Решение по делу № 2а-732/2019 от 26.02.2019

Дело № 2а-732/2019 мотивированное решение изготовлено 12.04.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2019 РіРѕРґР°                                

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.,

при секретаре Хлопановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административный иск Сапунова Сергея Александровича к Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействительным распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина,

У С Т А Н О В И Л:

Сапунов Сергей Александрович гражданин Республики Казахстан обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству Юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. В обоснование заявленных требований указал, что его родители: мать Сапунова И.С. и отец Сапунов А.Н. решениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Сапунова С.А. воспитывала бабушка Алексеенко Г.Н., которая является гражданкой России и проживает по адресу: <адрес>, там же проживает родная сестра административного истца Сапунова Д.Ф, родственников, проживающих в Казахстане, у него нет. ДД.ММ.ГГГГ Сапунов С.А. вступил в брак с Сухановой М.А., а ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Сапунова А.С., которые также в настоящее время проживают по адресу: <адрес>. После освобождения истец намерен воссоединиться с семьей, воспитывать дочь, продолжить обучение в колледже, трудоустроиться, что подтверждается заявлением двоюродной сестры Юдиной Ю.С. о согласии предоставить жилплощадь для проживания Сапунову С.А. по адресу: <адрес> и гарантийным письмом о согласии на трудоустройство Сапунова С.А. ИП Ермолинского Е.О.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН по Ярославской области.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Попов В.Е. (диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ №) исковые требования поддержал, в целом дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указал, что Сапунов С.А. по месту обучения и в колонии поселении характеризовался положительно.

Административный ответчик Министерство юстиции Российской Федерации, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило письменный отзыв, согласно которому считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку Сапунов С.А., гражданин Республики Казахстан, пребывая на территории Российской Федерации, совершил умышленно на территории Российской Федерации несколько преступлений, за что ДД.ММ.ГГГГ был осужден Заволжским районным судом г. Ярославля по совокупности преступлений, предусмотренных пунктами «а», «в» ч.2 ст. 58, пунктом «а» части 2 ст. 158, пунктом «в» части 2 ст. 158, ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. По месту отбывания наказания в ФКУ «Колония поселение № 2» УФСИН России по Тамбовской области Сапунов характеризуется отрицательно, что явилось основанием для обращения начальника колонии в суд с представлением о переводе осужденного Сапунова С.А. в исправительную колонию общего режима Постановлением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 25.12.2017 постановлено перевести Сапунова С.А. в исправительную колонию общего режима на неотбытый срок наказания по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Учитывая изложенное, административный ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо УФСИН России по Ярославской области в судебное заседание не явилось о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще.

Заслушав представителя административного истца, показания свидетелей Юдиной Ю.С., Ермолинского Е.О., Сухановой М.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, входит в компетенцию Минюста России.

Порядок подготовки документов и принятия таких решений регламентирован Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 года N 171.

Согласно п. 3 Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации; в отношении лица, которому не разрешен въезд на территорию Российской Федерации; в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство юстиции Российской Федерации издало распоряжение №, которым признало пребывание Сапунова С.А., являющегося гражданином республики Казахстан, нежелательным. Основанием для издания данного распоряжения явилось то, что Сапунов С.А., гражданин Республики Казахстан, пребывая на территории Российской Федерации, совершил умышленно на территории Российской Федерации несколько преступлений, за что ДД.ММ.ГГГГ был осужден Заволжским районным судом г. Ярославля по совокупности преступлений, предусмотренных пунктами «а», «в» ч.2 ст. 58, пунктом «а» части 2 ст. 158, пунктом «в» части 2 ст. 158, ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении /л.д.80-99/. По месту отбывания наказания в ФКУ «Колония поселение № 2» УФСИН России по Тамбовской области Сапунов С.А. характеризовался отрицательно, что явилось основанием для обращения начальника колонии в суд с представлением о переводе осужденного Сапунова С.А. в исправительную колонию общего режима. Постановлением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 25.12.2017 постановлено перевести Сапунова С.А. в исправительную колонию общего режима на неотбытый срок наказания по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Принимая во внимание неоднократность совершенных Сапуновым С.А. преступлений, Министерство Юстиции РФ пришло к обоснованному выводу о том, что пребывание последнего на территории Российской Федерации, создает реальную угрозу общественному порядку, здоровью населения.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, одновременно установила, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 2 и 55).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сапунов С.А. не является гражданином Российской Федерации, согласно вступившему в законную силу приговору суда - гражданин республики Казахстан, следовательно, на отношения, участником которых он является, распространяется Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), который определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в том числе в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации.

Федеральный закон N 115-ФЗ к законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданам относит лиц, имеющих действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, признавая депортацией принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (статья 2).

Факт осуждения иностранного гражданина вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также наличие у него непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, предусмотрены федеральным законодателем в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство иностранному гражданину или аннулирования ранее выданных разрешения и вида на жительство (подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 7, подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ).

Вопросы въезда и выезда иностранных граждан регламентируются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), также устанавливающим правило, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (статья 27).

В соответствии с частью 4 статьи 25.10 поименованного закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства создает реальную угрозу, в частности, общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Изложенные федеральные предписания согласуются с нормами международного права.

Так, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.) предусматривают, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Таким образом, лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение Российских законов является одним из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление, и служит основанием для оценки его как обладающего повышенной общественной опасностью. Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.

Семейное положение Сапунова С.А., наличие у него родственников, проживающих на территории Российской Федерации, при указанных выше фактических обстоятельствах не может служить поводом для признания оспариваемого акта органа государственной власти как нарушающего его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку они приняты с учетом степени общественной опасности преступных деяний административного истца.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19 марта 2003 г. N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан, которые пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62 Конституции Российской Федерации), является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Как указано в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, допустимо, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступлений, препятствующих иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 7, подпункт 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ, часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"), правомерно расценено Минюстом России как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Сапунова С.А. в Российской Федерации, является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний, совершенных административным истцом.

При таких обстоятельствах требования административного истца следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Сапунова Сергея Александровича к Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействительным распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В.Пивоварова

2а-732/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Сапунов С.А.
УФСИН по ЯО
Министерство юстиции Российской Федерации
Суханова М.А.
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
26.02.2019Регистрация административного искового заявления
27.02.2019Передача материалов судье
04.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2019Судебное заседание
10.04.2019Судебное заседание
12.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее