Судья Моцный Н.В. Дело № 2-4153/2022
(первая инстанция)
№ 33-1368/2024
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Савиной О.В., Горбова Б.В.,
При секретаре Васильевой В.В.,
С участием прокурора Василенко С.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционные жалобы Кирюхиной К. А., Грибковой В. А., Кирюхина К. В. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2022 года, апелляционную жалобу Кирюхиной К. А., Грибковой В. А., Кирюхина К. В. на дополнительное решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2023 года, апелляционное представление Прокурора Гагаринского района г. Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ к Грибковой В. А., Кирюхину К. В., Кирюхиной К. А., действующей в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К. К., третьи лица, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство обороны Российской Федерации, Департамент образования и науки г. Севастополя о признании утратившими право пользования и выселении из квартиры без предоставления другого жилого помещения, по встречному иску Грибковой В. А., Кирюхина К. В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К. К., к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации, третье лицо Департамент образования и науки г. Севастополя о признании приказа о включении квартиры в число служебного жилья незаконным, признании права пользования жилым помещением на условия договора социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ обратился в суд с иском к Грибковой В.А., Кирюхину К.В., Кирюхиной К.А., действующей в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К.К., в котором просило признать ответчиков утратившими право пользования квартирой № <адрес> и выселить их из жилого помещения без предоставления другого жилья.
Требования иска мотивированы тем, что спорная квартира является собственностью Российской Федерации, на праве оперативного управления закреплена за ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ.
На основании ордера от 29 октября 2004 года № 194, выданного 1997 отделением морской инженерной службы КЧФ, Г.А.Б. и членам его семьи: супруге Грибковой В.А., сыну Кирюхину К.В. была предоставлена квартира <адрес>.
18 ноября 2004 года с Грибковым А.Б. был заключен договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда № 321.
21 декабря 2021 года Грибков А.Б. умер.
Таким образом, как считает истец, ответчики утратили право пользования жилым помещением.
15 июля 2022 года в адрес ответчиков было направлено уведомление о необходимости освобождения жилого помещения, которое удовлетворено не было.
Ответчики продолжают проживать в спорном жилом помещении.
Кирюхин К.В., действующего в т.ч. в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К.К., Грибкова В.А. предъявили к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации встречный иск, в котором просили признать незаконным приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 227 в части включения квартиры № <адрес> в число служебных, признать за Кирюхиным К.В., Кирюхиной К.К., Грибковой В.А. право пользования квартирой № <адрес> на условиях договора социального найма.
Требования встречного иска мотивированы тем, что ранее Грибков А.Б. и члены его семьи Грибкова В.А., Кирюхин К.В. состояли на жилищном учете. В связи чем, им было предоставлено жилое помещение, в отношении которого 18 ноября 2004 года с ними заключен договор социального найма жилого помещения в домах государственного и общественного фонда.
Истцы считали, что в дальнейшем включать жилое помещение в число служебных правовых оснований не имелось. Соответственно, приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 227 в части включения занимаемой ими квартиры в число служебного жилья, является незаконным.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2022 года Грибкова В.А., Кирюхин К.В., Кирюхина К.К. признаны утратившими право пользования спорной квартирой и выселены из нее без предоставления другого жилого помещения.
На данное решение суда были поданы две апелляционные жалобы, Кирюхиной К.А., действующей в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К.К., и Грибковой В.А., Кирюхиным К.В. в лице представителя по доверенности Федорченко А.А.
Дополнительным решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2023 года в удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной жалобе Кирюхина К.А., действующая в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К.К., просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ отказать.
Кирюхина К.А. указывает, что рассмотрение дела проходило в ее отсутствие как законного представителя несовершеннолетнего ребенка.
В апелляционной жалобе апеллянт указывает на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции необоснованно не учтено, что решение о предоставлении жилого помещения Грибкову А.Б., как лицу, состоящему на очереди в общем списке Строительного управления Черноморского флота для получения жилья, принималось жилищной комиссией войсковой части 53074. При этом, из протокола заседания комиссии не следует, что речь шла о предоставлении служебного жилья.
В отношении предоставленной квартиры был заключен договор найма жилого помещения от 18 ноября 2004 года, что свидетельствует о пользовании спорным жилым помещением на условиях социального найма. Имеющийся в материалах дела ордер о вселении ответчиков в квартиру соответствует форме, установленной для жилых помещений, предоставляемых в постоянное пользование.
Апеллянт обращает внимание на то, что приказ заместителя Министра обороны РФ от 27 марта 2019 года № 227 об отнесении квартиры к числу служебных, был издан после предоставления ее в пользование семье Грибковых.
Судом первой инстанции, как считает апеллянт, необоснованно не принят во внимание тот факт, что Грибкова В.А. является пенсионером по возрасту. Грибкова В.А., Кирюхин К.В., Кирюхина К.В. являются членами семьи умершего работника, которому было предоставлено жилое помещение. Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 4 октября 2022 года по делу № 2-3789/2022 Департамент капитального строительства г. Севастополя обязан принять Грибкову В.А., Кирюхина К.В., Кирюхину К.К. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещение по договору социального найма.
По мнению апеллянта, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ пропущен срок исковой давности, однако, судом первой инстанции данное обстоятельство оставлено без внимания.
В апелляционной жалобе Кирюхин К.В., Грибкова В.А. просят об отмене решения суда первой инстанции, вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска о выселении.
Доводы апелляционной жалобы указанных апеллянтов аналогичны доводам апелляционной жалобы Кирюхиной К.А. о несогласии с решением суда по существу.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство обороны просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Кирюхин К.В., Грибкова В.А., Кирюхина К.А., действующая в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К.К., подали апелляционную жалобу на дополнительное решение суда, в которой ставится вопрос об его отмене, вынесении в этой части по делу нового решения об удовлетворении встречного иска.
Апеллянты не соглашаются с выводами суда о том, что вследствие прекращения трудовых отношений наниматель Грибков А.Б. утратил право пользования предоставленным на время трудовых отношений служебным помещением. Суд не учел, что жилое помещение было предоставлено их семье в связи с нахождением ее на жилищном учете. Рукописная надпись в ордере на вселение о том, что жилое помещение является служебным, сама по себе не подтверждает статус квартир. Более того, подлинник данного документа суду первой инстанции не предоставлялся.
Апеллянты настаивают на том, что между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилья, не являющегося служебным.
В дополнениях на апелляционную жалобу апеллянты отмечают, что во исполнение решения Гагаринского районного суда г. Севастополя 4 октября 2022 года Грибкова В.А., Кирюхин К.В., Кирюхина К.К. приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Грибкова В.А. является инвалидом первой группы и требует постороннего ухода, который осуществляет за ней ее сын Кирюхин К.В.
Несовершеннолетняя Кирюхина К.К. проживает в спорной квартире в качестве члена семьи своего отца Кирюхина К.В.
В апелляционном представлении Прокурор Прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя просит об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о выселении.
Прокурор считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для выселения ответчиков из квартиры без предоставления другого жилья. Обращает внимание на то, что Грибкова В.А. является пенсионером по старости, состоит вместе с сыном Кирюхиным К.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, она относится к числу лиц, выселение которых без предоставления другого жилья не допускается в силу закона. Кирюхин К.В. осуществляет постоянный уход за Грибковой В.А., которая в силу возраста и состояния здоровья не способна проживать отдельною. Эти лица являются по отношению друг к другу членами одной семьи.
В своих возражениях на апелляционные жалобы, представление Министерство обороны Российской Федерации, Филиал «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации просят оставить решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2022 года без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Грибкова В.А., Кирюхин К.В., Кирюхина К.А., действующая в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К.К., не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
Представитель ответчиков - Федорченко А.А., действующий по доверенностям, в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционные жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Прокурор Прокуратуры г. Севастополя Василенко С.Н. в судебном заседании просила удовлетворить апелляционное представление.
Представитель ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ – Белоусов В.С., действующий по доверенности, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции, а также дополнительного решения суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 2001 по 2006 гг. Г.А.Б. состоял в трудовых отношениях с предприятием «Строительное управление Черноморского флота» (т. 1 л.д. 74, л.д.18).
Из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 53074 от 22 сентября 2004 года, утв. командиром войсковой части 53074, следует, что водителю Строительного управления Черноморского Флота Грибкову А.Б. была выделена двухкомнатная квартира № <адрес>, жилой площадью 32,44 кв.м. на семью из 3-х человек (т. 1 л.д. 65).
На основании ордера 1997 отделения Морской инженерной службы КЧФ от 29 октября 2004 года № 194 Г.А.Б. была предоставлена служебная двухкомнатная квартира № <адрес> составом семьи три человека (на него самого, супругу – Грибкову В.А., сына – Кирюхина К.В.) (т. 1 л.д. 81).
18 ноября 2004 года между 1997 ОМИС и Г.А.Б. заключен договор № 321 найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда (т. 1 л.д. 83). Из договора найма следует, что жилой дом, в котором расположена квартира, находится на балансе 1997 ОМИС.
17 июля 2006 года Г.А.Б. уволен с работы.
После прекращения трудовых отношений Г.А.Б. , его супруга Грибкова В.А., сын Кирюхин К.В. продолжили проживать в жилом помещении.
22 декабря 2021 года Г.А.Б. умер.
В настоящее время в квартире № <адрес> значатся зарегистрированными: супруга нанимателя Грибкова В.А. (зарегистрирована с 2004 года); сын нанимателя Кирюхин К.В. (зарегистрирован с 2004 года); внучка нанимателя Кирюхина К.К. (зарегистрирована с 2019 года).
Приказом Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 227 (с учетом приложения к приказу), в том числе квартира № <адрес>, закрепленная на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, включена в специализированный жилищный фонд – служебное жилье.
Как следует из выписки из ЕГРН от 24 февраля 2021 года правообладателем квартиры № <адрес> является Российская Федерация, право зарегистрировано 7 октября 2015 года; с 24 февраля 2021 года жилое помещение на праве оперативного управления закреплено за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, анализ фактических обстоятельств дела указывает, на то, что с момента вселения семьи Грибковых в квартиру и по настоящее время жилое помещение как было служебным, так им и осталось.
Уведомлением ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации от 15 июня 2022 года № 194/175/ФК/8056 ответчики уведомлены о необходимости освободить жилое помещение в срок до 15 июля 2022 года. Указанное требование в добровольном порядке ответчиками выполнено не было, поскольку они считали, что проживают в квартире на условиях договора социального найма.
Принимая решение о выселении Грибковой В.А., Кирюхина К.В., несовершеннолетней Кирюхиной К.К. из занимаемого ими жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации ответчики не признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, наличие оснований для обеспечения их жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации не имеется, ответчики не подпадают под категорию лиц, которые не могут быть выселены из служебной квартиры, без предоставления другого жилья.
Отказывая дополнительным решением в удовлетворении встречных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство обороны Российской Федерации имело право издать приказ (от 27 марта 2019 года № 227) о включении спорной квартиры в специализированный жилищный фонд. Данным приказом права ответчиков, вселенных в служебную квартиру, нарушены не были. Поскольку квартира относится к числу служебных, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за ответчиками права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч.1 ст.103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Таким образом, жилищным законодательством предусмотрено прекращение договоров найма служебных жилых помещений и последующее выселение занимающих их лиц после прекращения с ними трудовых или служебных отношений, в связи с которыми им ранее данное жилое помещение предоставлялось для временного проживания, а также возможность сохранения за отдельными категориями права пользования служебными жилыми помещениями до обеспечения другим жильем.
Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 Жилищного кодекса Российской Федерации) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Грибкова В.А. является пенсионером по старости.
Согласно справки ФКУ «ГБ МСЭ по г. Севастополю» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 1 Грибковой В.А. с 12 сентября 2023 года установлена первая группа инвалидности бессрочно (т. 3 л.д. 20).
Согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида Грибкова В.А. в силу инвалидности не способна к самообслуживанию и ведению самостоятельного образа жизни.
Как следует из выписки из федеральной базы пенсионеров (т. 3 л.д. 28) Кирюхин К.В. осуществляет уход за нетрудоспособной Грибковой В.А.
Также установлено, что в собственности Грибковой В.А., Кирюхина К.В., Кирюхиной К.К. какое-либо недвижимое имущество не значится (т. 1 л.д. 166-168), они не являются нанимателями жилых помещений по социального найму.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 4 октября 2022 года по делу № 2-3789/2022 признан незаконным отказ Департамента капитального строительства г. Севастополя в принятии Кирюхина К.В., Кирюхиной К.К., Грибковой В. А. на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Департамент капитального строительства г. Севастополя обязан принять Кирюхина К.В., Кирюхину К.К., Грибкову В.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 29 мая 2023 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 4 октября 2022 года оставлено без изменения.
Из письма Департамента капитального строительства г. Севастополя от 30 августа 2023 года № 7736/01-05-02.1-31/02/23 (т. 3 л.д. 19) на основании распоряжения от 30 августа 2023 года № 1315-р/2023 с 8 июля 2022 года Грибкова В.А., Кирюхин К.В., Кирюхина К.К. поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях в г. Севастополе на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ по категории граждан в соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона г. Севастополя от 5 мая 2015 года «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в г. Севастополе».
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
Как разъяснено в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
Согласно ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: пенсионеры по старости.
Разрешая спор, суд первой инстанции не выяснил значимые для дела обстоятельства, а именно, относятся ли ответчики к кругу лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилья, состоят ли они на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Грибкова В.А., являющаяся пенсионером по старости, инвалидом 1 группы бессрочно отнесена к числу лиц, указанных в ст. 103 Жилищного кодекса РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Кирюхин К.В. осуществляет уход за ней. Необходимость такого ухода обусловлена состоянием ее здоровья.
Место жительство малолетней Кирюхиной К.К. в силу п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ определено по месту жительства ее отца Кирюхина К.В., т.е. в спорном жилом помещении.
В настоящее время ответчики состоят на учете, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, приведенные выше положения действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае оснований для выселения ответчиков из квартиры без предоставления другого жилья, как-то просил истец, не имеется.
Принимая такое решение, суд апелляционной инстанции учитывает и тот факт, что ответчики были вселены в спорное жилое помещение, относящееся к числу служебных, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что требования ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании Грибковой В.А., Кирюхина К.В., Кирюхиной К.К утратившими право пользования квартирой № <адрес> и их выселении без предоставления другого жилого помещения, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Что касается встречных требований Грибковой В.А., Кирюхина К.В. о признании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 227 в части включения квартиры № <адрес> в число служебных, признании за ними права пользования квартирой на условия договора социального найма, судебная коллегия не находит оснований для признания их правомерными.
Согласно п. 12. ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пп. «м» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В соответствии с пп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При рассмотрении спора установлено, что спорная квартира имела и имеет статус служебного жилья. Фактически приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 227 этот статус был подтвержден в рамках выявления и учета имущества, принадлежащего Министерству обороны РФ, ранее находящегося на территории Украины.
Как уже указывалось, собственником жилого помещения является Российская Федерация (право зарегистрировано 7 октября 2015 года). На праве оперативного управления находилось сначала у ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, а в последующем у ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Отнесение жилого помещения к фонду специализированного или социального использования относится к исключительной компетенции его собственника. Понуждение собственника к изменению вида целевого использования принадлежащего ему жилого помещения действующим законодательством не допускается. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
Собственником квартиры решение об изменении статуса жилого помещения не принималось.
Следует учитывать, что служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы и т.п.).
При этом, служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Признание за ответчиками права пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма противоречит положениям ст. 93, 94 Жилищного кодекса РФ, поскольку это жилое помещение относится к числу специализированных. Более того, ответчики состоят на соответствующем учете по получению жилья на условиях социального найма в порядке п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, с учетом всех обстоятельств дела, норм жилищного законодательства, обжалуемое решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2022 года, а также дополнительное решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2023 года подлежат отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении как первоначального, так и встречного исков.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2022 года, дополнительное решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 3 августа 2023 года – отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении иска Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ к Грибковой В. А., Кирюхину К. В., Кирюхиной К. А., действующей в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К. К. о признании утратившими право пользования и выселении из квартиры № <адрес> без предоставления другого жилого помещения – отказать.
В удовлетворении встречного иска Грибковой В. А., Кирюхина К. В., действующего в интересах несовершеннолетней Кирюхиной К. К., к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации о признании приказа незаконным, признании права пользования жилым помещением на условия договора социального найма – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 мая 2024 года.
Председательствующий О.И. Жиляева
Судьи О.В. Савина
Б.В. Горбов