Дело № 2- 503/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Холмогоры 25 декабря 2017 года

    

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилёвой С.М., с участием старшего помощника прокурора Холмогорского района Котовой М.О., представителя ответчика администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Изместьева А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по иску прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области об устранении нарушений законодательства по размещению твердых коммунальных отходов,

установил:

прокурор Холмогорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области об устранении нарушений законодательства по размещению твердых коммунальных отходов. В связи с наличием несанкционированных свалок.

Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, пояснив, что в местах на территории с. Холмогоры и на берегу р. Северная Двина в д. Рембуево МО «Ухтостровское», указанных в исковом заявлении, образованы несанкционированные свалки. К Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области требования не поддерживает, ввиду того, что в соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области от 30.06.2017 года № 259-пп, начиная с 03.07.2017 года ответчик не является лицом, обязанным ликвидировать несанкционированные свалки, поскольку с указанной даты полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами переданы министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса. Письменный отказ от иска не представлен.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район с иском не согласен, по доводам письменных возражений, указывает, что ответчик не обязан непосредственно организовывать уборку свалок он лишь участвует в организации деятельности по сбору мусора на территории муниципального района. Кроме того, свалку на берегу в д. Рембуево допустил ФИО2. На вопросы пояснил, что мероприятия муниципального контроля в отношении него не проводились, объяснения не брались, достоверных доказательств того, что навал мусора на берегу реки в д. Рембуево осуществил именно ФИО2, нет. Это известно из отзыва администрации МО «Ухтостровское». Места свалок в с. Холмогоры и д. Рембуево, расположены на земельных участках государственная собственность на которые не разграничена. На момент рассмотрения дела сведения о ликвидации свалок отсутствуют.

Ответчик Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений по существу иска не представил.

Ответчик Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области своего представителя в судебное заседание не направил, в письменном отзыве указывает, что с 03.07.2017 года не осуществляет полномочий в отношении утилизации отходов.

Третьи лица администрация муниципального образования сельское поселение «Холмогорское» и администрация муниципального образования «Ухтостровское» извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия. Из отзыва администрации МО «Ухтостровское» следует, что свалку на берегу реки в д. Рембуево устроил ФИО2 и обещал все убрать, вместе с тем, доказательств подтверждающих данное утверждение суду не представлено.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение прокурора, представителя ответчика - администрации МО «Холмогорский муниципальный район», суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», на землях государственная собственность не разграничена, образованы несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов:

- с. Холмогоры Холмогорского муниципального района в 23 метрах на запад от здания по адресу: с. Холмогоры, ул. Ломоносова, д. 69-а, площадью 150 кв.м., географические координаты (широта 64.230156, долгота 41.646322);

- с. Холмогоры Холмогорского муниципального района в 40 метрах на северо-запад от здания по адресу: с. Холмогоры, ул. Ломоносова, д. 69-а, площадью 300 кв.м., географические координаты (широта 64.230302, долгота 41.645910);

- д. Рембуево МО «Ухтостровское» Холмогорского муниципального района в 53 метрах в сторону юго-запада от жилого дома по адресу: д. Рембуево, д. 4, площадью 9 кв.м., географические координаты (широта 64.322235, долгота 41.58849).

Достоверные сведения о лицах организовавших свалки нет. На момент рассмотрения дела свалки не ликвидированы.

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2.1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды», органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с абзацем 16 ст. 6 Закона об отходах производства и потребления организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации. Данная деятельность отнесена к компетенции Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 года № 92-пп, с изменениями внесенными постановлением Правительства Архангельской области от 30.06.2017 года № 259-пп.

Соблюдением природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В соответствии с п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 года №607-ст), несанкционированные свалки отходов – территория, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Кроме того, несанкционированная свалка отходов является источником загрязнения природной среды, что является общеизвестным фактом и в силу ч.1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказыванию не подлежит.

В силу п. 18 ч.2, ч. 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории сельских поселений участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Исходя из расширительного толкования Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - как предусматривающего безусловную обязанность участия в организации деятельности по сбору (в том числе, по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований на земельных участках любой формы собственности, расположенных на его территории, предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованной функционирующей системы мер, призванных обеспечить в целях предотвращения загрязнения территории своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку, эта обязанность возлагается на органы местного самоуправления независимо от принадлежности данных земельных участков, если лица, виновные в их загрязнении, не установлены.

Таким образом, суд находит исковые требования прокурора Холмогорского района подлежащими удовлетворению к надлежащим ответчикам администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. Требования к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области удовлетворению не подлежат, так как оно в настоящее время не осуществляет полномочий субъекта РФ по организации деятельности в данной сфере.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.06.2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░:

- ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 23 ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 69-░, ░░░░░░░░ 150 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░ 64.230156, ░░░░░░░ 41.646322);

- ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 40 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 69-░, ░░░░░░░░ 300 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░ 64.230302, ░░░░░░░ 41.645910);

- ░. ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 53 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░, ░. 4, ░░░░░░░░ 9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░ 64.322235, ░░░░░░░ 41.58849)

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

(░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.12.2017 ░░░░)

2-503/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Холмогорского района Е.В. Титов
Ответчики
Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Администрация МО "Холмогорский муниципальный район"
Другие
Администрация МО "Ухтостровское"
администрация МО "Холмогорское"
Суд
Холмогорский районный суд Архангельской области
Дело на сайте суда
holmsud.arh.sudrf.ru
21.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2017Передача материалов судье
23.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2017Судебное заседание
28.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее