ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-17220/2021
г. Кемерово 13 октября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В.,
судей Зиновьевой К.В., Черемисина Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление Прокуратуры Красноярского края, поданную через суд первой инстанции 9 августа 2021 г., на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 2 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 февраля 2021 г.
по административному делу № 2а-222/2020 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Северо-Енисейского района о признании незаконным бездействия администрации Северо-Енисейского района Красноярского края в части непринятия мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Северо-Енисейского района и возложении обязанности на администрацию Северо-Енисейского района Красноярского края совершить действия по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Северо-Енисейского района Красноярского края.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., объяснения прокурора Кадошникова С.О., поддержавшего доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
исполняющий обязанности прокурора Северо-Енисейского района обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Северо-Енисейского района Красноярского края в части непринятия мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Северо-Енисейского района и возложении обязанности на администрацию Северо-Енисейского района Красноярского края совершить действия по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Северо-Енисейского района Красноярского края.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки выявлено нарушение жилищного законодательства, выразившееся в отсутствии на территории муниципального образования Северо-Енисейского района жилых помещений маневренного фонда. При этом вопросы создания такого фонда, порядок предоставления жилых помещений из его состава относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления. Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в Северо-Енисейском районе и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 ЖК РФ. В связи с этим в адрес Главы Северо-Енисейского района 3 июня 2020 г. было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако мер к исполнению такового до настоящего времени не принято, маневренный фонд не создан.
Решением Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 2 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 февраля 2021 г., административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии нового акта об удовлетворении требований. В обоснование доводов ссылается на то, что вопросы создания маневренного жилищного фонда и утверждения порядка предоставления таких жилых помещений относятся к компетенции сельских поселений. Полагает выводы судов об отсутствии нормативного правового акта, возлагающего на органы местного самоуправления прямую обязанность по созданию маневренного жилищного фонда, а также наличие иных альтернатив соблюдения жилищных прав граждан несостоятельными. Вопреки выводам суда апелляционной инстанции самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище. Фактическое предоставление администрацией Северо-Енисейского района жилых помещений гражданам путем перераспределения коммерческого жилищного фонда и отсутствие поступивших в органы прокуратуры обращений граждан о нарушении жилищных прав не опровергает доводы об отсутствии бездействия со стороны ответчика по созданию маневренного жилищного фонда. Выполнение администрацией Северо-Енисейского района Красноярского края обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.
Относительно доводов кассационного представления администрацией Северо-Енисейского района Красноярского края представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Из материалов дела следует и установлено судами, что прокуратурой Северо-Енисейского района в ходе надзорной деятельности нарушения жилищного законодательства, выразившиеся в отсутствии на территории муниципального образования «Северо-Енисейский район Красноярского края» жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда, 3 июня 2020 г. в адрес Главы Северо-Енисейского района внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Из ответа Главы Северо-Енисейского района от 18 июня 2020 г. о рассмотрении представления следует, что для рассмотрения представления прокурора проведена служебная проверка, в ходе которой факты, изложенные в представлении, не нашли свое подтверждения, фактов нарушения законодательства, повлекших за собой нарушение прав граждан, не выявлено.
Из представленных администрацией локальных нормативных актов следует, что Решением Северо-Енисейского районного Совета депутатов от 27 декабря 2010 г. № 214-15 утверждено Положение о структуре муниципального жилищного фонда Северо-Енисейского района. Пунктом 3.2 указанного Положения закреплено, что муниципальный жилищный фонд Северо-Енисейского района состоит из фонда социального использования, специализированного жилищного фонда и фонда коммерческого использования. В структуре муниципального жилищного фонда коммерческого использования формируется резервный жилищный фонд.
Пунктом 4.4. указанного Положения предусмотрено, что распределение жилых помещений резервного жилищного фонда и его пополнение осуществляется таким образом, чтобы в нем постоянно находилось не менее двух свободных от прав других лиц жилых помещений.
Пунктами 6.7 и 6.8 указанного Положения предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования правовым актом администрации района переводятся в муниципальный жилищный фонд социального использования либо в специализированный жилищный фонд, в том числе при отсутствии свободных от прав других лиц жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и необходимости предоставления жилых помещений соответствующего вида муниципального специализированного жилищного фонда в случаях, предусмотренных жилищным и иным законодательством Российской Федерации, в том числе переселении граждан из муниципальных жилых помещений, в которых они проживают по договору социального найма, на период реконструкции капитального ремонта жилого помещения (жилого дома). Жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования переводятся в фонд коммерческого использования или специализированный жилищный фонд.
Главой 4 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Северо-Енисейского района, утвержденного постановлением Администрации Северо-Енисейского района от 2 августа 2012 г. № 355-п утвержден порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда в соответствии со статьями 95, 106 ЖК РФ.
Разрешая административные исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией Северо-Енисейского района обеспечено правовое регулирование предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда при возникновении обстоятельств, указанных в жилищном законодательстве, которое основано на Законе.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем судами не было учтено следующее.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 8 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Северо-Енисейский муниципальный район Красноярского края, принятого населением Северо-Енисейского района Красноярского края на референдуме 8 декабря 1996 г. к вопросу местного значения района относится обеспечение проживающих в населенных пунктах района и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством
Как следует из положений части 2 статьи 19, пункту 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1);
граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).
Как следует из содержания решения Северо-Енисейского районного Совета депутатов от 27 декабря 2020 г. «Об управлении муниципальным жилищным фондом Северо-Енисейского района», Постановления Администрации Северо-Енисейского района от 2 августа 2012 г. № 355-п «Об утверждении положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Северо-Енисейского района» (далее - Постановление от 2 августа 2012 г. № 355-п) в указанном муниципальном образовании к муниципальному специализированному жилищному фонду относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение об отнесении муниципальных жилых помещений к одному из видов специализированного фонда, а также об исключении из указанного фонда принимается администрацией района.
Пунктом 4.1 раздела 4 Приложения Постановления от 2 августа 2012 г. № 355-п определено, что жилые помещения маневренного фонда Северо-Енисейского района предоставляются гражданам для временного проживания, с которыми договор найма жилого помещения маневренного жилищного фонда заключается на период:
до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого с гражданами в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома), в котором находятся жилые помещения, занимаемые гражданам по договорам социального найма;
до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленн6ого юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение6 возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них един6ственными;
до завершения расчетов с гражданами, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
до завершения расчетов с гражданами, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, но не более чем на два года;
усыновленный законодательством (при заключении такого договора) с иными гражданами в случаях, предусмотренных законодательством.
Вышеприведенное правовое регулирование указывает на наличие у административного ответчика обязанности по созданию маневренного жилищного фонда муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального района создает угрозу нарушения прав граждан, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.
Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище, реализация возложенного полномочия иным способом нежели предусмотренным законом указывает на нарушение прав жителей муниципального образования на обеспечение жилым помещением маневренного фонда при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
При таких данных выводы судов об отсутствии бездействия административного ответчика, которым не принимаются меры к формированию маневренного жилищного фонда, приведенному выше правовому регулированию не соответствуют.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 2 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 15 февраля 2021 г. отменить.
Принять новое решение. Признать незаконным бездействие администрации Северо-Енисейского района Красноярского края в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Северо-Енисейского района Красноярского края.
Возложить на администрацию Северо-Енисейского района Красноярского края обязанность по созданию маневренного жилищного фонда на территории Северо-Енисейского района не позднее шести месяцев с даты вынесения настоящего кассационного определения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи