Дело № 2-2614/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2015 г. г. Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Анисимовой Е.А.

при секретаре Филатовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Еврейской автономной области в интересах Мажора И.М. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о понуждении совершить определенные действия, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Еврейской автономной области (далее ЕАО) обратился в суд с иском в интересах Мажора И.М. к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительству Еврейской автономной области о понуждении совершить определенные действия. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой области проведена проверка по обращению Мажора И.М., проживающей по адресу: <адрес> по факту нарушения ее жилищных прав, выраженных в непредоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от 01.04.2013 жилой дом общей площадью 28,8 кв.м. находится в собственности Мажора И.М. Заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от 01.10.2013 № 83, на основании акта визуального обследования от 01.10.2013, жилой дом признан непригодным для дальнейшего проживания.

Мажора И.М. 22.07.2014 включена в сводный список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в виде строительства жилого помещения. До настоящего времени правительством области заявителю жилое помещение не предоставлено по причине непоступления из Правительства Российской Федерации(Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации) межбюджетных трансфертов на указанные цели.

Правительство области обращалось в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года. Иные межбюджетные трансферты на указанные цели не поступали в бюджет Еврейской автономной области.

Распоряжением губернатора ЕАО от 09.08.2013 № 325-рг на территории Еврейской автономной области с 15:00 часов 07.08.2013 введен режим чрезвычайной ситуации в связи со сложившейся сложной паводкоопасной обстановкой на территории ЕАО.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно подп. «а», «е» ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Подпунктом 2 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств.

В целях оказания помощи пострадавшему в связи с крупномасштабным наводнением на отдельных территориях, в том числе Еврейской автономной области, населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в таких субъектах Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ) постановлено считать важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территориях указанных субъектов Российской Федерации, в том числе ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, восстановление в населенных пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Подпунктом «д» п. 2 Указа Правительству Российской Федерации предписано до 15 октября 2013 г. решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Принятым во исполнение Указа Президента РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (далее - Правила).

Согласно п.п. 2, 4 Правил трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного. Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы на указанные пели.

В соответствии с п. 5 Правил предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий: наличие утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации: порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья; порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений; наличие списков граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными с Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при расчете размеров трансфертов на цели строительства (приобретения) жилья учитываются: стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленная субъектом Российской Федерации, но не более 30 тыс. рублей за 1 кв. метр. С учетом данных положений сумма трансфертов для предоставления меры социальной поддержки Мажора И.М. составляет 990 000,00 рублей.

В соответствии со ст. 1 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории еврейской автономной области в 2013 году» (далее - Закон ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ) право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013 (далее - граждане).

Постановлением правительства ЕАО от 02.12.2013 № 640-пп утверждены правила предоставления меры государственной поддержки в натуральной форме в виде строительства жилых помещений гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, имеющим право на получение мер государственной поддержки в соответствии со статьей 1 закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ (далее - Порядок).

Пунктами 15, 16 Порядка определено, что выполнение работ по строительству жилых помещений в пользу граждан, утративших жилые помещения, осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - государственный контракт).

В государственный контракт включаются сведения о гражданах, включенных в список, и характеристика жилых помещений согласно проектным решениям (место строительства, номер литера, номер жилого помещения, его общая площадь и другое).

Установлено, что в бюджет Еврейской автономной области поступили бюджетные ассигнования из федерального бюджета на цели предоставления меры социальной защиты в виде строительства жилых помещений гражданам в размере 745 629, 7 тысяч рублей. Бюджетные ассигнования освоены в полном объеме.

За счет указанных бюджетных ассигнований обеспечено предоставление жилых помещений гражданам, обратившимся за предоставлением мер социальной поддержки до начала строительства жилых помещений. Строительство жилых помещений было завершено до 01.09.2014. Включение управлением архитектуры и строительства правительства области в государственные контракты на строительство жилья для пострадавших граждан, граждан, не включенных в сводные списки, являлось недопустимым.

Таким образом, на момент принятия решения о включении Мажора И.М. в сводный список граждан, являющихся собственниками жилых помещений, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области, фактически отсутствовали свободные жилые помещения, денежные средства федерального бюджета на указанные цели были освоены правительством ЕАО в полном объеме, указанное лицо в настоящее время не обеспечено жилым помещением.

Вместе с тем, в соответствии с вышеизложенными положениями законодательства, право на получение мер социальной поддержки приобрели все граждане, признанные пострадавшими от наводнения, в том числе и Мажора И.М. При этом у ответчиков возникла встречная обязанность реализовать право гражданина, соблюдая принцип равенства граждан, подпадающих под категорию пострадавших.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Прокурор ЕАО указал, что просит обязать Правительство Российской Федерации (в лице Министерства финансов Российской Федерации) предусмотреть бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере 990 000,00 рублей для предоставления бюджету ЕАО в целях предоставления меры социальной поддержки Мажора И.М. в виде предоставления благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме, отвечающего санитарным и пожарным требованиям не менее 33 кв.м., в <адрес>. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предоставить бюджету Еврейской автономной области иные межбюджетные трансферты в размере 990 000,00 рублей на предоставление меры социальной поддержки Мажора И.М. в виде предоставления благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме, отвечающего санитарным и пожарным требованиям не менее 33 кв.м., в <адрес>. Обязать Правительство ЕАО предусмотреть бюджетные ассигнования и довести лимиты бюджетных обязательств в размере 990 000,00 рублей до управления архитектуры и строительства правительства ЕАО с целью предоставления меры социальной поддержки Мажора И.М. в виде предоставления благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме, отвечающего санитарным и пожарным требованиям не менее 33 кв.м., в <адрес>.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор ЕАО изменил исковые требования и просил суд привлечь надлежащего ответчика.

Определением судебного заседания от 10.09.2015 в качестве ответчика по делу привлечена Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации. Изменен процессуальный статус ответчиков Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительства Еврейской автономной области с ответчиков с привлечением их в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Иск в части обязания Правительства РФ (в лице Министерства финансов Российской Федерации) предусмотреть бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере 990 000,00 рублей для предоставления бюджету Еврейской автономной области в целях предоставления социальной поддержки Мажора И.М. в виде предоставления благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме, отвечающем санитарным и пожарным требованиям не менее 33 кв.м., в <адрес>; обязания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предоставить бюджету Еврейской автономной области иные межбюджетные трансферты в размере 990 000,00 рублей на предоставление меры социальной поддержки Мажора И.М. в виде предоставления благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме, отвечающего санитарным и пожарным требованиям не менее 33 кв.м., в Приамурский, Смидовичского района ЕАО; обязании Правительство ЕАО предусмотреть бюджетные ассигнования и довести лимиты бюджетных обязательств в размере 990 000,00 рублей до управления архитектуры и строительства правительства ЕАО с целью предоставления меры социальной поддержки Мажора И.М. в виде предоставления благоустроенного жилого помещения в многоквартирном доме, отвечающего санитарным и пожарным требованиям не менее 33 кв.м., в <адрес> – производство прекращено, в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании представитель прокуратуры ЕАО – Холманских Т.А. уточнила исковые требования, просила суд обязать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета перечислить денежные средства в размере 990, 0 тысяч рублей в качестве межбюджетных трансфертов в бюджет Еврейской автономной области для доведения их до распорядителя бюджетных средств - управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области для приобретения жилого помещения Мажоре И.М. Требования просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении обоснованиям.

Истец Мажора И.М. в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания судом был извещен надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление о вручении повестки ответчику.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания судом был извещен надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление о вручении повестки.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся в судебное заседание участников процесса.

Представитель правительства ЕАО – Александрова Н.В. уточненные исковые требования признала и просила суд их удовлетворить.

Представитель управления архитектуры и строительства правительства ЕАО – Розенберг В.М. уточненные исковые требования признал и просил суд их удовлетворить.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующему основанию.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях помощи пострадавшему населению Президентом Российской Федерации принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», который Правительству РФ поручил решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Частью 1 ст. 3 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году», предусмотрено, что меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме: предоставления жилого помещения или предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.

Решением Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 14.04.2014 на управление архитектуры и строительства правительства ЕАО возложена обязанность предоставить Мажора И.М. благоустроенное жилое помещение в многоквартирном доме, отвечающее социальным и пожарным требованиям, не менее 33 кв.м.

В судебном заседании представитель управления архитектуры и строительства правительства ЕАО – Розенберг В.М. пояснил суду, что решение суда до настоящего времени не исполнено в связи с отсутствием денежных средств на приобретение жилья Мажоре И.М., как пострадавшей в крупномасштабном наводнении в 2013 году.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что 24.02.2015 временно исполняющий обязанности губернатора Еврейской автономной области А.Б. Левинталь обратился с к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Ю.П. Трутневу с просьбой оказать помощь в получении средств из федерального бюджета бюджету области в целях предоставления мер государственной поддержки гражданам и погашения бюджетного кредита использованного на оплату по государственным и муниципальным контрактам на выполнение прочих работ, связанных с восстановлением жилья, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории ЕАО.

В судебном заседании установлено, что денежные средства в бюджет области из федерального бюджета на оказание мер государственной поддержки получены не были.

Вместе с тем, отсутствие заключенного между главным распределителем и правительством ЕАО соглашения о предоставлении трансфертов в 2015 году не может являться основанием для лишения Мажоры И.М. мер государственной поддержки.

В связи с тем, что в силу части 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, то исковые требования к Министерству финансов Российской Федерации, как органу выступающему от имени Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства ЕАО от 02.12.2013 № 640-пп государственным заказчиком по государственному контракту на выполнение работ по строительству жилых помещений в пользу граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, и услуг, связанных с оформлением технического и кадастрового паспортов на построенные жилые помещения является управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнения обязательства в натуре.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 990 000,00 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                   ░.░. ░░░░░░░░░

2-2614/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор ЕАО
Мажора И.М.
Ответчики
Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Другие
Правительство ЕАО
Управление архитектуры и строительства ЕАО
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Дело на сайте суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
13.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2015Передача материалов судье
16.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2015Подготовка дела (собеседование)
20.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2015Судебное заседание
30.09.2015Подготовка дела (собеседование)
30.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2015Судебное заседание
12.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее