АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-4484/2022 от 11 октября 2022 г.
Судья Кожевникова И.П. Дело № 2-1934/2022
43RS0002-01-2022-003060-19
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Маркина В.А., Митяниной И.Л.,
при секретаре Жёлтиковой Е.А.,
рассматривая в судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Кировской области на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 09 августа 2022 года по иску прокурора Нововятского района г.Кирова в интересах ФИО10 к министерству здравоохранения Кировской области об обязании выполнить действия, взыскании убытков, которым постановлено:
иск прокурора Нововятского района г.Кирова в интересах ФИО11 к министерству здравоохранения Кировской области об обязании выполнить действия, взыскании убытков – удовлетворить;
обязать министерство здравоохранения Кировской области своевременно обеспечивать ФИО12, <дата> года рождения, медицинским изделием « FreeStyle Libre» в необходимом объеме с учетом её заболевания и назначения по медицинским показаниям;
взыскать с министерства здравоохранения Кировской области в пользу ФИО13 убытки, понесенные при приобретении медицинского изделия, в сумме 22 450 руб.;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Нововятского района г.Кирова, действуя в интересах ФИО14 <дата> года рождения, обратился в суд с иском к министерству здравоохранения Кировской области и, с учетом уточнения исковых требований, просил обязать ответчика своевременно обеспечивать ФИО15., медицинским изделием – датчиком «FreeStyle Libre» в необходимом объеме с учетом её заболевания и назначения по медицинским показаниям. Также просил бязать министерство здравоохранения Кировской области возместить законному представителю ФИО16 - ФИО17 убытки, понесенные при приобретении медицинских изделий – датчиков «FreeStyle Libre» в сумме 22450 руб. В обоснование своих требований указал, что ФИО18 находится на диспансерном учете у врача- эндокринолога КОГБУЗ «<данные изъяты>» с диагнозом: «<данные изъяты>». С 14.10.2021 по 18.10.2021 несовершеннолетняя находилась на стационарном лечении в ФГБОУ ВО «<данные изъяты>, где ей была установлена в рамках ВМП инсулиновая помпа Акку-Чек Комбо. ФИО19 имеет право на льготу: РЛ-код категории льготы 527 и федеральную льготу № 084 (справка МСЭ-<дата> № от <дата>). В настоящее время получает лекарственные препараты и медицинские изделия для лечения сахарного диабета по льготе. На основании рекомендации врача-эндокринолога при выписке из стационара от 18.10.2021 ФИО20 был выписан рецепт по региональной льготе на сенсор для мониторирования глюкозы, который был поставлен в аптечный пункт на отсроченное обслуживание. Протоколом врачебной комиссии КОГБУЗ «<данные изъяты>» от 23.03.2022 также подтверждается факт необходимости ФИО21 в непрерывном мониторинге глюкозы «Freestyle Libre». Вместе с тем, до настоящего времени несовершеннолетняя ФИО22 не была обеспеченасенсорами для мониторирования глюкозы «Freestyle Libre» и ФИО23 вынуждена была покупать их за свой счет.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым министерство здравоохранения Кировской области не согласилось, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта и отказе в удовлетворении иска, поскольку у ФИО24 отсутствуют установленные врачебной комиссией жизненные показания к применению медицинского изделия. полагает ряд выводов суда нелогичными, непоследовательными и неисполнимыми.
В возражениях на жалобу и.о. прокурора Нововятского района г. Кирова просит решение суда оставить без изменения.
На заседании суда апелляционной инстанции представитель министерства здравоохранения Кировской области Петропавловская С.О. доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе поддержала.
Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кировской области Новикова И.В. и ФИО37. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного акта по доводам жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно представленным в материалах дела письменным доказательствам, ФИО25., <дата> года рождения, является инвалидом, имеет заболевание: <данные изъяты>
Учитывая необходимость измерения ФИО26. каждые 1,5 часа показателей сахара в крови глюкометром путем прокола пальца, включая ночное время, а также с целью подбора терапии, врачем-педиатром поликлиники № в рамках ОМС ФИО27 была направлена в ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» Минздрава России для установки инсулиновой помпы.
С 14.10.2021 по 18.10.2021 девочка находилась на стационарном лечении в названном учреждении, где ей была установлена в рамках ВМП инсулиновая помпа Акку-Чек Комбо, выданы 2 инфузионных набора систем Акку-Чек Флекс линк и, исходя из тяжести состояния ребенка, с учетом частых бессимптомных гипогликемий и необходимости постоянного контроля уровня сахара в крови, дана рекомендация непрерывного мониторинга глюкозы с помощью датчика «FreeStyle Libre». Контроль гликемии 6 раз в день (л.д. 21).
Согласно справке МСЭ-<дата> № № от 20.08.2020 ФИО28. имеет право на льготу: РЛ-код категории льготы 527 и федеральную льготу № 084.
Протоколом врачебной комиссии КОГБУЗ «<данные изъяты>» от 23.03.2022 также подтверждается факт необходимости ФИО29. в непрерывном мониторинге глюкозы «FreeStyle Libre» (л.д. 23). Указано на необходимость оформления заявки в министерстве здравоохранения Кировской области на сенсоры.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Перечня медицинский изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» и на основании рекомендаций врача-эндокринолога при выписке из стационара от 18.10.2021 ФИО30 был выписан рецепт по региональной льготе на медицинские изделия - сенсоры для мониторирования глюкозы № 5, серии № № со сроком действия 30 дней, который был поставлен в аптечный пункт на отсроченное обслуживание (л.д. 24).
По данным рецептам ФИО31 датчики (сенсоры, сканеры) предоставлены не были, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание.
Учитывая жизненно важную необходимость постоянного контроля за уровнем сахара в крови, законному представителю ребенка ФИО32 пришлось приобретать датчики за свой счет, исходя из расчета 2 датчика в месяц, поскольку период работы рекомендованной специалистами данной модели датчика ограничивается 14 днями, после этого он автоматически прекращает работу и подлежит замене.
Следует отметить, что рекомендованная врачами модель датчика позволяет измерять уровень глюкозы в крови постоянно, в том числе в ночное время. Данная система сенсорного мониторирования предназначена для использования как детьми, начиная с 4-х лет, так и взрослыми. Информация легко считывается и позволяет с позволяет с помощью помпы регулировать уровень сахара в крови. Информация о технических характеристиках датчика FreeStyle Libre находится в широком доступе в сети интернет.
С учетом изложенного, доводы жалобы о необходимости осуществления контроля за показаниями датчика исключительно медицинскими работниками отклоняются судебной коллегией.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 названного закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В частности, к их числу относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Законодателем определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания (пункт 5 части 1 статьи 29 названного закона).
К числу медицинских изделий законодатель относит любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, в частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 сахарный диабет относится к числу социально – значимых заболеваний.
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и подп. 5.2.18 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, приказом министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 № 22н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)» утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика, лечение).
Согласно данного стандарта в перечень методов лечения, оказываемых детям при сахарном диабете входит установка инсулиновой помпы и исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования. В перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека входят: помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная, помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром (разделы 2Си 4 стандарта).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022-2023 г.г.
В разделе I Программы поименовано комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа), которая предоставляется гражданам при сахарном диабете.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (раздел I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Кировской области постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2021 № 746-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Названная программа предусматривает, в том числе предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи.
В перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования входит метод комплексного лечения сахарного диабета, включающий в себя установку системы непрерывного введения инсулина (инсулиновой помпы).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены также Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению, в соответствии со стандартами медицинской помощи, необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа в названном перечне поименована. Также в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно и неэффективно без расходных материалов к ней, они являются неотъемлемой частью и требуют периодической замены, которая также должна осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В соответствии с положениями части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Материалами дела подтверждено, что ФИО33 в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи установлена инсулиновая помпа Акку-Чек Комбо с возможностью непрерывного мониторирования глюкозы, а также выданы 2 инфузионных набора системы Акку-Чек Флекс линк.
Согласно рекомендациям, указанным в выписном эпикризе от 18.10.2021 года, необходим непрерывный мониторинг глюкозы «FreeStyle Libre», контроль должен осуществляться не менее 6 раз в день.
Датчик «FreeStyle Libre» имеет круглую форму, не превышающую размер пятирублевой монеты, устанавливается на предплечье ребенку, показания приходят на телефон ребенка и матери. Это позволяет (без многократных в течение суток проколов пальцев с помощью глюкометра) определять уровень глюкозы в крови и позволяет помпе отключать подачу инсулина в кровь при запрограммированном уровне. В равной степени инсулиновая помпа с сенсором заменяют самостоятельное введение ребенком с помощью уколов инсулина.
Таким образом, представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость ФИО34 в заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции (установке инсулиновой помпы) по медицинским показаниям. В отсутствие расходных материалов - сенсоров для мониторирования глюкозы «Freestyle Libre» работа инсулиновой помпы теряет эффективность своего предназначения для улучшения качества жизни ребенка, возможности гармонично развиваться наряду со своими сверстниками, не испытывать постоянную боль и страх перед ближайшим будущим.
С учетом изложенного, требования прокурора о предоставлении датчиков мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre» за счет средств бюджета были правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Учитывая, что датчики мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre» должны предоставляться истцу бесплатно, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возмещении ФИО35 расходов на приобретение сенсоров приобретенных для дочери.
Учитывая, что именно министерство здравоохранения Кировской области является в данном случае гарантом государственной политики в сфере здравоохранения в Кировской области, суд первой инстанции правомерно взыскал с него понесенные ФИО36 расходы на приобретение расходных материалов, а также возложил обязанность по предоставлению истцу сенсоров «FreeStyle Libre».
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии со статьей 1 Закона Кировской области «О внесении изменения в статью 9 Закона Кировской области от 05.12.2012 №227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области» от 15.07.2022 № 89-ЗО, несовершеннолетние, страдающие сахарным диабетом 1 типа, обеспечиваются за счет средств областного бюджета медицинскими изделиями для проведения исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, назначаемыми по решению врачебных комиссий областных государственных медицинских организации, в порядке, установленном Правительством Кировской области.
В целом доводы жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств и основанием к отмене судебного акта служить не могут.
Решение суда законно, продиктовано заботой о несовершеннолетней, её развитии и социальной адаптации, созданием для неё и её близких более комфортных условий жизни.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным обстоятельствам (ч.6 ст.330 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 09 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.10.2022