Дело № 33-4094/17 Председательствующий в первой
Категория 2.124 инстанции, судья Кукурекин К.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Сулеймановой А.С., Козуб Е.В.,
при секретаре - Ковалевой Н.В.,
с участием: истца Козаковой Ю.И., прокурора Ведмидь А.И. представителя ответчика Бондаревой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сулеймановой А.С. гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах Наумовой А.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица: Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, Департамент образования города Севастополя, о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе Департамента капитального строительства г. Севастополя в лице представителя Морозовой О.В. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27.09.2017г.,
УСТАНОВИЛА:
26.07.2017 Прокурор Балаклавского района города Севастополя в интересах Наумовой А.А. обратился в суд с иском, в котором просит обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Наумовой А.А., 30.04.1994 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента образования города Севастополя №201 от 15.12.2016 Наумова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В июне 2017 года Наумова А.А. обратился с заявлением в Департамент капитального строительства г. Севастополя о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. По итогам рассмотрения заявления Наумовой А.А. сообщено, что она будет обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда города Севастополя в порядке очередности. Наумова А.А. жилым помещением до настоящего времени не обеспечена, в связи с чем Прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 27.09.2017г. исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд обязал Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Наумовой Алене Алексеевне, 30.04.1994 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Ответчик Департамент капитального строительства г. Севастополя не согласился с решением суда, принес на него через своего представителя Морозову О.В., действующую на основании доверенности, апелляционную жалобу, в которой просит решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27.09.2017г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что судом не учтено, что ответчик ограничен бюджетным финансированием, спорное жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности, в противном случае предоставление жилого помещения в ином порядке повлечет нарушение прав других лиц, включенных в список ранее. Кроме того, исполнение решение суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, не зависящих от воли Департамента, что приводит к появлению очереди в порядке исполнения судебных решений.
На апелляционную жалобу были принесены возражения прокурором Балаклавского района г. Севастополя, истцом Наумовой А.А., в которых они просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Департамент капитального строительства города Севастополя в лице представителя по доверенности Бондаревой Т.Н., поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда отменить.
Пом. прокурора Ведмидь А.И., Наумова А.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ст. 327.1 ГПК РФ, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда полагает решение суда первой инстанции отмене по доводам жалобы не подлежащим.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не допущено.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
В силу ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 15 от 29.02.2012 г. действие положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 от 21.12.1996 г. и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу этого Федерального закона.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 от 21.12.1996 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, законодательством четко определены основания и условия и порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 от 21.12.1996 г.
При этом, ни вышеуказанными нормами, ни иными законами установление очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не предусмотрено.
Содержащаяся в п. 3 ст. 8 вышеуказанного закона оговорка о формировании списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, само по себе не означает, что предоставление им жилых помещений должно осуществляться именно в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем лиц указанной категории.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены положениями Закона города Севастополя "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе" N 112-ЗС от 09.02.2015 г.
Как установлено судом первой инстанции, родителями Серовой А.А. (после заключения брака - Наумова А.А) являются: мать - Рейдер О.Я., отец - Серов А.О.
Серов А.О. умер 28.05.2005. Мать Рейдер О.Я. (после заключения брака - Серова О.Я.) решением Каховского районного суда Херсонской области от 20.01.2009 лишена родительских прав в отношении истца.
На основании распоряжения Балаклавской районной администрации города Севастополя от 09.11.2009 №394-р Наумова (Серова) А.А. признана ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Распоряжением Департамента образования города Севастополя №201 от 15.12.2016 Наумова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно письму Департамента капитального строительства города Севастополя №3517 от 07.07.2017 Наумовой О.А. разъяснено, что она будет обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда города Севастополя в порядке очередности.
Дополнительно представленными истцом доказательствами, приобщенными коллегией к материалам дела, подтверждается отсутствие у истца в собственности жилых помещений. Доказательства наличия у истицы жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в материалы дела также не представлено.
Анализируя регулирующие спорные правоотношения положения закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности заявленных требований, о чем и постановил в обжалуемом решении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение Наумовой А.А. жилым помещением должно осуществляться в порядке очередности включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в поскольку в противном случае будут нарушены права тех детей-сирот, которые включены в список ранее, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. Гарантированное законом право истицы, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27.09.2017г.
оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Президиум Севастопольского городского суда в шестимесячный срок.
Председательствующий: Ж. В. Григорова
Судьи: А. С. Сулейманова
Е. В. Козуб