Дело № 2а-732/2019 мотивированное решение изготовлено 12.04.2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
10 апреля 2019 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.,
при секретаре Хлопановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административный иск Сапунова Сергея Александровича к Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействительным распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Сапунов Сергей Александрович гражданин Республики Казахстан обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Министерству Юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ признании незаконным распоряжения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рѕ нежелательности пребывания РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению РёР· мест лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹. Р’ обоснование заявленных требований указал, что его родители: мать Сапунова Р.РЎ. Рё отец Сапунов Рђ.Рќ. решениями СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ лишены родительских прав. Сапунова РЎ.Рђ. воспитывала бабушка Алексеенко Р“.Рќ., которая является гражданкой Р РѕСЃСЃРёРё Рё проживает РїРѕ адресу: <адрес>, там Р¶Рµ проживает родная сестра административного истца Сапунова Р”.Р¤, родственников, проживающих РІ Казахстане, Сѓ него нет. ДД.РњРњ.ГГГГ Сапунов РЎ.Рђ. вступил РІ брак СЃ Сухановой Рњ.Рђ., Р° ДД.РњРњ.ГГГГ Сѓ РЅРёС… родилась дочь Сапунова Рђ.РЎ., которые также РІ настоящее время проживают РїРѕ адресу: <адрес>. После освобождения истец намерен воссоединиться СЃ семьей, воспитывать дочь, продолжить обучение РІ колледже, трудоустроиться, что подтверждается заявлением РґРІРѕСЋСЂРѕРґРЅРѕР№ сестры Юдиной Р®.РЎ. Рѕ согласии предоставить жилплощадь для проживания Сапунову РЎ.Рђ. РїРѕ адресу: <адрес> Рё гарантийным РїРёСЃСЊРјРѕРј Рѕ согласии РЅР° трудоустройство Сапунова РЎ.Рђ. РРџ Ермолинского Р•.Рћ.
РЎСѓРґРѕРј Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованного лица привлечено УФСРРќ РїРѕ Ярославской области.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Попов В.Е. (диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ №) исковые требования поддержал, в целом дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указал, что Сапунов С.А. по месту обучения и в колонии поселении характеризовался положительно.
Административный ответчик Министерство юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, надлежаще извещенное Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, ходатайствовало Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие своего представителя, представило письменный отзыв, согласно которому считает заявленные требования РЅРµ подлежащими удовлетворению, поскольку Сапунов РЎ.Рђ., гражданин Республики Казахстан, пребывая РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, совершил умышленно РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации несколько преступлений, Р·Р° что ДД.РњРњ.ГГГГ был осужден Заволжским районным СЃСѓРґРѕРј Рі. Ярославля РїРѕ совокупности преступлений, предусмотренных пунктами «а», «в» С‡.2 СЃС‚. 58, пунктом «а» части 2 СЃС‚. 158, пунктом «в» части 2 СЃС‚. 158, СЃС‚. 264.1 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє 2 годам лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ СЃ отбыванием наказания РІ колонии-поселении. РџРѕ месту отбывания наказания РІ ФКУ «Колония поселение в„– 2В» УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тамбовской области Сапунов характеризуется отрицательно, что явилось основанием для обращения начальника колонии РІ СЃСѓРґ СЃ представлением Рѕ переводе осужденного Сапунова РЎ.Рђ. РІ исправительную колонию общего режима Постановлением Кирсановского районного СЃСѓРґР° Тамбовской области РѕС‚ 25.12.2017 постановлено перевести Сапунова РЎ.Рђ. РІ исправительную колонию общего режима РЅР° неотбытый СЃСЂРѕРє наказания РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ включительно. Учитывая изложенное, административный ответчик РїСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области РІ судебное заседание РЅРµ явилось Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещено надлежаще.
Заслушав представителя административного истца, показания свидетелей Юдиной Ю.С., Ермолинского Е.О., Сухановой М.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, входит в компетенцию Минюста России.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє подготовки документов Рё принятия таких решений регламентирован Рнструкцией Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ представления Рё рассмотрения документов для подготовки распоряжений Минюста Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ нежелательности пребывания (проживания) РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации иностранных граждан Рё лиц без гражданства, подлежащих освобождению РёР· мест лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹, утвержденной приказом Минюста Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.08.2007 РіРѕРґР° N 171.
Согласно Рї. 3 Рнструкции решение Рѕ нежелательности пребывания (проживания) РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации может быть принято РІ отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; РІ отношении лица, которому РЅРµ разрешен въезд РЅР° территорию Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; РІ случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, создает реальную СѓРіСЂРѕР·Сѓ обороноспособности или безопасности государства либо общественному РїРѕСЂСЏРґРєСѓ, либо Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ населения.
РР· материалов дела следует, что ДД.РњРњ.ГГГГ Министерство юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации издало распоряжение в„–, которым признало пребывание Сапунова РЎ.Рђ., являющегося гражданином республики Казахстан, нежелательным. Основанием для издания данного распоряжения явилось то, что Сапунов РЎ.Рђ., гражданин Республики Казахстан, пребывая РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, совершил умышленно РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации несколько преступлений, Р·Р° что ДД.РњРњ.ГГГГ был осужден Заволжским районным СЃСѓРґРѕРј Рі. Ярославля РїРѕ совокупности преступлений, предусмотренных пунктами «а», «в» С‡.2 СЃС‚. 58, пунктом «а» части 2 СЃС‚. 158, пунктом «в» части 2 СЃС‚. 158, СЃС‚. 264.1 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє 2 годам лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ СЃ отбыванием наказания РІ колонии-поселении /Р».Рґ.80-99/. РџРѕ месту отбывания наказания РІ ФКУ «Колония поселение в„– 2В» УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тамбовской области Сапунов РЎ.Рђ. характеризовался отрицательно, что явилось основанием для обращения начальника колонии РІ СЃСѓРґ СЃ представлением Рѕ переводе осужденного Сапунова РЎ.Рђ. РІ исправительную колонию общего режима. Постановлением Кирсановского районного СЃСѓРґР° Тамбовской области РѕС‚ 25.12.2017 постановлено перевести Сапунова РЎ.Рђ. РІ исправительную колонию общего режима РЅР° неотбытый СЃСЂРѕРє наказания РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ включительно.
Принимая во внимание неоднократность совершенных Сапуновым С.А. преступлений, Министерство Юстиции РФ пришло к обоснованному выводу о том, что пребывание последнего на территории Российской Федерации, создает реальную угрозу общественному порядку, здоровью населения.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, одновременно установила, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 2 и 55).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сапунов С.А. не является гражданином Российской Федерации, согласно вступившему в законную силу приговору суда - гражданин республики Казахстан, следовательно, на отношения, участником которых он является, распространяется Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), который определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в том числе в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации.
Федеральный закон N 115-ФЗ к законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданам относит лиц, имеющих действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, признавая депортацией принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (статья 2).
Факт осуждения иностранного гражданина вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также наличие у него непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, предусмотрены федеральным законодателем в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство иностранному гражданину или аннулирования ранее выданных разрешения и вида на жительство (подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 7, подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ).
Вопросы въезда и выезда иностранных граждан регламентируются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), также устанавливающим правило, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (статья 27).
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 поименованного закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства создает реальную угрозу, в частности, общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Рзложенные федеральные предписания согласуются СЃ нормами международного права.
Так, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.) предусматривают, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Таким образом, лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение Российских законов является одним из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление, и служит основанием для оценки его как обладающего повышенной общественной опасностью. Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
Семейное положение Сапунова С.А., наличие у него родственников, проживающих на территории Российской Федерации, при указанных выше фактических обстоятельствах не может служить поводом для признания оспариваемого акта органа государственной власти как нарушающего его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку они приняты с учетом степени общественной опасности преступных деяний административного истца.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19 марта 2003 г. N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан, которые пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62 Конституции Российской Федерации), является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Как указано в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, допустимо, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступлений, препятствующих иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 7, подпункт 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ, часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"), правомерно расценено Минюстом России как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Сапунова С.А. в Российской Федерации, является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний, совершенных административным истцом.
При таких обстоятельствах требования административного истца следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административный иск Сапунова Сергея Александровича к Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействительным распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В.Пивоварова