УИД 68RS0№-85
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июля 2024 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Нишуковой Е.Ю., при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству имущественных отношений и государственного заказа <адрес> о взыскании выходного пособия,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, в котором указал, что распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он был назначен на должность председателя комитета государственного заказа <адрес>, относящейся к должности государственной гражданской службы области категории «руководители» высшей группы. На основании распоряжения главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт был с ним расторгнут. Он был уволен с государственной гражданской службы <адрес> в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» - в связи с переводом в другой государственный орган - министерство имущественных отношений и государственного заказа <адрес>. Ему был сохранён классный чин действительного государственного советника <адрес> 2 класса. На основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к он был назначен на должность заместителя министра имущественных отношений и государственного заказа <адрес> - начальника управления государственного заказа <адрес> министерства имущественных отношений и государственного заказа <адрес>, относящуюся к категории «руководители» высшей группы государственной гражданской службы <адрес>. Назначение на должность осуществлено в порядке перевода из комитета государственного заказа <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ему был присвоен классный чин - действительный государственный советник <адрес> 1 класса. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к срочный служебный контракт был с ним расторгнут. Он был уволен с государственной гражданской службы <адрес> в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта с сохранением присвоенного классного чина - действительный государственный советник <адрес> 1 класса (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Таким образом, он проработал в должности государственной гражданской службы области категории «руководители» высшей группы более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев непосредственно перед месяцем прекращения исполнения полномочий. Что дает ему право претендовать на выходное пособие, предусмотренное статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении социальных гарантий лицам, замещающим отдельные государственные должности, должности государственной гражданской службы <адрес> в связи с прекращением полномочий (трудовых функций)». Выходное пособие подлежит исчислению в порядке, предусмотренном абзацем 3 статьи 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении социальных гарантий лицам, замещающим отдельные государственные должности, должности государственной гражданской службы <адрес> в связи с прекращением полномочий (трудовых функций)». При расчете выходного пособия должен быть учтён его общий доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 календарных месяцев, предшествующих дате прекращения исполнения своих полномочий) в размере 1 948 855 рублей 30 копеек, состоящий из: дохода за ноябрь 2022 года - 207 074, 81 рублей (согласно справке о доходах за 2022 год от ДД.ММ.ГГГГ); дохода за ноябрь и декабрь 2022 года - 237 034, 38 рублей (согласно справке о доходах за 2022 год от ДД.ММ.ГГГГ); дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 215 111,11 рублей (согласно справке о доходах за 2023 год от ДД.ММ.ГГГГ; а также единовременной выплаты - государственного пособия на оздоровление к отпуску в размере 289 635 рублей (предусмотрено статьей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ), выплаченного ему ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, сумма выходного пособия, которую он просит суд взыскать с Министерства имущественных отношений и государственного заказа <адрес>, составляет 649 618,43 рублей (из расчета: 1 948 855, 30 : 12 = 162 404, 60 х 4).
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по ордеру адвокат ФИО7 поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили, что в справке о доходах, которая ежегодно подавалась им по месту работы, государственное пособие на оздоровление включалось в общий доход истца. В силу положений Налогового кодекса Российской Федерации оно также является доходом. А потому - должно учитываться при расчете его среднего заработка и, как следствие, выходного пособия, которое он просит взыскать с ответчика. Отвечая на вопросы суда, пояснили, что не оспаривают период времени, за который, по мнению ответчика, должен учитываться его доход; вместе с тем, уточнять свой расчет (в том числе исковые требования), исходя из данного периода, они не будут. В течение месяца после увольнения истец нигде не работал, состоял на учете в качестве безработного.
В судебном заседании представители ответчика по доверенности ФИО3 и ФИО4 исковые требования не признали, поддержав письменные возражения, представленные в материалы дела. В возражениях, в частности, указано, что перевод работника на постоянную работу к другому работодателю предполагает прекращение трудового договора с прежним работодателем и заключение с ним нового трудового договора на условиях, согласованных с новым работодателем; прежний служебный контракт с гражданским служащим прекращается, и с ним заключается другой служебный контракт, который вступает в силу со дня подписания (в силу пункта 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ и пункта 5 части 1 стати 77 Трудового кодекса Российской Федерации). В данном случае - ФИО1 был переведен с должности председателя комитета государственного заказа <адрес> на должность заместителя министра имущественных сношений и государственного заказа <адрес> на основании его письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ; на основании распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № прежний служебный контракт был расторгнут, и он был освобожден от прежней должности. На должность заместителя министра имущественных сношений и государственного заказа <адрес> - начальника управления государственного заказа <адрес> он был назначен приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-к с заключением срочного служебного контракта на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ И, поскольку в период прохождения службы по последней занимаемой должности ФИО1 предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 43 календарных дней (в 2023 году), то фактическое исполнение им полномочий (трудовых функций) в министерстве составляло менее 12 месяцев, установленных статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении социальных гарантий лицам, замещающим отдельные государственные должности, должности государственной гражданской службы <адрес> в связи с прекращением полномочий (трудовых функций)». Следовательно, оснований для выплаты ему выходного пособия у министерства не имелось. Кроме того, расчет выходного пособия, представленный истцом, является некорректным, поскольку он противоречит статье 6.1 Закона № и пункту 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец необоснованно включил в расчет средней заработной платы государственное пособие на оздоровление. В этой части министерство приводит собственный расчет, согласно которому выходное пособие составляет 565 899,92 рублей.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено
министерство финансов <адрес>.
Представитель министерства в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. И.о. министра финансов <адрес> ФИО5 направила письменный отзыв, в котором указала, что согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство является исполнительным органом <адрес>, осуществляющим функции финансового органа <адрес>, органа внутреннего государственного финансового контроля, уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <адрес>. Министерство входит в систему исполнительных органов <адрес>. В отношении государственных гражданских служащих конкретного исполнительного органа <адрес> выплаты в связи прекращением их полномочий (трудовых функций) осуществляются из средств фонда оплаты труда, за счет средств, предусмотренных исполнительному органу на его содержание в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Таким образом, выплата выходного пособия государственному гражданскому служащему, замещавшему соответствующую должность в министерстве имущественных отношений и государственного заказа <адрес>, осуществляются из средств фонда оплаты труда ответчика, за счет средств, предусмотренных ему на его содержание.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела в качестве доказательств, суд приходит к следующим выводам.
Виды социальных и иных гарантий, порядок их предоставления лицам, замещающим государственные должности, отдельные должности государственной гражданской службы <адрес> и прекратившим исполнение своих полномочий (трудовых функций), устанавливаются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 194-З
"О предоставлении социальных гарантий лицам, замещающим отдельные государственные должности, должности государственной гражданской службы <адрес> в связи с прекращением полномочий (трудовых функций)".
Статьей 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 194-З предусмотрено, что лицам, замещающим должности государственной гражданской службы <адрес>, отнесенные Реестром должностей государственной гражданской службы <адрес>, утвержденным <адрес> "О Реестре должностей государственной гражданской службы <адрес>", к высшей группе категории "руководители", в связи с прекращением полномочий (трудовых функций) выплачивается выходное пособие в размере четырехкратной средней заработной платы, исчисленной в соответствии со статьей 6.1 настоящего Закона.
Выходное пособие выплачивается при условии фактического исполнения полномочий (трудовых функций) не менее 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев непосредственно перед месяцем прекращения исполнения полномочий (трудовых функций).
Для исчисления времени фактического исполнения полномочий (трудовых функций) в общее количество дней включаются рабочие дни, выходные и нерабочие праздничные дни, периоды нахождения в служебных командировках, время участия в мероприятиях по профессиональному развитию (кроме случаев участия в них по собственной инициативе и за счет собственных средств гражданского служащего) в соответствии с табелем учета рабочего времени.
Судом установлено, что распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был назначен на должность государственной гражданской службы области категории «руководители» высшей группы - председателя комитета государственного заказа <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ на срок один год (копия трудовой книжки, распечатка распоряжения - л.д. 11-19, 25).
Распоряжением врио главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ргс - в связи с истечением срока прежнего контракта с ФИО1 был расторгнут срочный служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ и заключен новый - с назначением на ту же должность на период один год (л.д. 26).
Распоряжения главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт был с ФИО1 расторгнут; он был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы <адрес> - председателя комитета государственного заказа <адрес> в связи с переводом по его просьбе в другой государственный орган - министерство имущественных отношений и государственного заказа <адрес> (л.д. 27).
На основании приказа министра от ДД.ММ.ГГГГ №-к ФИО1 был назначен в порядке перевода из комитета государственного заказа <адрес> на должность государственной гражданской службы <адрес> категории «руководители» высшей группы - заместителя министра имущественных отношений и государственного заказа <адрес> - начальника управления государственного заказа <адрес> министерства имущественных отношений и государственного заказа <адрес>. С ним был заключён контракт с ДД.ММ.ГГГГ на срок один год (л.д. 75).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено уведомление об истечении срока служебного контракта, и приказом министра от ДД.ММ.ГГГГ №-к ранее заключенный с ФИО1 срочный служебный контракт был расторгнут; он был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы <адрес> - заместителя министра имущественных отношений и государственного заказа <адрес> (л.д. 76).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к министру имущественных отношений и государственного заказа <адрес> с заявлением о выплате ему выходного пособия. Однако ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ об отсутствии оснований для его выплаты, поскольку фактическое исполнение им полномочий в указанной должности составляет менее срока установленного <адрес> №-З (л.д. 76-об. - 77).
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала, и это следует из Реестра должностей государственной гражданской службы <адрес>, что вышеназванные должности, которые ФИО1 замещал в комитете государственного заказа <адрес> и министерстве имущественных отношений и государственного заказа <адрес>, относятся к высшей группе категории "руководители".
Однако отказ министерства суд считает необоснованным, поскольку положения статьи 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 194-З не связывают право на получение выходного пособия с непрерывным замещением одной и той же должности, относящейся к высшей группе категории "руководители".
Условием для его выплаты является лишь фактическое исполнение полномочий (трудовых функций) в должности, относящейся к названной категории, а также непосредственное их исполнение перед месяцем прекращения исполнения полномочий (трудовых функций).
Более того, само по себе указание на исполнение полномочий в течение 18 календарных месяцев свидетельствует, по мнению суда, о возможности перерыва или смены должностей. Главным условием является замещение должности, отнесенной к высшей группе категории "руководители", не менее 12 месяцев в пределах 18 месяцев.
В случае с ФИО1 - все условия, предусмотренные статьей 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 194-З, по мнению суда, соблюдены, поскольку, независимо от нахождения в очередном отпуске в 2023 году, срок исполнения им полномочий в должностях высшей группы категории "руководители" непосредственно перед прекращением исполнения полномочий, составляет более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев.
При этом следует отметить, что перевод ФИО1 с одной должности на другую был обусловлен не со сменой места работы как таковой; а с упразднением комитета государственного заказа <адрес> и передачей его функций министерству имущественных отношений и государственного заказа <адрес> - в соответствии с распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу данного распоряжения, а также Положения о министерстве имущественных отношений и государственного заказа <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство является правопреемником комитета государственного заказа <адрес> (л.д. 73-об.-74).
При таких обстоятельствах, учитывая, что в течение месяца после прекращения полномочий ФИО1 не имел другой работы (что также является условием для получения выходного пособия), в подтверждение чего представил документ о регистрации с ДД.ММ.ГГГГ в качестве безработного, суд приходит к выводу, что он имеет законное право на выплату ему выходного пособия.
Исходя из отзыва министерства финансов <адрес> и отсутствия в этой части каких-либо возражений со стороны самого ответчика, лицом, обязанным выплатить ФИО1 выходное пособие, является министерство имущественных отношений и государственного заказа <адрес>.
При определении размера выходного пособия, подлежащего взысканию в пользу истца, суд исходит из следующего.
Статьей 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 194-З
"О предоставлении социальных гарантий лицам, замещающим отдельные государственные должности, должности государственной гражданской службы <адрес> в связи с прекращением полномочий (трудовых функций)" предусмотрено, что средняя заработная плата для определения размера выходного пособия исчисляется исходя из установленных лицу, замещавшему перечисленные в статье 2 настоящего Закона должности, на дату прекращения исполнения своих полномочий (трудовых функций):
по государственным должностям, замещаемым в <адрес>, - ежемесячного денежного вознаграждения, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также 1/12 размера таких дополнительных выплат, как премии, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда работников соответствующего государственного органа <адрес>, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате прекращения исполнения своих полномочий (трудовых функций);
по должностям государственной гражданской службы <адрес> - оклада месячного денежного содержания, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, а также 1/12 размера таких дополнительных выплат, как премии, материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда работников соответствующего государственного органа <адрес>, и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате прекращения исполнения своих полномочий (трудовых функций).
Согласно расчету, представленному ответчиком, в состав средней заработной платы для определения размера выходного пособия, должны
быть включены:
оклад месячного денежного содержания - 12 509 рублей;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - 2 778 рублей;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - 2 778 рублей;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - 16 204 рубля;
ежемесячное денежное поощрение - 67 591 рубль;
1/12 размера дополнительных выплат в виде: премий (по итогам работы за квартал и год - 88 037 рублей, 29 194 рубля, 48 273 рубля, 77 236 рублей, 48 273 рубля, 57 248,77 рублей, 91 550 рублей); материальной помощи - 11 856 рублей, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - 23 712 рубля, что в конечном итоге составляет 39 614,98 рублей (из расчета: 88 037 + 29 194 + + 48 273 + 77 236 + 48 273 + 57 248,77 + 91 550 + 11 856 + 23 712 / 12).
Таким образом, размер средней заработной платы ФИО1 составил 141 474,98 рублей из расчета: 12 509 + 2 778 + 2 778 + + 16 204 + 67 591 + 39 614,98. Соответственно, размер выходного пособия в размере четырехкратной средней заработной платы, исчисленной выше, составил: 141 474,98 х 4 = 565 899,92 рублей.
Расчет произведён, исходя из той заработной платы, которая фактически начислялась истцу за 12 календарных месяцев, предшествовавших дате прекращения его полномочий.
Проверив данный расчет, суд находит его арифметически правильным и составленным в полном соответствии с положениями статьи 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении социальных гарантий лицам, замещающим отдельные государственные должности, должности государственной гражданской службы <адрес> в связи с прекращением полномочий (трудовых функций)».
Вопреки мнению истца, в расчет средней заработной платы при определении размера выходного пособия включается не весь (общий) доход, полученный в указанный период времени, а только тот, который строго оговорен в статье 6.1 Закона №. В свою очередь, государственное пособие на оздоровление (которое, по мнению истца, должно быть учтено) в этот перечень не входит.
В силу статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 118-З
"О денежном содержании государственных гражданских служащих <адрес>" и статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З "Об организации государственной гражданской службы <адрес>" денежное содержание, являющееся оплатой труда государственного гражданского служащего <адрес>, состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы; а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Тогда как государственное пособие на оздоровление является дополнительной государственной гарантией, предоставляемой гражданскому служащему <адрес> при наличии условий, предусмотренных статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З "Об организации государственной гражданской службы <адрес>", и не относится к оплате труда по смыслу, придаваемому ей в статье 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-З.
В свою очередь, пунктом 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты, не относящиеся к оплате труда.
То есть закон разграничивает понятия - единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и государственное пособие на оздоровление. Следовательно, государственное пособие на оздоровление не является той единовременной выплатой, которая в силу статьи 6.1 Закона № подлежит включению в расчет выходного пособия.
На основании изложенного суд приходит к выводу о взыскании с министерства в пользу ФИО1 выходного пособия в размере 565 899,92 рублей. Соответственно, в остальной части исковые требования подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Взыскать с министерства имущественных отношений и государственного заказа <адрес> (ИНН 6831000240, юридический адрес: <адрес>) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии 68 20 № выдан УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; СНИЛС №) выходное пособие в размере 565 899 (пятьсот шестьдесят пять тысяч восемьсот девяносто девять) рублей 92 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Е.Ю. Нишукова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ