наследия, в собственность или иное законное владение, законодательством не предусмотрен.
Для участия в судебном заседании не явились представители заинтересованных лиц: Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, администрация сельского поселения Калинниковский сельсовет муниципального района Бирский район, Территориальное Управление Росимущества в Республике Башкортостан, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
В судебном заседании представитель административного истца - Габдракипова С.Р. административное исковое заявление поддержала по доводам изложенным в нем, дополнив, что ФЗ «Об объектах культурного наследия» не имеет отношение к возникшим правоотношения между административным истцом и административном ответчиком. Сулейманов А.В. обратился с заявлением, ему было отказано на основании пп.8 п.8 ст.39.11 ЗК РФ. О том, что там имеется строение им известно, для них это не является препятствием для использования земельного участка по назначению. Кому принадлежит это строение неизвестно, право собственности на него, как на объект недвижимости не зарегистрировано.
Представитель административного ответчика Тангаева М.В. возражала по требованиям административного иска Сулейманова А.В., поддержала доводы возражения, изложенные в письменном виде, пояснив, что в 2020 году земельный участок был сформирован администрацией муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, при формировании участка, выезд на местность не осуществлялся, формирование участка было произведено по данным, которые были предоставлены кадастровым инженером. То, что там имеется объект, кадастровым инженером указано не было, на публичной кадастровой карте тоже ничего указано не было. Если имеется постройка, то формирование участка осуществляется посредством проекта межевания территории, а не путем утверждения схемы. От гражданина поступило заявление о выставлении земельного участка на торги, администрацией муниципального района Бирский район Республики Башкортостан были объявлены торги. В течение срока подачи заявок, поступило от прокуратуры предостережение о том, чтобы участок был снят с торгов. В ходе разбирательства, было выяснено, что там имеется здание, выезжал муниципальный земельный контроль вместе с представителями Росреестра и прокуратуры, выяснилось, что там имеется небольшое здание. По данным прокурорской проверки был установлен данный объект, кому он принадлежит неизвестно. Поскольку собственник неизвестен, у администрации имеется право оформить право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, поэтому, когда поступило обращение от Сулейманова А.В., комитетом был дан отказ в выставлении данного земельного участка на торги. По результатам прокурорского реагирования выяснилось, что на этом земельном участке находится объект археологического наследия федерального значения, о чем администрация не знала, этих сведений в общем доступе не имеется, в Росреестре этих сведений также нет. На земельном участке есть этот объект, границы его не определены. Объект строительства, самовольной постройкой не признан.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Судом установлено, что Сулейманов А.В. обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу (местоположению): <адрес> в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства.
Как следует из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:13:070802:144 отсутствуют сведения о наличии собственника на указанный земельный участок, данный земельный участок относится к категории земель – земли сельхозназначения.
Согласно сообщению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № на основании приказа Минземимущества Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О делегировании полномочий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан территориальным органам по управлению и распоряжению земельными ресурсами, государственная собственность на которые не разграничена» Комитетам по управлению и распоряжению земельными ресурсами, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с территориальной принадлежностью, в связи с чем, обращение Сулейманова А.В. направлено в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бирскому району и городу Бирску.
Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бирскому району и городу Бирску на обращение Сулейманова А.В. вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ сообщено об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, на основании подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно подпункту 8 пункта 8 вышеуказанной статьи, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В материалы дела представлен акт администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан сектор муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного рейдового осмотра земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадью 38566 кв.м., вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. В ходе проведения осмотра установлено, что земельный участок находится между селом <адрес> и <адрес>, восточнее шоссе Уфа-Бирск. При визуальном осмотре установлено, что на земельном участке находится объект капитального строительства площадью 273 кв.м., правообладатель объекта капитального строительства не установлен, право собственности на земельный участок, либо договор аренды в управлении Росреестра по Республики Башкортостан не зарегистрирован.
По смыслу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации для целей применения данной нормы подлежат учету только объекты, которые обладают признаками недвижимого имущества имеющего собственника, для обеспечения исключительного права собственника объекта недвижимости на землепользование и принципа единства судьбы объекта недвижимости и земельного участка.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Административным ответчиком не представлено доказательств и они не содержатся в материалах дела данных о том, что размещенный на спорном земельном участке объект строения является капитальным (недвижимым), а именно отсутствует заключение или справка кадастрового инженера, заключение проектной организации, строительно-технической экспертизы, а также он не зарегистрирован в ЕГРП.
Представленный акт проведенного рейдового осмотра администрацией муниципального района Бирский район Республики Башкортостан сектора муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ не может служить доказательством того, что находящееся на спорном земельном участке строение, является капитальным.
Таким образом, отказ административного ответчика на обращение Сулейманова А.В. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № на основании подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации является незаконным.
В ходе рассмотрения настоящего административного иска административным ответчиком Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан также заявлено о невозможности предоставления Сулейманову А.В. в аренду испрашиваемого земельного участка ввиду того, что на данном участке расположен объект культурного наследия федерального значения «Сорвихинское городище», кроме того апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ определено рассмотреть настоящее дело в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Разрешая доводы административного ответчика, суд исходит из следующего.
На земельном участке с кадастровым номером № расположен объект культурного наследия федерального значения «Сорвихинское городище» (адрес: <адрес>, Калинниковский сельсовет, д. Сорвиха) (далее по тесту – Объект).
Объект в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостане № от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственную охрану.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации и ему присвоен регистрационный №.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ).
Согласно ответу Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ границы территории Объекта не утверждены, зоны охраны Объекта не установлены. Объект принят на государственную охрану Указам Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №в, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в связи с чем, необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения в единой государственный реестр отсутствует. Объект зарегистрирован в реестре приказом Министерства культуры от ДД.ММ.ГГГГ №-р. Запрет на предоставления земельного участка, на котором расположен объект археологического наследия в собственность или иное законное владение, законодательством не предусмотрен.
Согласно пункту 2 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Из ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте культурного наследия «Сорвихинское городище», расположенном по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
Доводы административного ответчика о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в аренду, ввиду нахождения там археологического наследия «Сорвихинское городище» не основан на законе, так как исходя из положений статей 15, 27, 94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, с правом федерального законодателя на установление исключений из этого правила. К ограниченным в обороте отнесены находящиеся в публичной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия (пункты 2, 3, подпункт 4 пункта 5 статьи 27). Отнесение земель, имеющих историко-культурное значение, к землям особо охраняемых территорий, производится путем их изъятия постановлениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, установления особого правового режима (пункт 1, подпункт 4 пункта 2 статьи 94). Земли историко-культурного назначения, к которым относятся земли объектов археологического наследия, используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого и не соответствующая ему деятельность не допускаются. На таких землях, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность, а в их пределах за границами населенных пунктов вводится особый правовой режим использования, запрещающий несовместимую с основным назначением этих земель деятельность (подпункт 1 пункта 1, пункты 2, 3, 4 статьи 99).
Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан «№ от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», в судебном заседании представитель административного ответчика Тангаева М.В. пояснила, что с вопросом о переводе данного земельного участка из категории «сельскохозяйственного назначения» в другую категорию не обращались.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ лицо, у которого возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.
В силу пунктов 7, 8, 9 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта. В пункте 8 указано, что до утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии). В случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона. После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения (пункт 9).
Таким образом, доводы административного ответчика о том, что на испрашиваемом земельном участке находится объект археологического наследия, на который не оформлены охранные документы, в связи с чем, он не может быть предметом аукциона не основаны на законах.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По настоящему делу установлено нарушение законных прав административного истца Сулейманова А.В., принятым решением административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:13:070802:144, которое является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сулейманова А.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в аренду удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №
Обязать административного ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан повторно рассмотреть обращение Сулейманова А.В. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Председательствующий судья: подпись
Копия верна
Судья Л.В. Решетникова
Подлинник решения находится в деле
№ 2а-1449/2021 Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан