Судья Бурунова С.В. | Дело № 66а-1721/2020 (номер дела в суде первой инстанции М-607/2020) |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 29 сентября 2020 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П., рассмотрев частную жалобу Казакова Андрея Михайловича на определение судьи Нижегородского областного суда от 5 августа 2020 года о возвращении административного искового заявления Казакова Андрея Михайловича к Министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти,
установил:
Казаков А.М. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству образования, науки и молодежной политики Нижегородской области об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, в котором просил:
в случае, если в Нижегородском областном суде есть судьи, подчиняющиеся только Конституции РФ и правовой системе РФ, соблюдающие кодекс профессиональной этики, честно и добросовестно исполняющие свои обязанности, проявляющие должную заботу о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти, которые воспринимают государственные гарантии независимости, неприкосновенности, несменяемости, недопустимости вмешательства в их деятельности, высокий уровень материального и социального обеспечения не личной привилегией, а средством обеспечения целей правосудия - вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных решений, способные осуществлять качественное правосудие в силу высокой квалификации и достаточной судейской порядочности, считающие, что торговля правосудием недопустима, принять дело для справедливого и публичного разбирательства дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, в противном случае передать его в любой суд Российской Федерации, созданный на основании закона, где таковые судьи имеются;
предоставить беспрепятственный доступ к правосудию;
освободить от расходов на обращение в суд;
предоставить адвоката;
предоставить адвокату надлежащее вознаграждение за работу, проделанную в интересах Казакова А.М.;
признать незаконным отказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в письме от 13.07.2020 г. №исх316-306842/20 предоставления информации;
установить ответственных лиц, отказавших Казакову А.М. в предоставлении информации в письме Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 13.07.2020 г. №исх316-306842/20;
привлечь установленных лиц к ответственности;
истребовать у Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области сведения о доходах директора ГБПОУ «НТОТ» Красикова Сергея Борисовича за 2017-2019 г.г.;
предоставить: 1) документы, подтверждающие: гражданство Российской Федерации; достижение 25 лет; наличие высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция» или высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»; стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет; отсутствие судимости либо прекращение по реабилитирующим основаниям уголовного преследования; отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; наличие дееспособности; отсутствие состояния на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; отсутствия иных заболеваний, установленных Постановлением Совета судей РФ от 26.12.2002 г. №78; отсутствие близкого родства или свойства (супруга (супруги), родителей, детей, родных братьев и сестер, дедушек и бабушек, внуков, а также родителей, детей, родных братьев и сестер супругов) с председателем и заместителем председателя того же суда; принесение присяги судей; соответствие печати суда требованиям к изготовлению гербовой печати; 2) сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход судьи и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки; сведения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи; характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы) до сдачи квалификационного экзамена на должность судьи; приказ Президента Российской Федерации о назначении на должность судьи; положительного заключения квалификационной коллегии судей; сведения о дате принесения присяги судьи; сведения о квалификационном классе; сведения о выслуге лет; сведения о наличии ученой степени кандидата юридических наук и (или) ученого звания, а также звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» (при наличии); сведения о законе, которым был создан Нижегородский областной суд; сведения о правильности хранения печати Нижегородского областного суда.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 5 августа 2020 года возвращено административное исковое заявление Казакова А.М. на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Не согласившись с указанным определением суда, Казаков А.М. подал частную жалобу, в которой просит определение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства, в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Возвращая административное исковое заявление на основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, суд первой инстанции исходил из того, что требования административного истца о признании незаконным отказа Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в письме от 13 июля 2020 года №Исх316-306842/20 предоставления информации, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, под действие статьи 20 КАС РФ не попадает, поэтому его разрешение неподсудно Нижегородскому областному суду в качестве суда первой инстанции. Кроме того, судья указал, что остальные требования, заявленные административным истцом являются производными от основного требования, то есть подлежат рассмотрению соответствующим судом.
Вопросы, поставленные Казаковым А.М. в просительной части административного искового заявления: о принятии дела для справедливого и публичного разбирательства дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, в случае если в Нижегородском областном суде есть судьи, подчиняющиеся только Конституции РФ и правовой системе РФ, соблюдающие кодекс профессиональной этики, честно и добросовестно исполняющие свои обязанности, проявляющие должную заботу о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти, которые воспринимают государственные гарантии независимости, неприкосновенности, несменяемости, недопустимости вмешательства в их деятельность, высокий уровень материального и социального обеспечения не личной привилегией, а средством обеспечения целей правосудия - вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных решений, способные осуществлять качественное правосудие в силу высокой квалификации и достаточной судейской порядочности, считающие, что торговля правосудием недопустима, либо передачи его в любой суд Российской Федерации, созданный на основании закона, где таковые судьи имеются; предоставления беспрепятственного доступа к правосудию; освобождения от расходов на обращение в суд; предоставление адвоката; предоставления адвокату надлежащее вознаграждение за работу, проделанную в интересах Казакова А.М.; истребование у Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области сведения о доходах директора ГБПОУ «НТОТ» Красикова Сергея Борисовича за 2017-2019 г.г.; предоставлении: 1) документов, подтверждающих: гражданство Российской Федерации; достижение 25 лет; наличие высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция» или высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»; стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет; отсутствие судимости либо прекращение по реабилитирующим основаниям уголовного преследования; отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; наличие дееспособности; отсутствие состояния на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; отсутствия иных заболеваний, установленных Постановлением Совета судей РФ от 26.12.2002 г. №78; отсутствие близкого родства или свойства (супруга (супруги), родителей, детей, родных братьев и сестер, дедушек и бабушек, внуков, а также родителей, детей, родных братьев и сестер супругов) с председателем и заместителем председателя того же суда; принесение присяги судей; соответствие печати суда требованиям к изготовлению гербовой печати; 2) сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход судьи и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки; сведения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи; характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы) до сдачи квалификационного экзамена на должность судьи; приказа Президента Российской Федерации о назначении на должность судьи; положительного заключения квалификационной коллегии судей; сведения о дате принесения присяги судьи; сведения о квалификационном классе; сведения о выслуге лет; сведения о наличии ученой степени кандидата юридических наук и (или) ученого звания, а также звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» (при наличии); сведения о законе, которым был создан Нижегородский областной суд; сведения о правильности хранения печати Нижегородского областного суда не имеют материально-правового характера и не относятся к административным исковым требованиям.
С такими выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии со статьей 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Исходя из положений части 2 статьи 210 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 7 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указал, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановления от 17 ноября 1997 года № 17-П и от 31 марта 2015 года № 6-П).
Оспариваемый Казаковым А.М. отказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области критериям, указанным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, не соответствуют, следовательно, нормативными свойствами не обладает, а потому не относится к числу актов, проверка которых осуществляется Нижегородским областным судом в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Данный отказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области не является также актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу, в случае если дело неподсудно данному суду.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями закона, пришел к правильному выводу, что административное исковое заявление Казакова А.М. не подсудно Нижегородскому областному суду, что является основанием для его возврата на основании пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.
Доводы частной жалобы Казакова А.М. о том, что административное исковое заявление может быть рассмотрено Нижегородским областным судом, поскольку, заявитель выражает свое недоверие судьям районных судов, которым подсудны данные правоотношения, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм процессуального права.
Иное толкование административным истцом положений закона не свидетельствует о неправильном применении норм права.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в частной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции,
определил:
определение Нижегородского областного суда от 5 августа 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Казакова Андрея Михайловича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Судья Н.П. Краснова