Решение по делу № 2а-621/2021 от 13.09.2021

УИД 32RS0010-01-2021-000993-41

Дело № 2а-621/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года             г. Жуковка Брянской области

Жуковский районный суд Брянской области в составе председательствующего                         Арестовой О.Н.,

при секретаре                         Хромариной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к Шатову Александру Юрьевичу о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи административного искового заявления и взыскании задолженности по транспортному налогу,

    

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области (далее - МИФНС России № 5) обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь, что Шатов А.Ю. (далее - административный ответчик) за 2014 год не произвел уплату налога на имущество физических лиц в размере 20 руб., а за 2014,2017 год земельного налога в размере 197 руб.

По указанным основаниям административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок подачи административного искового заявления; взыскать с административного ответчика в пользу МИФНС России № 5 задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 20 руб. и пени 1 руб. 79 коп.; по земельному налогу в размере 197 руб. и пени 11 руб. 86 коп.

Представитель административного истца - МИФНС России № 5 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении административного дела без его участия, требования, изложенные в административном иске, поддерживает.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял, причины неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ административное дело рассмотрено без участия представителя административного истца, административного ответчика.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Положениями ч. 6 ст. 289 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Как предусмотрено п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 75 НК РФ в случае неуплаты либо уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщики обязаны уплатить пеню (п. 1). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, соответствующие пени и штрафы.

Как следует из материалов дела, административный ответчик с 2011 года является собственником земельного участка и дома, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 16).

В связи с налогом на имущество физических лиц и земельного налога в установленный налоговым органом срок, налогоплательщику, на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ выставлено и направлено требование по состоянию на 12.08.2016 год № 5415 на общую сумму 255 руб. 01 коп., в том числе налог на имущество физических лиц в размере 20 руб., земельный налог 35 руб. начислены пени (п. 4 ст. 69 НК РФ) в сумме 1 руб. 79 коп. и 3 руб. 14 коп., со сроком уплаты до 20.09.2016 года; выставлено и направлено требование о взыскании земельного налога по состоянию на 01.07.2019 год № 55406 на общую сумму 867 руб. 18 коп., в том числе, земельный налог в размере 162 руб., начислены пени (п. 4 ст. 69 НК РФ) в сумме 8 руб. 72 коп., со сроком уплаты до 24.09.2019 года.

Данные требования были отправлены административному ответчику, что подтверждается распечаткой рабочей базы АИС Налог. Сведений о получении требования, суду не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.

Положениями ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В п. 3 ст. 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Данная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 года № 2465-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение конституционных прав п. 3 ст. 48 НК РФ».

Таким образом, п. 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Как установлено судом, сумма задолженности, указанная в самом раннем требовании № 5415 по состоянию на 12.08.2016 год, не превысила 10 000 рублей (3 000 руб. на момент выставления требования). Срок исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций установлен до 20.09.2016 года. Таким образом, срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию с административного ответчика задолженности по налогу и пени истекал 20.03.2020 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что МИФНС № 5 с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год и земельного налога за 2014,2017 год обратилась к мировому судье лишь 12.04.2021 года. Одновременно заявитель просил восстановить процессуальный срок для подачи данного заявления.

Определением мирового судьи судебного участка № 19 Фокинского судебного района г. Брянска и.о. мирового судьи судебного участка № 32 Жуковского судебного района Брянской области от 16.04.2021 года МИФНС № 5 в принятии данного заявления отказано. В районный суд МИФНС № 5 с данным административным исковым заявлением обратилась 13.09.2021 года, то есть с пропуском срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ.

При этом, ходатайствуя о восстановлении срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением представитель МИФНС России № 5, не указывает причину пропуска данного срока.

В силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска без уважительной причины, установленного КАС РФ срока обращения в суд с административным исковым заявлением, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В связи с пропуском без уважительной причины срока обращения в суд с административным иском МИФНС России № 5 к административному ответчику, суд в восстановлении пропущенного срока для обращения в суд отказывает и приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

При этом пропуск налоговым органом, не реализовавшим полномочия на бесспорное взыскание недоимки, срока обращения в суд, свидетельствует об утрате им возможности принудительного исполнения обязанности налогоплательщика об уплате налога. В этом случае налоговый орган утрачивает не только право требовать от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога, но и лишается возможности обеспечивать исполнение такой обязанности путем начисления пеней в отношении указанной недоимки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к Шатову Александру Юрьевичу о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи административного искового заявления и взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 18.10.2021 года.

Председательствующий подпись О.Н. Арестова

2а-621/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИ ФНС России №5 по Брянской области
Ответчики
ШАТОВ Александр Юрьевич
Суд
Жуковский районный суд Брянской области
Судья
Арестова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
zhukovsky.brj.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация административного искового заявления
13.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2021Подготовка дела (собеседование)
12.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее