Решение по делу № 33а-206/2020 от 04.12.2019

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело 33а-206/2020(№33а-8731/2019)

№2а-4129/2019

Строка №3.020а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Воронеж                                       14 января 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Меремьянина Р.В.,

судей                 Ясинской И.И., Привалова А.А.,    

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту строительной политики Воронежской области о признании незаконным решения Департамента строительной политики Воронежской области об отказе в оформлении государственного жилищного сертификата от 13.05.2019 года, возложении обязанности оформить и выдать государственный жилищный сертификат, взыскании судебных расходов по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 23 сентября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., пояснения представителя Департамента строительной политики Воронежской области Кирсановой Л.И., поддержавшую доводы жалобы, Третьякову Е.В., ее представителя Щербакову Т.П., полагавших решение суда законным и обоснованным судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Третьякова Е.В. признана вынужденным переселенцем. Она обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Департаменту строительной политики Воронежской области о признании незаконным решения Департамента строительной политики Воронежской области об отказе в оформлении государственного жилищного сертификата от 13.05.2019 года, возложении на Департамент строительной политики Воронежской области обязанности оформить и выдать государственный жилищный сертификат, взыскании судебных расходов. Полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, нарушает её права, установленные статьями 6 и 7 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и препятствует в обустройстве на новом месте жительства.

Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 23 сентября 2019 года исковые требования Третьяковой Е.В. удовлетворены.

В апелляционной жалобе Департамента строительной политики Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив в полном объеме материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, тем самым предписывает федеральному законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.

При этом законодатель, с учетом общеправового принципа справедливости, и в целях предотвращения необоснованного сверхнормативного обеспечения жильем за счет бюджетных средств, вправе предусмотреть ограничивающие условия предоставления данным категориям граждан государственной поддержки.

Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

В соответствии с п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подпункт «ж»).

В соответствии с п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы в отношении граждан, указанных в п.п. «ж» п. 5 Правил признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

Пунктом 26 Правил установлено, что оформление и выдача ГЖС гражданам-участникам подпрограммы осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке граждан-участников подпрограммы по каждой категории граждан-участников подпрограммы.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Третьякова Е.В. признана в установленном законом порядке вынужденным переселенцем, статус вынужденного переселенца ей был продлен и действует по настоящее время.

В соответствии с приказами Департамента строительной политики Воронежской области: от 30.12.2015 г. № 61-02-03/287 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», от 14.01.2016 г. № 61-02-03/2 «О создании комиссии по рассмотрению учетных дел граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», комиссией, созданной при уполномоченном на принятие решений органе – Департаменте строительной политики Воронежской области, состоялось рассмотрение документов учетного дела Третьяковой Е.В., как участника основного мероприятия, составом семьи 1 человек, состоящей в сводном списке на 2019 год по категории: «Граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами», оформленное протоколом комиссии от 13.05.2019 г.

По результатам рассмотрения заявления комиссией Департамента принято решение об отказе в оформлении государственного жилищного сертификата в соответствии с п. 44 (1) Правил, в соответствии с которым, в случае непредставления документов, указанных в пункте 44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину-участнику основного мероприятия не вручается.

О принятом на заседании комиссии решении, Третьякова Е.В. была уведомлена письмом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 23.05.2019 г. исх. № 12082 285.

    Полагая данное решение Департамента незаконным, нарушающим ее права Третьякова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.

При разрешении спора, суд первой инстанции правильно установил все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно распределил бремя их доказывания, проанализировал доводы истца, оспариваемое решение Департамента, основания к его принятию, положения жилищного законодательства РФ, Закона Воронежской области от 30.11.2005 г. -ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области», положения пункта 44 (1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 применительно к возникшим правоотношениям и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Как верно установлено судом в оспариваемом решении Департамента не содержится указания на то, какой именно из вышеперечисленных документов, указанных в пункте 44 Правил, не был представлен административным истцом в качестве обязательного, а также какие сведения, указанные в заявлении по форме № 5, признаны комиссией Департамента недостоверными.

На основании приведенных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о незаконности принятого решения по мотивам и доводам указанным в нём, а также по причине его не мотивированности и отсутствия указания на конкретные нарушения в действиях административного истца по неполному представлению документов, либо предоставлению с её стороны недостоверных сведений, которые послужили основанием к отказу согласно пункта 44 (1) Правил.

Вместе с тем, проверив доводы административного ответчика, что основанием к отказу послужил, по мнению комиссии Департамента, принятый в нарушение фактических обстоятельств, а также положений ст. 52 ЖК РФ, незаконный приказ № 1112 от 05.07.2013 г. «О сохранении права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Третьяковой Е.В.», суд обоснованно исходил из того, что указанный приказ не отменен, в установленном законом порядке недействительным не признан, при этом Департамент строительной политики Воронежской области не наделен надзорными функциями по оценке законности принятых органом местного самоуправления решений о принятии на жилищный учет.

В настоящее время Третьякова Е.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решений о снятии Третьяковой Е.В. с учета в качестве нуждающейся, органом местного самоуправление не принималось и таковых суду не представлено. Давая оценку приказу, судом также обоснованно учтено, что стороной административного ответчика, так и представителем Управления жилищных отношений высказаны противоречащие друг другу правовые позиции относительно принятого Управлением приказа от 05.07.2013 года № 1112, послужившим основанием к отказу в выдаче ГЖС, отсутствия единообразной правоприменительной практики между государственными органами.

Кроме того, судом установлено, что в материалах учетного дела административного истца Третьяковой Е.В., имеется датированное 01.03.2018 года заявление на имя руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж Зацепина О.Ю., с просьбой включить её (Третьякову Е.В.) составом семьи один человек, в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом 2019 году, по категории: «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции». При этом оценка данному обстоятельству в оспариваемом отказе комиссией не дана.

Признав оспариваемое решение незаконным, суд в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ, принципом разделения властей и компетенцией Департамента строительной политики Воронежской области в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца обоснованно возложил на Департамент строительной политики Воронежской области обязанность повторно рассмотреть вопрос об оформлении и выдаче Третьяковой Е.В. государственного жилищного сертификата.

Решение суда по существу является правильным. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений требований ст.84 КАС РФ при оценке доказательств судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы Департамента строительной политики Воронежской области сводятся к изложению правовой позиции административного ответчика, приведенной в суде первой инстанции и субъективному толкованию обстоятельств спора. Приведенные доводы были тщательно исследованы судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 23 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительной политики Воронежской области без удовлетворения.

    

Председательствующий судья:

Судьи коллегии:

33а-206/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Третьякова Елена Васильевна
Ответчики
Департамент строительной политики ВО
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Меремьянин Руслан Валентинович
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
05.12.2019Передача дела судье
14.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2020Передано в экспедицию
14.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее