66RS0004-01-2018-007343-05
Дело № 2-5860/2019
Мотивированное решение изготовлено 23.09.2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
18 сентября 2019 года г. Екатеринбург
Ленинский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂРѕРґР° Екатеринбурга Свердловской области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Лазаревой Р’.Р., РїСЂРё секретаре Романычевой Рћ.Р’., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Ленинского района Рі. Екатеринбурга Рє РўРЎР– «Краснолесье» Рѕ возложении обязанности РїРѕ устранению нарушений пожарной безопасности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился с указанным иском к ответчику. С учетом уточнений просил возложить обязанность на Товарищество собственников жилья «Краснолесье» устранить выявленное нарушение требований пожарной безопасности путем оборудования системой оповещения и управления эвакуацией людей с обеспечением уровня звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в местах общего пользования (коридорах) в секциях жилого многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал по предмету и основаниям с учетом уточненных требований и письменных пояснений. Суду пояснил, что в соответствии с техническими регламентами установление спорной системы оповещения в подъездах многоквартирного дома является обязательным и необходимым, отсутствие системы оповещения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Представители третьих лиц РЅР° стороне истца – ГУ РњР§РЎ Р Р¤ РїРѕ РЎРћ Рё ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы В«Рспытательная пожарная лаборатория РїРѕ РЎРћВ», РІ судебном заседании требования поддержали. РЎСѓРґСѓ пояснили, что допущенные нарушения существенны, РјРѕРіСѓС‚ повлечь гибель людей.
Представители ответчика в судебном заседании в удовлетворении требований просили отказать, представили письменный отзыв и дополнительные пояснения. В обоснование возражений указали на то, что эксплуатируемый дом введен в эксплуатацию в 2007 г. в период действия Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС от 20.06.2003 № 323, на момент экспертизы проектной документации и введения объекта в эксплуатацию вопросов по выполнению требований пожарной безопасности не возникало. Пожарная сигнализация и оповещение жилого дома выполнены в соответствии с проектной документацией, все установленные системы находятся в исправном состоянии. Работы относятся к капитальному ремонту, необходимо принятие соответствующего решения собственниками. Обязанность оборудования дома пожарными извещателями у ответчика отсутствует. Фактические измерения звуковых сигналов при проведении проверки не производились по причине отсутствия звуковых оповещателей, в связи с чем считают такое заключение подложным. Органы МЧС неоднократно пытались возложить на ТСЖ «Краснолесье» выполнить заявленные требования и привлечь к ответственности, вступившими в законную силу судебными актами установлено отсутствие вины ответчика, предписания признаны незаконными. В помещении ТСЖ, в подвале и в консьержной, которые и являются местами общего пользования, оповещатели застройщиком установлены. У ТСЖ нет обязанности и необходимости оборудовать оповещателями холлы подъездов. В квартирах имеются дымовые и тепловые извещатели. СП 5.13130.2009 введены в действие <//>, закон обратной силы не имеет. Считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку на ТСЖ возложена только обязанность по обслуживанию систем, которые установлены при сдаче дома в эксплуатацию.
Третье лицо АО «Корпорация «Атомстройкомплекс» в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно надлежащим образом, письменных пояснений не представила.
Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при данной явке и имеющихся доказательствах.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
СП 5.13130.2009 разработан в соответствии со статьями 42, 45, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Закона N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением "А", стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Приказ, утвердивший данные нормы правил безопасности, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2003 под регистрационным номером 4836. До настоящего момента нормы и требования НПБ 110-03 являются действующими.
Судом установлено, что жилой многоквартирный <адрес> в г. Екатеринбурге (состоящий из двух подъездов: 1 подъезд - 14 этажный, 2 подъезд - 18 этажный, а также помещения ТСЖ «Краснолесье» на первом этаже с отдельной входной группой) находится в управлении ТСЖ «Краснолесье».
В ходе совместной Прокурорской проверки с органами МЧС были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности, отсутствие оборудования мест общего пользования (коридоров) в секциях жилого дома системой оповещения и управления эвакуацией людей.
Р’ соответствии СЃ Рї. 1.1, 1.2 РќРѕСЂРј пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей Рѕ пожаре РІ зданиях Рё сооружениях» (РќРџР‘ 104 - 03), утвержденных Приказом РњР§РЎ Р Р¤ РѕС‚ 20.06.2003 в„– 323, зарегистрированных РІ Минюсте Р Р¤ 27.06.2003 Р·Р° в„– 4837, указанные РЅРѕСЂРјС‹ устанавливают требования пожарной безопасности Рє системам оповещения Рё управления эвакуацией (РЎРћРЈР) людей РїСЂРё пожарах РІ зданиях Рё сооружениях, устанавливают типы РЎРћРЈР Рё определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.
Согласно п. 3.3 НПБ 104 - 03 СОУРдолжна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, †приведенных в п. 3.4 (если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией) и 3.6 (допускается использовать в СОУР3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения) указанных норм.
Р’ силу требований РїР"3.15 РќРџР‘ - 104 - 03, для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУРдолжны обеспечивать уровень Р·РІСѓРєР° РЅРµ менее чем РЅР° 15 дБА выше допустимого СѓСЂРѕРІРЅСЏ Р·РІСѓРєР° постоянного шума РІ защищаемом помещении. Рзмерение проводится РЅР° расстоянии 1,5 Рј РѕС‚ СѓСЂРѕРІРЅСЏ пола.
Пунктом 4.1 РќРџР‘ 104 - 03 предусмотрено 5 типов РЎРћРЈР, РІ зависимости РѕС‚ СЃРїРѕСЃРѕР±Р° оповещения, деления здания РЅР° Р·РѕРЅС‹ оповещения Рё РґСЂСѓРіРёС… характеристик, приведенных РІ таблице 1, согласно которым для 1-РіРѕ типа СОУРтребуется Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ сигнал (сирена, тонированный сигнал Рё РґСЂ.), Р° также допускается световой сигнал РІ РІРёРґРµ мигающих указателей Рё световых оповещателей «Выход».
В соответствии с и. 5.1 НПБ 104 - 03, тип СОУРдля зданий определяется по таблице 2. Согласно п. 19 Таблицы 2, жилые здания секционного типа этажностью от 11 до 25 оборудуются СОУР1-го типа.
В соответствии с п. 1.2 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, указанный свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п. 6.2 Таблицы А.1, жилые здания с высотой более 28 м. оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации независимо от площади.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты общество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом № 123 - ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СП 5.13130.2009 и НПБ 104 - 03.
Согласно заключению Госархстройнадзора СО от 25.12.2006 спорный объект выполнен в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано 30.03.2007, к моменту сдачи в эксплуатацию объект был принят органами пожарного надзора и соответствовал нормам пожарной безопасности
Период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает ответчика от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.
В судебном заседании представители ТСЖ пояснили, что установка системы автоматического требует значительных денежных затрат, в настоящее время здание оборудовано системой дымоудаления и системой оповещения, что, по их мнению, вполне достаточно для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей.
Суд не принимает во внимание представленное стороной ответчика заключение специалиста ООО «НВСЦ» о том, что пожарная сигнализация и оповещение обеспечивает безопасность людей и отсутствует необходимость в дополнительном оборудовании системой оповещения и эвакуации людей не требуется, поскольку выводы специалиста не противоречат письменным материалам дела и установленным судом обстоятельствам, не соответствуют действующему законодательству.
Указанные ответчиком доводы суд считает несостоятельными, поскольку выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчика обязанности оборудовать здание указанной системой оповещения вследствие угрозы возникновения пожара в результате несоответствия здания требованиям пожарной безопасности.
Ссылка представителей ответчика на положения п. А.4 Приложения А СП 5.13130.2009 не состоятельна, поскольку согласно данным требованиям в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающие производственные помещения категории" А или Б), насосных водоснабжения бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которы: отсутствуют горючие материалы; -категории В4 и Д по пожарной опасности; - лестничных клеток. Указанный перечень является закрытым и места общего пользования (коридоры) в него не входят. На основании приведенных нормативных положений подъезды также должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 37 Закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п. 7, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включается, в том числе системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности.
Пунктом 42 Правил содержания установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Вышеуказанный жилой дом находится на обслуживании ТСЖ «Краснолесье», которое обязано обеспечить надлежащим образом соблюдение правил пожарной безопасности и в силу изложенного является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Разрешая спор по существу, суд, проанализировав положения Федерального закона "О пожарной безопасности", исследовав представленные доказательства наличия указанных нарушений правил пожарной безопасности, приходит к выводу о том, что ответчик, являясь юридическим лицом, обязан соблюдать установленные законодательством требования противопожарной безопасности, санитарных норм и правил с целью охраны здоровья населения, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором требования об устранении ответчиком выявленных нарушений.
Доводы о наличии вступивших в законную силу судебных актов об отсутствии вины ТСЖ в данном случае для рассмотрения гражданско-правового спора значения не имеют, настоящий иск Предъявлен прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", для предупреждения причинения вреда значительному числу граждан.
Доводы жалобы о том, что отсутствие вины ТСЖ в нарушении требований пожарной безопасности установлены судебными актами (которыми предписания органов пожарного надзора и постановления о привлечении к административной ответственности признаны незаконными), не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Отсутствие вины для привлечения к административной ответственности не является основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности по устранению нарушений закона.
Принятое собственниками решение не утверждать предложенный перечень работ по оборудованию дома системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, дымовыми пожарными извещателями, отсутствие денежных средств в достаточном объеме на указанные цели, не могут быть приняты судом, поскольку указанные обстоятельства не отменяют установленную ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ, подп. "е" п. 11, 42 Правил N 491, ответственность управляющих организаций перед собственниками помещений за соблюдение мер пожарной безопасности в жилом доме.
Принимая во внимание взятые на себя обязательства по управлению многоквартирными домами в соответствии с договором управления, товарищество "Краснолесье" обязано устранить установленные нарушения, поскольку исполнение требований пожарной безопасности относится к неотложным обязательным работам, которые должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления. Отнесение региональным законом работ по ремонту систем противопожарной защиты к работам по капитальному ремонту также не снимает с управляющей организации обязанности по принятию мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств, исходя из требований исполнимости решения суда, с учетом времени, необходимого для осуществления возможных согласований и проведения работ, суд считает возможным установить срок для устранения нарушений – один год с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
исковые требования Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга к ТСЖ «Краснолесье» о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать ТСЖ «Краснолесье» устранить выявленное нарушение требований пожарной безопасности путем оборудования системой оповещения и управления эвакуацией людей с обеспечением уровня звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в местах общего пользования (коридорах) в секциях жилого многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге.
Решение может быть обжаловано или опротестовано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы или представления через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
РЎСѓРґСЊСЏ: РїРѕРґРїРёСЃСЊ.
Копия верна.
РЎСѓРґСЊСЏ:
Секретарь:
По состоянию на 23.09.2019 решение
в законную силу не вступило.
РЎСѓРґСЊСЏ: