Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 октября 2020 года г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Костылевой Е.С.,
при помощнике судьи, исполняющей обязанности секретаря, Мельниковой А.А.,
с участием административного истца Каменного Р.Н.,
заинтересованного лица Каменной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Каменного Р. Н. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Каменный Р.Н. обратился в суд с указанным административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее - Администрация МО «Город Архангельск»), сославшись на то, что на основании распоряжения министерства имущественных отношений Архангельской области от 26 марта 2018 года № 344-р ему и его детям - Каменному А.Р., ФИО1 ФИО2 как многодетной семье для индивидуального жилищного строительства в общую долевую собственность передан земельный участок № № по <адрес>, площадью 1 000 кв.м, с кадастровым номером №. В настоящее время территория, где расположен земельный участок, не обеспечена объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, отсутствуют дороги, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, в связи с чем осуществлять индивидуальное жилищное строительство на этом земельном участке (для чего он и предоставлен) невозможно. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Город Архангельск», выразившееся в необеспечении спорного земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, возложить на административного ответчика обязанность организовать обеспечение данного земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры (теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, строительство автомобильных дорог).
Судом к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Каменная И. И., Каменный А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее - департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск»), министерство имущественных отношений Архангельской области, министерство строительства и архитектуры Архангельской области, муниципальное унитарное предприятие «Водоочистка» муниципального образования «Город Архангельск» (далее - МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск»), общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Архангельск» (деле - ООО «Газпром газораспределение Архангельск»), общество с ограниченной ответственностью «РВК-центр» (далее - ООО «РВК-центр»), общество с ограниченной ответственностью «Территориальная генерирующая компания № 2 Энергосбыт» (далее - ООО «ТГК-2 Энергосбыт»), публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее - ПАО «ТГК-2»), акционерное общество «Архангельскоблгаз» (далее - АО «Архангельскоблгаз»).
Административный истец Каменный Р.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме.
Заинтересованное лицо Каменная И.И., действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, иск поддержала по изложенным в нём основаниям.
Заинтересованное лицо Каменный А.Р. о времени и месте судебного заседания извещён, в суд не явился, попросив рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Администрации МО «Город Архангельск» о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, представителя в суд не направил, попросив рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве с исковыми требованиями не согласился, указав, что на орган местного самоуправления не возложена обязанность по организации электро, тепло, газо, водоснабжения и водоотведения до границ конкретного земельного участка, а также разработка проектов на прокладку и монтажу соответствующих сетей (л.д.24-26). В случае удовлетворения заявленных требований попросила установить срок для исполнения решения до 1 октября 2022 года.
Заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило, попросив рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве указало, что вопрос обеспечения земельных участков в <адрес> объектами коммунальной и инженерной инфраструктуры находится в компетенции административного ответчика (л.д.49-50).
Заинтересованные лица департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск», министерство строительства и архитектуры Архангельской области, МУП «Водоочистка» МО «Город Архангельск», ООО «Газпром газораспределение Архангельск», ООО «РВК-центр», ПАО «ТГК-2», АО «Архангельскоблгаз», ООО «ТГК-2 Энергосбыт» о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, письменных объяснений по административному иску не представили.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с подп.6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, в том числе, земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании п.3 ст.2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 г. № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» (далее - Закон № 192-24-ОЗ) многодетным семьям земельные участки, указанные в п.1 и п.2 настоящей статьи, предоставляются в общую собственность членов многодетной семьи.
В соответствии с абз.1 и абз.2 п.6 ст.2.3 Закона № 192-24-ОЗ предоставление земельных участков в соответствии с п.1 и п.2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Рассмотрение заявлений о бесплатном предоставлении земельного участка с целью включения многодетной семьи в реестр многодетных семей и ведение реестров многодетных семей осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области и уполномоченный исполнительный орган.
Согласно п.7 ст.2.3 Закона № 192-24-ОЗ органы, указанные в абз.1 п.6 настоящей статьи, формируют земельные участки в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.
Проведение работ по формированию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учёта такого земельного участка;
- определение разрешённого использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Проведение работ по формированию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с п.4 и п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Положениями ч.2 ст.18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.6 ч.1 ст.3 указанного федерального закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области № 344-р от 26 марта 2018 года членам многодетной семьи - Каменному Р.Н., его детям Каменному А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - бесплатно предоставлен в собственность земельный участок площадью 1 000 кв.м с кадастровым номером № в <адрес> - по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на указанный участок каждому (л.д.11, 12-15).
Право собственности на земельный участок за истцами зарегистрировано 17 апреля 2018 года.
До настоящего времени указанный земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры не обеспечен, в связи с чем строительство индивидуального жилого дома не начато.
В декабре 2019 года административному истцу департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры дан ответ, что в случае поступления денежных средств они будут своевременно направлены на обеспечение земельных участков объектами инженерной инфраструктуры (л.д.16-17).
Изложенные обстоятельства также подтверждаются объяснениями административного истца и заинтересованного лица, данными ими в ходе судебного заседания, сведениями, содержащимися в административном исковом заявлении и письменных объяснениях административного ответчика и заинтересованных лиц на него (л.д.7-10, 24-26, 49-50, 52), копии свидетельства о заключении брака Каменного Р.Н. и Каменной (до регистрации брака - Анисимовой) И.И. (л.д.67), копиях свидетельств о рождении ФИО2 и ФИО1 (л.д.68, 69).
Оценив представленные доказательства по административному делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных суд пришёл к выводу, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в необеспечении объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельного участка, принадлежащего административному истцу Каменному Р.Н. и его детям на праве собственности.
Такая обязанность, вопреки утверждению административного ответчика об обратном, в силу вышеприведённых положений законодательства возложена на Администрацию МО «Город Архангельск». Отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенной на него обязанности по обеспечению спорного объекта соответствующей инфраструктурой.
Доказательств, подтверждающих обеспечение этого земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры административным ответчиком не представлено.
Ссылка административного ответчика на то, что обязанность по обеспечению этого земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры на последнего законом не возложена, не может быть принята судом, поскольку именно на органы местного самоуправления в соответствии с вышеприведёнными положениями закона возложена обязанность организовать обеспечение земельных участков объектами транспортной и инженерной инфраструктуры.
Суд также не соглашается с утверждением административного ответчика о том, что водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоотведение, электроснабжение должны обеспечивать гарантирующие поставщики соответствующей коммунальной услуги, поскольку оно основано на неправильном толковании закона.
Так, на гарантирующего поставщика при возникновении договорных отношений с потребителем возлагается обязанность поставки конкретного коммунального ресурса (электроэнергии, теплоэнергии, водоснабжения, газоснабжения и т.д.) через присоединённую сеть при наличии у потребителя отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединённого к сетям снабжающей организации.
В рассматриваемом же случае в административном иске поставлен вопрос не о поставке коммунальных ресурсов, а об организации обеспечения земельного участка объектами инфраструктуры.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению, при этом на административного ответчика следует возложить обязанность по организации обеспечения земельного участка с кадастровым номером № объектами транспортной и инженерной инфраструктуры (согласно требованию Каменного Р.Н. - электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог).
Устанавливая срок для исполнения данной обязанности, суд, принимая во внимание нормы бюджетного законодательства и Федерального Закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принципы разумности и справедливости, для соблюдения баланса прав всех участников спорных правоотношений, считает необходимым установить срок для выполнения возложенных судом обязанностей - до 1 сентября 2022 года.
Также на основании ч.1 ст.111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца Каменного Р.Н. подлежат взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Каменного Р. Н. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по обеспечению объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Каменному Р. Н., Каменный А.Р., ФИО1, ФИО2.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в срок до 1 сентября 2022 года организовать обеспечение земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Каменному Р. Н., Каменный А.Р., ФИО1, ФИО2, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, а именно: организовать электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Каменного Р. Н. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу Каменному Р. Н. в течение 20 дней с момента его фактического исполнения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий подпись Е.С.Костылева