Дело №
УИД 75RS0№-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 августа 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Рыбакова В.А., при секретаре Новожиловой Е.В., с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации городского округа «<адрес>», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, Департаменту государственного имущества и земельных отношений <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ,
Истец обратился в суд с исковым заявлением, ссылаясь на следующее. ФИО2 является собственником жилого помещения. расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 54,6 кв.м., кадастровый №, на основании договора дарения. В жилом помещении проживали: ФИО2, ФИО3. ФИО4. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Распоряжением министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>. Московский тракт, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Ингодинского административного района городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО4, ФИО3 признаны малоимущими, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с отнесением во внеочередной список граждан, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.
В настоящее время вышеуказанный дом снесен незаконно. По данному факту Ингодинским ОП проводится проверка.
До настоящего момента жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено, в связи с чем просит обязать администрацию городского округа «<адрес>» предоставить вне очереди ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54,6 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>.
В ходе судебного разбирательства протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>.
В ходе судебного разбирательства протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «<адрес>».
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали доводы иска, просили удовлетворить в полном объеме.
Ответчик администрация городского округа «<адрес>» в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представили возражения на исковое заявление, согласно которого предоставление жилых помещений из государственного фонда <адрес> является обязанностью органов государственной власти <адрес>, а не муниципалитета. Учитывая то обстоятельство, что жилые помещения в указанном многоквартирном доме не являлись муниципальной собственностью, жилой дом городским округом «<адрес>» аварийным и подлежащим сносу не признавался, данные действия произведены государственным органом - Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>. Администрация городского округа «<адрес>» не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.
Третье лицо администрация <адрес> в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчики Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>, третьи лица Комитет по управлению имуществом администрации ГО «<адрес>», ФИО3, действующая в своих интересах и интересах ФИО7, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке.
Заслушав участвующих лиц, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ст.ст. 59, 87, 87.1, 88, 89 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Разделом IV Положения установлен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, п. 47 предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных - в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО2 на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 состоит в зарегистрированном браке с ФИО3, в браке рождена ФИО4
Истец ФИО2 и ФИО4 зарегистрированы по месту жительства в указанной квартире.
Распоряжением Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ответа на судебный запрос Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в связи с чем не подлежит расселению в рамках действующей Региональной программы. Указанный дом внесен в Реестр аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после ДД.ММ.ГГГГ, и подлежащих сносу или реконструкции, и списки граждан, подлежащих переселению. В аварийном доме 8 жилых помещений, 2 - в собственности граждан, 6 - в собственности <адрес>. Участок под аварийным многоквартирным домом не разграничен.
Согласно ответа Администрации Ингодинского административного района городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № И-598, ФИО2, ФИО4, ФИО3 признаны малоимущими и приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке.
Как следует из искового заявления и пояснений стороны истца, в настоящий момент жилой дом по адресу: <адрес>, снесен.
Зарегистрированных прав на иные объекты жилого назначения истец не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРН и уведомлениями об отсутствии информации в реестре объектов технического учета.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.04.2023 № 20-П следует, что граждане, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, учитывая, что в настоящее время истец проживал в жилом доме по адресу: <адрес>, который признан аварийным и подлежащим сносу, жилой дом в настоящее время снесен, данное жилье является для него единственным, истец состоит в администрации <адрес> на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях граждан, включен во внеочередной список предоставления жилого помещения по договорам социального найма, является малоимущим, то есть неспособным приобрести на свои личные средства жилое помещение, суд приходит к выводу о том, что у администрации городского округа «<адрес>» в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникла обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма.
С учетом изложенного, поскольку предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 54,6 кв.м.
При характеристике жилого помещения, которое должно быть предоставлено, суд считает необходимым указать на общие требования, установленные в законе: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, то есть в черте <адрес>.
Таким образом, исковые требования ФИО2 к Администрации городского округа «<адрес>» подлежат удовлетворению.
В требованиях к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, Департаменту государственного имущества и земельных отношений <адрес> надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 (░░░░░░░ №) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>», ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 54,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.08.2024