Решение по делу № 2-5860/2019 от 23.08.2019

66RS0004-01-2018-007343-05

Дело № 2-5860/2019

Мотивированное решение изготовлено 23.09.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2019 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Лазаревой В.И., при секретаре Романычевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга к ТСЖ «Краснолесье» о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился с указанным иском к ответчику. С учетом уточнений просил возложить обязанность на Товарищество собственников жилья «Краснолесье» устранить выявленное нарушение требований пожарной безопасности путем оборудования системой оповещения и управления эвакуацией людей с обеспечением уровня звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в местах общего пользования (коридорах) в секциях жилого многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал по предмету и основаниям с учетом уточненных требований и письменных пояснений. Суду пояснил, что в соответствии с техническими регламентами установление спорной системы оповещения в подъездах многоквартирного дома является обязательным и необходимым, отсутствие системы оповещения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Представители третьих лиц на стороне истца – ГУ МЧС РФ по СО и ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по СО», в судебном заседании требования поддержали. Суду пояснили, что допущенные нарушения существенны, могут повлечь гибель людей.

Представители ответчика в судебном заседании в удовлетворении требований просили отказать, представили письменный отзыв и дополнительные пояснения. В обоснование возражений указали на то, что эксплуатируемый дом введен в эксплуатацию в 2007 г. в период действия Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС от 20.06.2003 № 323, на момент экспертизы проектной документации и введения объекта в эксплуатацию вопросов по выполнению требований пожарной безопасности не возникало. Пожарная сигнализация и оповещение жилого дома выполнены в соответствии с проектной документацией, все установленные системы находятся в исправном состоянии. Работы относятся к капитальному ремонту, необходимо принятие соответствующего решения собственниками. Обязанность оборудования дома пожарными извещателями у ответчика отсутствует. Фактические измерения звуковых сигналов при проведении проверки не производились по причине отсутствия звуковых оповещателей, в связи с чем считают такое заключение подложным. Органы МЧС неоднократно пытались возложить на ТСЖ «Краснолесье» выполнить заявленные требования и привлечь к ответственности, вступившими в законную силу судебными актами установлено отсутствие вины ответчика, предписания признаны незаконными. В помещении ТСЖ, в подвале и в консьержной, которые и являются местами общего пользования, оповещатели застройщиком установлены. У ТСЖ нет обязанности и необходимости оборудовать оповещателями холлы подъездов. В квартирах имеются дымовые и тепловые извещатели. СП 5.13130.2009 введены в действие <//>, закон обратной силы не имеет. Считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку на ТСЖ возложена только обязанность по обслуживанию систем, которые установлены при сдаче дома в эксплуатацию.

Третье лицо АО «Корпорация «Атомстройкомплекс» в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно надлежащим образом, письменных пояснений не представила.

Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при данной явке и имеющихся доказательствах.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).

Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.

СП 5.13130.2009 разработан в соответствии со статьями 42, 45, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Закона N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением "А", стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.

Приказ, утвердивший данные нормы правил безопасности, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2003 под регистрационным номером 4836. До настоящего момента нормы и требования НПБ 110-03 являются действующими.

Судом установлено, что жилой многоквартирный <адрес> в г. Екатеринбурге (состоящий из двух подъездов: 1 подъезд - 14 этажный, 2 подъезд - 18 этажный, а также помещения ТСЖ «Краснолесье» на первом этаже с отдельной входной группой) находится в управлении ТСЖ «Краснолесье».

В ходе совместной Прокурорской проверки с органами МЧС были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности, отсутствие оборудования мест общего пользования (коридоров) в секциях жилого дома системой оповещения и управления эвакуацией людей.

В соответствии с п. 1.1, 1.2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104 - 03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 за № 4837, указанные нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

Согласно п. 3.3 НПБ 104 - 03 СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, ‘ приведенных в п. 3.4 (если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией) и 3.6 (допускается использовать в СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения) указанных норм.

В силу требований пЭ"3.15 НПБ - 104 - 03, для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

Пунктом 4.1 НПБ 104 - 03 предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1, согласно которым для 1-го типа СОУЭ требуется звуковой сигнал (сирена, тонированный сигнал и др.), а также допускается световой сигнал в виде мигающих указателей и световых оповещателей «Выход».

В соответствии с и. 5.1 НПБ 104 - 03, тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Согласно п. 19 Таблицы 2, жилые здания секционного типа этажностью от 11 до 25 оборудуются СОУЭ 1-го типа.

В соответствии с п. 1.2 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, указанный свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 6.2 Таблицы А.1, жилые здания с высотой более 28 м. оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации независимо от площади.

Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты общество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом № 123 - ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СП 5.13130.2009 и НПБ 104 - 03.

Согласно заключению Госархстройнадзора СО от 25.12.2006 спорный объект выполнен в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано 30.03.2007, к моменту сдачи в эксплуатацию объект был принят органами пожарного надзора и соответствовал нормам пожарной безопасности

Период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает ответчика от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.

В судебном заседании представители ТСЖ пояснили, что установка системы автоматического требует значительных денежных затрат, в настоящее время здание оборудовано системой дымоудаления и системой оповещения, что, по их мнению, вполне достаточно для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей.

Суд не принимает во внимание представленное стороной ответчика заключение специалиста ООО «НВСЦ» о том, что пожарная сигнализация и оповещение обеспечивает безопасность людей и отсутствует необходимость в дополнительном оборудовании системой оповещения и эвакуации людей не требуется, поскольку выводы специалиста не противоречат письменным материалам дела и установленным судом обстоятельствам, не соответствуют действующему законодательству.

Указанные ответчиком доводы суд считает несостоятельными, поскольку выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований о возложении на ответчика обязанности оборудовать здание указанной системой оповещения вследствие угрозы возникновения пожара в результате несоответствия здания требованиям пожарной безопасности.

Ссылка представителей ответчика на положения п. А.4 Приложения А СП 5.13130.2009 не состоятельна, поскольку согласно данным требованиям в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающие производственные помещения категории" А или Б), насосных водоснабжения бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которы: отсутствуют горючие материалы; -категории В4 и Д по пожарной опасности; - лестничных клеток. Указанный перечень является закрытым и места общего пользования (коридоры) в него не входят. На основании приведенных нормативных положений подъезды также должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 37 Закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно п. 7, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включается, в том числе системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности.

Пунктом 42 Правил содержания установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Вышеуказанный жилой дом находится на обслуживании ТСЖ «Краснолесье», которое обязано обеспечить надлежащим образом соблюдение правил пожарной безопасности и в силу изложенного является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Разрешая спор по существу, суд, проанализировав положения Федерального закона "О пожарной безопасности", исследовав представленные доказательства наличия указанных нарушений правил пожарной безопасности, приходит к выводу о том, что ответчик, являясь юридическим лицом, обязан соблюдать установленные законодательством требования противопожарной безопасности, санитарных норм и правил с целью охраны здоровья населения, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором требования об устранении ответчиком выявленных нарушений.

Доводы о наличии вступивших в законную силу судебных актов об отсутствии вины ТСЖ в данном случае для рассмотрения гражданско-правового спора значения не имеют, настоящий иск Предъявлен прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", для предупреждения причинения вреда значительному числу граждан.

Доводы жалобы о том, что отсутствие вины ТСЖ в нарушении требований пожарной безопасности установлены судебными актами (которыми предписания органов пожарного надзора и постановления о привлечении к административной ответственности признаны незаконными), не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Отсутствие вины для привлечения к административной ответственности не является основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности по устранению нарушений закона.

Принятое собственниками решение не утверждать предложенный перечень работ по оборудованию дома системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, дымовыми пожарными извещателями, отсутствие денежных средств в достаточном объеме на указанные цели, не могут быть приняты судом, поскольку указанные обстоятельства не отменяют установленную ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ, подп. "е" п. 11, 42 Правил N 491, ответственность управляющих организаций перед собственниками помещений за соблюдение мер пожарной безопасности в жилом доме.

Принимая во внимание взятые на себя обязательства по управлению многоквартирными домами в соответствии с договором управления, товарищество "Краснолесье" обязано устранить установленные нарушения, поскольку исполнение требований пожарной безопасности относится к неотложным обязательным работам, которые должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления. Отнесение региональным законом работ по ремонту систем противопожарной защиты к работам по капитальному ремонту также не снимает с управляющей организации обязанности по принятию мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств, исходя из требований исполнимости решения суда, с учетом времени, необходимого для осуществления возможных согласований и проведения работ, суд считает возможным установить срок для устранения нарушений – один год с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга к ТСЖ «Краснолесье» о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать ТСЖ «Краснолесье» устранить выявленное нарушение требований пожарной безопасности путем оборудования системой оповещения и управления эвакуацией людей с обеспечением уровня звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в местах общего пользования (коридорах) в секциях жилого многоквартирного <адрес> в г. Екатеринбурге.

Решение может быть обжаловано или опротестовано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы или представления через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

РЎСѓРґСЊСЏ: РїРѕРґРїРёСЃСЊ.

Копия верна.

РЎСѓРґСЊСЏ:

Секретарь:

По состоянию на 23.09.2019 решение

в законную силу не вступило.

РЎСѓРґСЊСЏ:

2-5860/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга
ТСЖ "Краснолесье"
ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория по СО"
ОНД и ПР по Ленинскому району г. Екатеринбурга
АО "Атомстройкомплекс"
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
23.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.08.2019Передача материалов судье
23.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2019Судебное заседание
17.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее