Дело № 2-110/2020
УИД 02RS0002-01-2020-000027-23
Категория дела 2.119
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2020 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре |
Малчанове Ч.-Б.Г., |
помощник судьи |
Ахметова О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камбарова Серикжана Камбаровича в лице представителя Абатаевой Маргариты Жайнабековны к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Камбаров С.К. в лице представителя Абатаевой М.Ж. обратился в суд с исковым требованием к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконным постановления в части, восстановлении в списках граждан на получение субсидии для приобретения жилья, мотивируя тем, что истец состоял в администрации МО «Кош-Агачский район» в списках участников программы на получение жилищной субсидии применительно к подпрограмме «Выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» применительно к ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». 20.12.2019 администрация МО «Кош-Агачский район» на основании решения жилищной комиссии издала постановление за № 1032 «О снятии с учета», где в пункте № 1 в числе граждан, снятых с учета на получение социальной выплаты по вышеуказанной программе под №2 указан истец. Причиной снятия с учета участников по вышеуказанной программе стало то, что истец поставлен на учет ранее достижения 18-летнего возраста и дата его рождения после 01.01.1992. На момент постановки на учет истцу было 16 лет 2 месяца. Данное обстоятельство стало возможным в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами органа местного самоуправления, а не действиями истца. При постановке на учет специалист администрации МО «Кош-Агачский район» должен был проверить наличие права у истца претендовать на получение жилищной субсидии по состоянию на 15.01.2009. Ежегодными заявлениями истец подтверждал свое право и желание быть участником подпрограммы на получение жилищной субсидии. Неправомерными действиями должностных лиц органов исполнительной власти истец был введен в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органов местного самоуправления лишился возможности при достижении необходимого возраста (18 лет) своевременно встать на учет. Снятие истца с учета и исключение из списка участников подпрограммы по истечении значительного периода времени, не может быть признано законным. Истец просит признать постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 20.12.2019 №1032 незаконным в части снятия с учета истца; обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» восстановить истца в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 14.11.2010 в категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства».
Истец Камбаров С.К. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель истца Абатаева М.Ж. в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. В материалах имеется отзыв на исковое заявление, согласно которому разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражение на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по доводам в нем изложенным.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.01.2009 Бухаров С.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, обратился в администрацию МО «Кош-Агачский район» с заявлением о постановке в очередь для получения квартиры в городе Горно-Алтайске по Северным программам.
Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № (ж)а, Бухаров С.К. поставлен в очередь для улучшения жилищных условий, согласно его заявления от ДД.ММ.ГГГГ по списку «инвалиды», состав семьи: 4 человека.
Согласно свидетельству о перемене имени I-ИЛ № от ДД.ММ.ГГГГ Бухаров С.К. переменил фамилию на «ФИО3».
22.06.2010 Камбаров С.К. подал заявление (рапорт) о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с ФЗ №125 от 25.10.2002.
Камбаров С.К. состоял на учете в очереди на переселение из района приравненного Крайнего Севера с даты подачи заявления 15.01.2009, по категории «инвалиды», что подтверждается книгой регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, а также учетным делом Камбарова С.К.
Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 20.12.2019 №1032 Камбаров С.К. снят с учета граждан имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключен из состава ведомственной целевой программы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Основания исключения Комбарова С.К. указанное постановление не содержит.
Согласно письменному отзыву администрации МО «Кош-Агачский район», на момент постановки на учет Камбарова С.К. в категорию «инвалиды 1,2 группы инвалиды с детства» ему было 16 лет 2 месяца, то есть не было 18 лет.
В ходе судебного заседания установлено, что на момент подачи Камбаровым С.К. заявления действовал федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе, единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учетом их особого правового статуса и социальной незащищенности.
При этом, Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции Федерального закона от 25.10.2002 в качестве условия предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий требовал рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Частью 3 статьи 5 названного закона, предусмотрено, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
В редакции Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002 отсутствует требование о непрерывном проживании в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ) к числу обязательных условий предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
Проанализировав положения ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ суд приходит к выводу о том, что для инвалидов с детства вместо обязательного требования о стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, установлено требование обязательного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. Таким образом, инвалиды с детства могут претендовать на получение жилищной субсидии только при условии соответствия общим требованиям: отсутствие жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; в случае наличия жилья – наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, в порядке установленном Жилищным кодексом Российской Федерации; не получение субсидий для приобретения жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (либо на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), а также при наличие статуса инвалид с детства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Согласно п.2 Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; и др.
Согласно п. 4 указанного постановления, причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.
Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 01.01.2000 - в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.
Исходя из смысла вышеприведенных норм права, до достижения 18 лет лицо, имеющее инвалидность с детства, является «ребенком-инвалидом», после достижения 18-летнего возраста и установления инвалидности на основании медико-социальной экспертизы лицу присваивается статус «инвалид с детства».
В ходе судебного заседания установлено, что Камбаров С.К. родился и проживает в районе, приравненном к Крайнему Северу, с 15.11.2010 получил статус «инвалид с детства», то есть после достижения им возраста 18 лет.
С указанной даты Камбаров С.К. входит в круг лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, исходя из ст. 1 Федерального закона №125-ФЗ, при выполнении определенных условий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
Согласно п. 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №879 от 10.12.2002, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства установленный перечень документов.
Указанный пункт 9 Положения в редакции от 24.10.2005 года также требовал для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, представления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) заявления с приложением перечня документов.
Согласно свидетельству о рождении Камбаров С.К. родился районе, приравненном к местностям Крайнего Севера.
Камбаров С.К. 22.06.2010 подал заявление (рапорт) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства».
Согласно справке МСЭ-2009 № с ДД.ММ.ГГГГ Камбарову С.К. установлен статус «<данные изъяты>».
Таким образом, по достижению возраста 18 лет Камбаров С.К., соответствующий требованиям ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», выразивший свою волю состоять на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, путем обращения в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в указанный список граждан, правомерно состоял на соответствующем учете граждан с 15.11.2010.
Довод представителя третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай об отсутствии права Камбарова С.К. на участие в данной программе в связи с его рождением после 01.01.1992, суд не принимает во внимание, так как для инвалидов с детства, претендующих на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01.01.1992, а также продолжительности трудового стажа в таких регионах. Право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления истца к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании постановления незаконным в части и о восстановлении их в списке граждан на получение субсидии для приобретения жилья с момента достижения совершеннолетия, то есть с 15.11.2010.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░-░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░-░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 20.12.2019 №1032 ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░-░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ 15 ░░░░░░ 2010 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ 14.11.2010.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.