Дело № 2а-3020/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2018 года
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего М.Ю. Овсянниковой
при секретаре А.В.Гулидовой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к Филиппову Алексею Николаевичу о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 15 по Алтайскому краю (далее – МИФНС №15 России по АК) обратилась в суд с административным иском к Филиппову А.Н. о взыскании транспортного налога за 2015 год в размере 73 100 руб., пени в размере 487,33 руб., налога на имущества физических лиц за 2015 год в размере 96 руб., пени в размере 0,64 коп.
В обоснование требований налоговый орган указал, что административный ответчик в 2015 году являлся собственником транспортных средств: «Фредлайнер Колумбия», государственный регистрационный знак №, «Фредлайнер ФЛЦ 120», государственный регистрационный знак №,в связи с чем обязан платить транспортный налог.
Кроме того, административному ответчику в 2015 году принадлежало имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: ...., и иное имущество, отнесенное законом к недвижимости, расположенное по адресу: ...., в связи с чем ответчик обязан платить налог на имущество физических лиц.
Налогоплательщиком обязанность по уплате налога в установленные налоговым законодательством сроки не исполнена. Требование об уплате недоимки в добровольном порядке административным ответчиком также не выполнено.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Согласно представленного в материалы дела возражения от Филиппова А.Н. административные исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с нарушением прав налогоплательщика, а также пропуском процессуального срока, который восстановлению не подлежит.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, являются налогоплательщиками транспортного налога.
Согласно ст. 356 Кодекса транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст. 359 Кодекса налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст.1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: в отношении легковых до 100 л.с. включительно – 10 руб., от 100 л.с. до 150 л.с. – 20 руб., в отношении автобусов с мощностью двигателя от 130 л.с. до 200 л.с. – 50 руб., в отношении грузовых автомобилей до 150 л.с. – 50 руб., от 200 л.с. до 250 л.с. – 65 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч.2 ст.2 Закона Алтайского края в редакции на дату возникновения спорных отношений).
Как установлено судом, Филиппов А.Н. в 2015 году являлся собственником транспортных средств: «Фредлайнер Колумбия», государственный регистрационный знак №, мощность двигателя 430 л.с., «Фредлайнер ФЛЦ 120», государственный регистрационный знак № мощность двигателя 430 л.с., что подтверждается представленным в материалы дела доказательствами и не оспаривалось ответчиком.
Размер транспортного налога за 2015 год, исчисленный налоговым органом, составил 73 100 руб.
Расчет транспортного налога указан в налоговом уведомлении №88316749.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из расчета административного истца, пеня по транспортному налогу начислена за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 и составила 487,33 руб.
В силу ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу ст. 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Административному ответчику в 2015 году принадлежало имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: ...., и иное имущество, отнесенное законом к недвижимости, расположенное по адресу: .....
Размер налога на имущество физических лиц за 2015 год составил 96 руб.
Расчет налога на имущество указан в налоговом уведомлении №88316749.
Как следует из расчета административного истца, пеня по налогу на имущество физических лиц составила 0,64 руб. за период с 02.12.2016 по 21.12.2016.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст.ст.69,70 Кодекса).
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ст.48 Кодекса).
Уведомление №88316749 об уплате налога за 2015 год направлено Филиппову А.Н. через личный кабинет налогоплательщика. Указан срок для уплаты налога – 01.12.2016.
В связи с неисполнением обязанности налогоплательщику направлено требование № 24669 по состоянию на 21.12.2016 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, установлен срок для исполнения требования – до 07.02.2017.
Данное требование направлено Филиппову А.Н. также через личный кабинет налогоплательщика.
Следовательно, крайний срок для подачи налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа – 07.08.2017 года.
Согласно ст. 123.5 КАС РФ судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
22.05.2017 мировым судьей судебного участка №3 Центрального района г.Барнаула вынесен судебный приказ о взыскании с Филиппова А.Н. недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 73 100 руб., пени в размере 487,33 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 96 руб., пени в размере 0,64 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №3 Центрального района г.Барнаула от 13.07.2017 судебный приказ от 22.05.2017 отменен по заявлению должника.
Таким образом, административное исковое заявление должно быть подано налоговым органом не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до 13.01.2018.
В суд административное исковое заявление поступило 25.04.2018, то есть с пропуском установленного срока.
Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного срока.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока, поскольку период на обращение в суд установлен законодательством и является достаточным для совершения необходимых действий по подготовке заявления, его подписания и предъявления в суд.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Ненадлежащее исполнение органом контроля за уплатой обязательных платежей прав и обязанностей не может являться основанием ограничения установленных законом гарантий для плательщиков обязательных платежей, в том числе в виде ограничения срока на обращение в суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, поскольку срок для обращения в суд пропущен, а в его восстановлении судом отказано, то правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.
Судья М.Ю.Овсянникова