Решение по делу № 2-2099/2023 от 17.04.2023

57RS0023-01-2023-001959-32

2-2099/23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 июля 2023 года г.Орёл

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Фоминой Я.Н.,

с участием представителя истца Дружбина В.А., действующего на основании доверенности,

представителя УМВД России по Орловской области Сорокиной О.Н.,

представителя прокуратуры Орловской области Дорогавцевой И.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г.Орла гражданское дело № 2-2099/23 по иску Каторгина Анатолия Михайловича к УМВД России по Орловской области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Каторгин Анатолий Михайлович обратился в Советский районный суд г.Орла с указанным иском. В обоснование иска указал следующее.

С 13.06.2005 года он проходит службу в органах внутренних дел РФ, приказом начальника УМВД России по Орловской области от 06.04.2023 года был уволен со службы по п.13 ч.3 ст.82 Федерального закона № 348-ФЗ «О службе в органа внутренних дел». Основанием увольнения послужила проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, проведённая группой по профилактике коррупционных преступлений и иных правонарушений УРЛС УМВД России по Орловской области, в ходе которой было установлено, что с 2013 года он не представлял сведения о доходах своей несовершеннолетней дочери <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ, также в сведениях о доходах за 2021 год на свою супругу <данные изъяты> не указал информацию о денежных средствах в сумме 1 млн руб., полученных ею от отца в качестве безвозмездной помощи на приобретение недвижимого имущества.

Истец не согласился с применённым к нему дисциплинарным взысканием; указал, что ранее ему не сообщалось о необходимости представлять сведения в отношении своей несовершеннолетней дочери; также указал, что в его действиях отсутствовал признак заведомости сообщения ложных сведений, так как указанная сумма формировалась с 2019 года и составляла за каждый год менее 500 тыс.руб., в связи с чем он полагал, что не должен был указывать её в справке о доходах; также указал, что при применении к нему дисциплинарного взыскания работодателем не был учтён длительный стаж безупречной службы в органах внутренних дел. В связи с этим, с учётом уточнения исковых требований, истец просил суд признать незаконным приказ о его увольнении от 06.04.2023 года, восстановить его на службе, взыскать в его пользу с ответчика оплату за время вынужденного прогула в сумме 116 295,28 руб.

В ходе судебного разбирательства истец личного участия не принимал. Его представитель Дружбин В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении; дополнительно по ссылкой на п.6.2 подраздела Методических рекомендаций (срочные обязательства финансового характера) указал, что сумма 1 млн. руб. была получена его доверителем от отца его супруга <данные изъяты>, который с 2019 года финансово помогал семье истца на приобретение квартиры, фактически эта сумма формировалась с 2019 года и за каждый отдельный год не превышала 500 тыс. руб., в связи с чем мне подлежала указанию в сведениях о доходах.

В судебном разбирательстве представитель УМВД России по Орловской области Сорокина О.Н. возражала относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск и письменных прениях.

Представитель прокуратуры Орловской области Дорогавцева И.В. возражала относительно удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Возражая против доводов истца, дополнительно пояснила, что ООО «Монтажстрой» не могло привлекать денежные средства для строительства дома, так как разрешение на строительство было получено им лишь 06.12.2019 года, с внесением изменений 29.10.2020 года; также полагала не соотносимыми представленные истцом договоры займа о якобы передаче застройщику денежных средств на условиях займа для последующей оплаты квартиры.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о службе в органах внутренних дел РФ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с частью второй статьи 3 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, перечисленными в части первой статьи 3 названного Федерального закона.

Согласно статье 47 Федерального закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В силу части первой статьи 49 Федерального закона о службе в органах внутренних дел РФ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Часть вторая статьи 49 вышеназванного Федерального закона содержит исчерпывающий перечень случаев нарушений служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел, являющихся грубыми. Согласно пункту 13 части второй указанной нормы грубым нарушением служебной дисциплины является непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника полиции в силу пункта 10 части первой статьи 27 Федерального закона "О полиции".

Согласно части второй статьи 29 Федерального закона "О полиции" на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.

Статьей 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" также предусмотрена обязанность перечисленных в части первой этой статьи лиц представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. К лицам, обязанным представлять такие сведения, относятся, в том числе, лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из положений части девятой статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" следует, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части первой названной статьи, обязанности, предусмотренной частью первой настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О полиции" за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции", налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные Федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

В данном случае таким законом является Федеральный закон о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Федерального закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

Основания увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел предусмотрены статьей 82 Федерального закона о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 части второй данной статьи сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, а согласно пункту 22 части второй этой статьи - в связи с утратой доверия.

На основании пункта 3 части четвертой статьи 82 вышеуказанного Федерального закона сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П; определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О и от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О).

Закрепляя особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел и устанавливая соответствующие требования, федеральный законодатель определяет правовые последствия их несоблюдения и вправе рассматривать совершение сотрудником какого-либо нарушения в качестве основания для прекращения служебных отношений как меры реагирования на такое поведение лица, проходящего службу в органах внутренних дел.

Учитывая, что к сотрудникам правоохранительных органов законодатель предъявляет повышенные требования по соблюдению действующего законодательства, увольнение сотрудника органов внутренних дел при вышеприведенных нарушениях действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства.

B соответствии c частью 2 статьи 14 Федерального закона от 30.11.2011 года 42-ФЗ «O службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «O противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от № 79-ФЗ «O государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «O противодействии коррупции» (далее по тексту Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы c ней (преамбула данного Федерального закона).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ к0 противодействии коррупции» сведения o своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, a также o доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, лица, замещающие должности государственной службы.

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что порядок представления сведений o доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 23.06.20 14 № 460 «Об утверждении формы справки o доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения o своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, a также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной настоящим Указом, заполненной c использованием специального

Программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на. официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммyникационной сети «Интернет».

В целях разъяснения отдельны ситуаций, возникающих при заполнении справок o доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, разработаны методические рекомендации по вопросам представления сведений o доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год).

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

С 13.06.2005 года истец Каторгин анатолий Михайлович проходил службу в органах внутренних дел РФ. В результате проведенной Ливенской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что на основании договора купли-продажи квартиры от 13.01.2021 года Каторгин A.M. совместно c супругой — ФИО12 приобрел квартиру, площадью 96,54 кв.м, по адресу: <...>. Стоимость указанной квартиры составляет 4 197 650 руб. В справках o доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Каторгина A.M. и Каторгиной ФИО13 указано, что данная квартира приобретена за счёт накоплений в размере 2 697 650,00 руб. и ипотеки в 1 500 000 руб.

Проверкой было установлено, что совокупный доход Каторгина A.M. и ФИО15 за 2018-2020 годы составил 3 497 432,34 руб. В своих объяснениях Каторгин A.M. указал, что в приобретении квартиры по адресу: <...>, ему и супруге оказал материальную помощь на сумму более 1 000 000 руб. ФИО2, отец ФИО6A. Данные обстоятельства подтвердил в своих объяснениях ФИО16

При этом в соответствии co справками o доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ доход ФИО17 за 2018-2021 годы составлял 156 000 руб. в год. B справках o доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Каторгина A.M. и ФИО19 указанный доход в виде получения материальной помощи от ФИО21 не нашел отражения. В договорах займа займодавцев указан Каторгин А.М., справка ООО «Монтажстрой» о движении денежных средств выдана на имя истца, а не на ФИО2 Кроме того, указанные договоры не соотносимы с оплатой приобретённой истцом квартирой, поскольку в них об этом не указано.

ФИО2 был опрошен в ходе судебного заседания 06.07.2023 года, показал следующее: он является отцом супруги истца ФИО6, в связи с своей деятельностью был знаком с руководством застройщика квартиры ООО «Монтажстрой»; когда появилась возможность купить у этого застройщика хорошую квартиру, Каторгин АМ. лично внёс 2 000 000 руб., свидетель финансово участвовал путём передачи стройматериалов, взаимозачётом, позднее – 13.11.2019 года и 20.11.2019 года передавал Каторгину А.М. ещё примерно 500 тыс.руб. и 224 тыс. руб., которые тот вносил от своего имени; между ними была устная договорённость, что денежные средства будут возвращены позднее, по возможности. Доводы истца, изложенные в ходе судебного разбирательства, являлись предметом подробной проверки органов прокуратуры, подтверждения не нашли. Также проверка показала, что y Каторгина A.M. от предыдущего брака c ФИО3 имеется несовершеннолетний ребенок ФИО4, ДД.ММ.ГГ года рождения. Вместе c тем Каторгин A.M. за период c 2018 по 2021 годы не предоставлял сведения o доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетней дочери ФИО22., в том числе o наличии открытых на её имя банковских счетов в ПАО «Сбербанк» (№*** от ДД.ММ.ГГ и №*** от ДД.ММ.ГГ).

B соответствии c п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342- Ф3 «O службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи c утратой доверия в случае непредставления сведений o доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Таким образом, в ходе проверки установлены допущенные Каторгиным A.M. грубые нарушения, выразившиеся в умышленном сокрытии доходов и длительном (на протяжении нескольких лет) непредставлении сведений о доходах, расходах имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении несовершеннолетней дочери истца.

Ливенским межрайонным прокурором 15.12.2022 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции № 13-2022, в рамках рассмотрения которого состоялось заседание аттестационной комиссии УМВД России по Орловской области по соблюдению требований к служебному поведению сотрудниками органов внутренних дел и урегулированию конфликтов. Факты представления неполных и недостоверных сведений, а также непредставления сведений отношении его несовершеннолетнего ребёнка нашли своё подтверждение.

При этом как в ходе прокурорской проверки при подаче объяснений, так и на заседании аттестационной комиссии Каторгин А.М. не отрицал передачу ФИО2 (отец супруги) 1 000 000 руб. на безвозмездной основе и факт непредставления сведений в отношении несовершеннолетней дочери ФИО4

В связи с выявленными указанными выше нарушениями приказом начальника УМВД России по Орловской области от 06.04.2023 года был уволен со службы по п.13 ч.3 ст.82 Федерального закона «О службе в органа внутренних дел».

Доводы истца, изложенные в ходе судебного разбирательства, являлись предметом подробной проверки органов прокуратуры, опровергаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.

Доводы иск о том, что суд, признавая законность действий работодателя, не учли предшествующее отношение Каторгина А.М. к службе, срок его службы, несовершение им ранее коррупционных проступков, исполнение им иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не состоятельны по основаниям, изложенным выше.

В связи этим в удовлетворении исковых требований суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь положениями Трудового Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Каторгина Анатолия Михайловича к УМВД России по орловской области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в месячный срок с момента вынесения мотивированного решения суда.

Судья                                  Т.А. Михеева

Мотивированное решение изготовлено 17.07.2023 года.

2-2099/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Каторгин Анатолий Михайлович
Ответчики
УМВД РФ по Орловской области
Другие
Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области
Прокуратура Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Михеева Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Подготовка дела (собеседование)
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее