Решение по делу № 2-1104/2024 (2-7066/2023;) от 04.12.2023

Дело № 2-1104/2024                     23 января 2024 года

УИД 29RS0014-01-2023-007370-11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Тарамаевой Е.А.

при секретаре судебного заседания Петрушиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в порядке заочного производства гражданское дело по исковому заявлению Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» в лице Архангельского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» города Архангельска о возложении обязанности устранить нарушения транспортной безопасности,

установил:

Архангельский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» в лице Архангельского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» города Архангельска (далее – ФГБУ «Балтийско-Арктическая техмордирекция», учреждение) о возложении обязанности устранить нарушения транспортной безопасности.

В обоснование иска указано, что Архангельской транспортной прокуратурой по результатам проверки законодательства РФ о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта выявлены нарушения в деятельности ФГБУ «Балтийско-Арктическая техмордирекция». При проведении осмотра гидротехнических сооружений (причалов) № 146 с кадастровым <№>, № 147 с кадастровым <№>, № 148 с кадастровым <№>, собственником которых является ответчик, выявлено, что данные причалы не соответствуют требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 (далее – технический регламент), а именно: отсутствуют технические паспорта, на объектах отсутствуют плакаты со схемами нагрузок, причалы находятся в разрушенном состоянии, на причалах отсутствует разметка, не разработан справочник допускаемых нагрузок, отсутствуют акты периодического осмотра причалов, план ремонтных работ причалов не составлялся, отсутствуют декларации соответствия и протокол идентификации причалов. 27.03.2023 и.о. директора ФГБУ «Балтийско-Арктическая техмордирекция» внесено представление № 23/1-1-2023 в адрес ответчика об устранении нарушений требований федерального законодательства, по постановлению прокурора решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.05.2023 учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Вместе с тем указанные в представлении нарушения законодательства не устранены, в связи с чем прокурор просит суд: запретить ответчику эксплуатацию причалов № 146, № 147, № 148, расположенных по адресу: г. Архангельск, ..., до устранения нарушений требований Технического регламента; возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности объектов морского транспорта при эксплуатации причалов до 01.09.2024 путем проведения следующих мероприятий: разработки паспортов объектов инфраструктуры морского транспорта на причалы, ведения технического надзора за причалами, разработки инструкций, обеспечивающих безопасную эксплуатацию причалов, разработки технических паспортов на причалы, установки плакатов со схемами нагрузок, разметок на причалах, разработки справочников допускаемых нагрузок на причалы, проведения актов периодических осмотров причалов, составления планов ремонтных работ на причалы, разработки декларации соответствия на причалы, оформления протоколов идентификации на причалы.

Истец Архангельский транспортный прокурор, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, на своем участии не настаивал.

Представитель ответчика ФГБУ «Балтийско-Арктическая техмордирекция», извещенный надлежащим образом, в суд не явился, мнения по иску не высказал, уважительных причин неявки суду не сообщил.

По определению суда в силу ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено по существу в отсутствие участвующих в деле лиц в порядке заочного производства.

Суд, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.п. 1, 4, 5 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О морских портах») объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг; портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов; причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О морских портах» установлено, что наряду с выполнением требований, установленных ч. 2 ст. 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон «О техническом регулировании») названный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии с п. 184 Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться на основе выполнения следующих требований:

а) разработка и ведение паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта;

б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения;

в) ведение технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта;

г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий;

д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта.

Согласно п. 185 Технического регламента техническую эксплуатацию объекта инфраструктуры морского транспорта осуществляет его владелец.

В силу п. 187 Технического регламента каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством РФ документы.

Согласно п. 188 Технического регламента объект инфраструктуры морского транспорта должен эксплуатироваться при соблюдении установленных для него норм эксплуатационных нагрузок, которые указаны в техническом паспорте сооружения. Увеличение нагрузок на объект инфраструктуры морского транспорта сверх установленных норм запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на причале на видном месте.

Пунктом 189 Технического регламента предусмотрено, что объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации.

В силу п. 190 Технического регламента границы каждого объекта инфраструктуры морского транспорта должны быть обозначены. Следует сохранять и возобновлять разметку, которая используется при проведении обследования такого объекта аккредитованным испытательным центром.

В соответствии с п. 196 Технического регламента для обеспечения безопасной эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта эксплуатирующая организация разрабатывает справочник допускаемых нагрузок. В справочнике допускаемых нагрузок для фактически перегружаемой номенклатуры грузов приводятся схемы загрузки и таблицы с высотой складирования различных грузов. При появлении дополнительной номенклатуры грузов до корректировки справочника допускаемых нагрузок высота складирования грузов отражается в рабочих технологических документах. Эксплуатация объекта с превышением допускаемых нагрузок запрещается.

Согласно п. 224 Технического регламента планирование ремонтных работ следует осуществлять на основе материалов технического надзора, осуществляемого эксплуатирующей организацией и аккредитованным испытательным центром. На основании периодических осмотров определяется перечень текущих ремонтных работ и эксплуатирующей организацией составляется годовой план текущего ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. План капитального ремонта такого объекта составляется после проведения обследования сооружения аккредитованным испытательным центром. В этот план включаются работы, указанные в извещении о необходимости выполнения ремонтных работ, а также капитальные работы, отмеченные в актах периодического осмотра. Материалы обследования и заключение о техническом состоянии сооружения должны быть в качестве исходных данных включены в состав технического задания на разработку проекта ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. Планирование и осуществление ремонтных работ осуществляется организацией, на которую это возложено договором, а при отсутствии договора - собственником портового сооружения.

Пунктом 230 Технического регламента предусмотрено, что после приемки работ, связанных с реконструкцией объекта инфраструктуры морского транспорта, или работ, позволяющих значительно изменить режим эксплуатации этого объекта, производится внеочередное обследование сооружения аккредитованным испытательным центром и эксплуатирующая организация на основе проведенного обследования разрабатывает декларацию соответствия.

Согласно п. 239 Технического регламента результаты идентификации объектов морского транспорта и объектов инфраструктуры морского транспорта анализируются и оформляются в виде протокола идентификации.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ).

Судом установлено, следует и материалов дела, что на основании распоряжения ТУ Росимущества в Мурманской области от 24.12.2015 № 334 «О передаче имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» причалы № 146, № 147, № 148 были переданы в ФГУБ «Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море», что подтверждается актами приема-передачи от 29.12.2015 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 184 от 15.03.2021 «О реорганизации федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере природопользования 22.02.2022 ФГБУ «Арктическая техмордирекция» ликвидирована в форме присоединения к ФГБУ «Балтийско-Арктическая техмордирекция». Таким образом, право собственности на причалы № 146, № 147, № 148 перешло к ответчику, что подтверждается выписками и ЕГРН.

Архангельской транспортной прокуратурой в период с 13.03.2023 по 11.04.2023 проведена проверки исполнения законодательства безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, гидротехнических сооружений, в ходе которой были выявлены нарушения при содержании и эксплуатации причалов № 146. № 147, № 148, находящихся у ответчика на праве оперативного управления, а именно: отсутствуют паспорта, технический надзор, инструкции и другие документы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию причалов; не разработаны технические паспорта на причалы; отсутствуют плакаты со схемами нагрузок; причалы находятся в разрушенном состоянии; отсутствует разметка, отбойные устройства и колесоотбойный брус; не разработан справочник допускаемых нагрузок; отсутствует заключение о техническом состоянии причалов и акты периодического осмотра причалов; план ремонтных работ на причалы не составлялся; отсутствуют декларации соответствия на причалы и протокол идентификации причалов.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.05.2023 по административному делу А05-4324/2023 ФГБУ «Балтийско-Арктическая дирекция» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Указанным решением установлен факт необеспечения ответчиком своевременного соблюдения требований при эксплуатации гидротехнического сооружения. Выявленные в ходе проверки нарушения ФГБУ «Балтийско-Арктическая дирекция» не оспаривались.

Таким образом, несоблюдение ответчиком, являющимся собственником причалов законодательства о безопасности объектов морского транспорта создает угрозу жизни и здоровью людей, иных судовладельцев и членов экипажей других судов, которые могут пострадать в результате транспортных происшествий в указанных причалах, не отвечающим требованиям технической безопасности, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Несоблюдение требований Технического регламента ФГБУ «Балтийско-Арктическая дирекция» носит продолжительный характер и подлежит устранению ответчиком, в обязанности которого, как собственника объектов морского транспорта входит обеспечение безопасности плавания. Неустранение выявленных нарушений может повлечь негативные последствия в виде угрозы для жизни и здоровья людей, безопасности плавания, состояния окружающей среды.

При указанных обстоятельствах суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора в части запрета деятельности ответчика, связанной с эксплуатацией причалов, и возложении на него обязанности устранить выявленные нарушения в срок до 01.09.2024.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в доход местного бюджета в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» в лице Архангельского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» города Архангельска о возложении обязанности устранить нарушения транспортной безопасности удовлетворить.

    Запретить федеральному государственному бюджетному учреждению «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» в лице Архангельского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» города Архангельска эксплуатацию причалов № 146, № 147, № 148, расположенных по адресу: г. Архангельск, ..., до устранения нарушений требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620.

    Возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» в лице Архангельского филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» города Архангельска обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности объектов морского транспорта при эксплуатации причалов № 146, № 147, № 148, расположенных по адресу: г. Архангельск, ..., до 01.09.2024 путем проведения следующих мероприятий:

    - разработки паспортов объектов инфраструктуры морского транспорта на причалы;

- ведения технического надзора за причалами;

- разработки инструкций, обеспечивающих безопасную эксплуатацию причалов;

- разработки технических паспортов на причалы;

- установки плакатов со схемами нагрузок, разметок на причалах;

- разработки справочников допускаемых нагрузок на причалы;

- проведения актов периодических осмотров причалов;

- составления планов ремонтных работ на причалы;

- разработки декларации соответствия на причалы;

- оформления протоколов идентификации на причалы.

Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море» (ИНН 7825446656) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи рабочих дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 30 января 2024 года.

Председательствующий      Е.А. Тарамаева

2-1104/2024 (2-7066/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Архангельский транспортный прокурор
Ответчики
ФГБУ "Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море" в лице Архангельского филиала ФГБУ "Балтийско-Арктическая дирекция по техническому обеспечению надзора на море" г.Архангельск
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Тарамаева Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее