Решение по делу № 2а-422/2021 от 07.05.2020

Дело а-422/2021 (2а-4804/2020;)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        25 марта 2021 года                        <адрес>, ФИО1 <адрес>

    Красногорский городской суд ФИО1 <адрес> в составе

    председательствующего судьи Климовского Р.В.,

    при секретаре ФИО3,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. ФИО1 <адрес> к ФИО2, о взыскании о взыскании задолженности по налогам,

    установил:

ИФНС России по г. ФИО1 <адрес> (далее также - Инспекция) обратилась в суд к ФИО2 с административным иском, в котором с учетом уточнения просила взыскать задолженности по земельному налогу в размере пени за 2014, 2015, 2016 гг. в общей сумме 7 509,35 руб.

    В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик является налогоплательщиком; в связи неоплатой недоимки по земельному налогу за указанные периоды были начислены пени, которые по выставленному Инспекцией требованию налогоплательщик не погасил; вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности отменен на основании заявления налогоплательщика.

С учетом изложенных обстоятельств Инспекция обратилась в суд с настоящим иском.

Административный ответчик представил возражения, в которых указал, что указанные в налоговых уведомлениях суммы недоимки и, соответственно, пени, начисленные согласно выставленным требованиям являлись неверными, т.к. рассчитывались от кадастровой стоимости земельных участков, без учета ее изменения по решению Арбитражного суда ФИО1 <адрес>.

Представитель административного истца после перерыва в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в соответствии с требованиями ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 после перерыва в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, направил ходатайство о рассмотрении в его отсутствие в связи с невозможностью обеспечить явку.

Судебное разбирательство в соответствии со ст. 150 КАС РФ проведено при имеющейся явке.

Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет помимо прочего полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд,

Судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по указанным налогам отменен определением мирового судьи судебного участка Красногорского судебного района ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления должника

С иском Инспекция согласно оттиску почтового штемпеля на конверте обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок, установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), административным истцом не пропущен.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Согласно п. 1 ст. 387 земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, которая для налогоплательщиков - физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 390, п. 4 ст. 391 НК РФ).

    В силу пп. 1, 3 ст. 45.1 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц входят в состав единого налогового платежа физического лица, который перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика - физического лица (месту пребывания - при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика - физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

Судом установлено, что ФИО2 на праве собственности в 2014, 2015, 2016 гг. принадлежало 22 земельных участка, расположенных на территории ФИО1-<адрес>а д. Кузьмино со следующими кадастровыми номерами: 50:05:0010306:2, 50:05:0010306:9, 50:05:0010306:13, 50:05:0010306:26, 50:05:0010306:27, 50:05:0010306:33, 50:05:0010306:48. 50:05:0010306:49, 50:05:0010306:57, 50:05:0010306:66. 50:05:0010306:77, 50:05:0010306:80, 50:05:0010306:88. 50:05:0010512:5, 50:05:0010512:6, 50:05:0010512:7, 50:05:0010512:15, 50:05:0010512:36, 50:05:0010512:37, 50:05:0010512:47, 50:05:0010512:62, 50:05:0010512:63.

Следовательно, административный ответчик в указанном налоговом периоде являлся плательщиком земельного налога в отношении указанных выше объектов налогообложения. Сведений о наличии льгот, о выбытии из владения данных объектов налогообложения административным ответчиком не представлено.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу, при этом в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно п. 3 ст. 396 и п. 1, 4 ст. 397 НК РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами и подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

    В адрес административного ответчика Инспекцией было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки за указанные налоговые периоды по земельному налогу по коду ОКТМО 46615461 в размере 397 190 руб. сроком до ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено в установленные сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3 п.1 ст.45 НК РФ), которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Как следует из ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик обязан выплатить пени, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

    В связи с тем, что уведомление оставлено налогоплательщиком без исполнения, Инспекцией выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате суммы недоимки по указанному налогу согласно уведомлению и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу в размере 64 194,86 руб., со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ, которое также не исполнено налогоплательщиком.

    При этом суд обращает внимание, что согласно первоначальному расчету пени, приложенному административным истцом к иску сумма пеней действительно составляет 64 194,86 руб., однако в данный расчет пеней также были включены пени по недоимке за 2012 г. и соответственно пени за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 260,84 руб. Между тем, поскольку требование выставлялось ДД.ММ.ГГГГ, то и пени надлежало рассчитывать по ДД.ММ.ГГГГ. Тем не менее в данном расчете пени исчислены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

    Позже административный истец представил новый расчет, в котором пени начислены на сумму недоимки за 2014, 2015, 2016 и 2017 гг. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако сумма составила по данному расчету 63 788,36 руб.

    Следовательно, сумма пени, включенная в требование , изначально была рассчитана неверно.

    В ходе судебного заседания было установлено, что решением Арбитражного суда ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № А41-36177/2013 в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу, в том числе и в отношении указанных в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и расположенных на территории ФИО1-<адрес> ФИО1 <адрес>, установлена кадастровая стоимость с применением ее для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ.

    Следовательно, при расчете величины земельного налога за 2014-2016 гг. Инспекция исходила из неактуальной налоговой базы, что привело к указанию в налоговом уведомлении завышенной суммы налога и впоследствии к расчету сумм пени, исходя из недостоверной суммы недоимки по земельному налогу, которые были включены в требование применялось устаревшее и оспоренное значение кадастрового стоимости земельных участков.

    Таким образом, при выставлении требования были допущены как сущностные ошибки (использована неактуальная сумма недоимки), так и ошибки технического характера.

    При этом Инспекцией изначально были заявлены требования о взыскании пени за 2014-2017 г. в размере 64 194,86 руб.; в ходе рассмотрения дела административный истец 3 раза уточнял требования, которые в итоге составили 7 509,35 руб. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 2014 г. (2 913,16 руб.), 2015г. (1 847,92 руб.) и 2016 г. (2 748,27 руб.).

    Судом неоднократно откладывалось дело для вызова представителя административного истца в целях пояснения расчетов, который явился после того как явка была признана обязательной и пояснил, что уточнения связаны с перерасчетом сумм недоимки, исходя из актуальной кадастровой стоимости, подлежащей применению в указанных налоговых периодах и, соответственно, скорректированной суммой пени.

    При этом перерасчет сумм земельного налога за 2014-2016 г. в порядке п. 2.1 ст. 52 НК РФ, как установлено судом и не отрицалось сторонами, Инспекцией не производился.

    В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

    Судом предложено представить представителю Инспекции подтверждение того, что на момент направления уведомления и выставления требований налоговый орган исходил из данных ЕГРН, представленных Росреестром без учета измененной кадастровой стоимости земельных участков по названному выше решению Арбитражного суда ФИО1 <адрес>, для чего был объявлен перерыв.

    Между тем представитель Инспекции после перерыва не явился, таких данных не представил ни в судебное заседание, ни направил посредством почтовой связи. Представленная выписка из ЕГРН на один из земельных участков относится к периоду 2018 г., который не имеет отношения к настоящему делу. С учетом изложенного, принимая во внимание сроки рассмотрения дела, которое приобретает затяжной характер, суд полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.

    Как разъяснено в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, пеня выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет, - она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов. Одновременно она является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена в срок. В последнем случае основанием взимания пени, по существу, выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны.

     Следовательно, пени уплачиваются налогоплательщиком в случае уклонения от уплаты законно начисленного налога на основании налогового уведомления.

    Между тем, как было установлено, уточненное налоговое уведомление об уплате земельного налога на основании произведенного налоговым органом перерасчета, в связи с решением Арбитражного суда ФИО1 <адрес>, административным истцом в адрес административного ответчика не направлялось, доказательств обратного не представлено, земельный налог за 2014-2016 гг. был начислен исходя из неверного размера налоговой базы (неактуальной кадастровой стоимости земельных участков), само требование помимо использование неверных данных о сумме недоимки также составлено с ошибками.

    Также суд принимает во внимание, что по делу а-8329/2021 судебной коллегией ФИО1 областного суда в отношении требований Инспекции к ФИО2 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2017 г. было принято решение об отмене решения суда первой инстанции в части и отказе в удовлетворении требований о взыскании сумм пени.

    С учетом изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление REF Дело \* MERGEFORMAT ИФНС России по г. ФИО1 <адрес> к ФИО2, о взыскании о взыскании задолженности по налогам оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд через Красногорский городской суд ФИО1 <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья    Климовский Р.В.

2а-422/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области
Ответчики
Васильев Андрей Геннадьевич
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Климовский Руслан Викторович
Дело на странице суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
07.05.2020Регистрация административного искового заявления
07.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2020Подготовка дела (собеседование)
16.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее