Решение по делу № 33а-2679/2021 от 15.07.2021

    Дело: 1я инст. №2а-930/21, 2я инст.№33а-2679/21           Председательствующий в

    Категория 020           первой инстанции Сомова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    07 сентября 2021 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    Председательствующего                 Кондрак Н.И.

    судей           Бояриновой Е.В., Исаева С.Н.

    при секретаре                                    Швамоняне Д.С.

    при участии представителя административного истца – Соркина М.Ю., представителя административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – Цивилева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Бабиченко Т.П. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Губернатору города Севастополя Развожаеву М.В., заместителю Губернатора города Севастополя Парикину А.Н., Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить нарушение права на бесплатное получение в собственность земельного участка, по апелляционной жалобе административного истца Бабиченко Т.П. и ее представителя Соркина М.Ю. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

В декабре 2020 г. Бабиченко Т.П. обратилась с иском в суд к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту также – ДИЗО), Губернатору города Севастополя Развожаеву М.В.., заместителю Губернатора города Севастополя Парикину А.Н., уточнив требования которого просила признать действия ДИЗО, связанные с понуждением выкупа прирезки к земельному участку, нарушающими права и законные интересы административного истца; обязать ДИЗО исполнить решение заместителя Губернатора города Севастополя Пономарева И.В., принятое на личном приеме ДД.ММ.ГГГГ - закончить оформление земельного участка по адресу: г. <адрес>, <адрес>, путем издания административно-властного акта о бесплатной передаче 320 кв.м земельного участка в собственность Бабиченко Т.П. и регистрацией права собственности на земельный участок, бесплатном оформлении административным истцом земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м.; признать бездействие Губернатора города Севастополя Развожаева М.В., выразившееся в непринятии мер к подчиненному государственному органу, допустившему неправомерные действия по существу административного иска незаконным; обязать Губернатора города Севастополя указать руководителю ДИЗО на наличие прямых императивных норм права, закрепляющих требования административного истца по вопросу бесплатного завершения оформления вновь образованного земельного участка, и обязать привлечь руководителя ДИЗО к дисциплинарной ответственности за нарушение закона; обязать Губернатора города Севастополя привлечь всех виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, в случае отсутствия в их действиях иных составов противоправных действий, признать действия заместителя Губернатора города Севастополя Парикина А.Н., выразившиеся в непринятии к подчиненному государственному органу, допустившему неправомерные действия к административному истцу, незаконными; обязать административного ответчика принять меры, предусмотренные законом и должностными полномочиями, по устранению нарушения прав и законных интересов административного истца; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее по тексту – Севреестр) осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., категория земель: земли поселений (населенных пунктов), разрешенное использование: для строительства и обслуживания жилого дома, по адресу: г. <адрес> <адрес>.

Требования иска мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г<адрес>, <адрес>, с кадастровым номером с видом разрешенного использования – для строительства и обслуживания жилого дома. Общая площадь участка составляет кв.м., из которых право истца на кв.м. возникло на основании договора купли-продажи, а возникновение права на кв.м. установлено несколькими судебными актами. Распоряжением ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с площадью кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ДИЗО направило истцу письмо с проектом соглашения о переоформлении земельного участка площадью кв.м. за плату. Данные действия ответчика считает незаконными, нарушающими права административного истца, которая имеет право на получение в собственность указанного земельного участка в порядке завершения оформления земельного участка, начатого до ДД.ММ.ГГГГ

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21.04.2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением административный истец и ее представитель подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывают, что административный истец имела право на получение земельного участка в порядке приватизации бесплатно в период 2006-2014 г.г., неоднократно обращалась в установленном порядке в компетентные органы Украины по вопросу оформления земельного участка, предпринимала различные действия для оформления участка в собственность, но по различным причинам государственную услугу не получила по причине бездействия Севастопольского городского Совета и Севастопольской городской государственной администрации. Считает, что в соответствии с п.п.3 п.6 Постановления Правительства Севастополя от 01.02.2016 г. №25-ПП истцом были предоставлены все необходимые документы для получения государственной услуги. Указывает, что у истца имеется право на завершение оформления права на получение земельного участка в собственность бесплатно, начатого на основании действующих решений уполномоченных органов Украины, принятых до 21.03.2014, и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Выводы суда полагает противоречивыми и не соответствующими обстоятельствам дела.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.

Иные участники дела в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи-докладчика, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судебной коллегий по административным делам Севастопольского городского суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы и административного дела не усматривается.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Бабиченко Т.П. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>, площадь. кв.м., на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Фроловым С.И., и Государственного акта на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером .

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ образован земельный участок площадью кв.м. путем распределения из земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером , и земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. <адрес>, <адрес>, площадь. кв.м. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20.07.2020 г. вышеуказанного распоряжение дополнено пунктом 3.1 об отнесении земельного участка в категории земель: «земли населенных пунктов». 16.03.2020 г. данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером

23.03.2020 г. административный истец обратился в ДИЗО г. Севастополя с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков. ДИЗО г. Севастополя в соответствии с требованиями действующего законодательства российской Федерации направил Бабиченко Т.П. три экземпляра проекта соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предложив подписать в течение 30 дней, после оплаты и государственной регистрации права собственности предоставить экземпляр соглашения в Департамент. Соглашение предусматривает увеличение площади земельного участка истца на 313 кв.м. за плату, однако Бабиченко Т.П. данный проект не подписала, посчитав, что имеет право на получение земельного участка площадью 313 кв.м. бесплатно в порядке завершения оформления земельного участка названной площадью, начатого до марта 2014 года.

Согласно ч. 2 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В соответствии с ч. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство и дав оценку представленным в материалы дела доказательствам пришел к выводу, что в данном случае отсутствует обязательный элемент для применения положений статьи 12 Закона № 46-ЗС, дающий право на бесплатное получение в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, а именно - принятое до 21 марта 2014 года действующее решение Севастопольского городского Совета о даче согласия на разработку документации по землеустройству по отводу спорного земельного участка. Соответственно, и не имеется оснований для удовлетворения иных связанных с данным требований к иным ответчикам.

С такими выводами соглашается коллегия судей и отмечает следующее.

Так, из материалов дела усматривается, что 03.10.2006 г. административный истец обращался в Севастопольский городской Совет с заявлением о даче согласия на составление проекта отвода с последующей передачей в собственность бесплатно земельного участка ориентировочной площадью .м. в качестве прирезки к существующему участку по <адрес>.

Решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ гр-ке Украины Бабиченко Т.П. отказано в даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью га, расположенного по адресу: г. <адрес>, <адрес>, в связи с отсутствием плана зонирования и детального плана испрашиваемой территории, а также в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на часть земельного участка, находящегося в аренде по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Телебеем Г.В.

23.10.2013 г. административный истец вновь подала заявление в Севастопольский городской Совет о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по ул. <адрес>ю га, с учетом выделения земельного участка, предоставленного Телебею Г.В. ДД.ММ.ГГГГ Севастопольский городской Совет сообщил Бабиченко Т.П. о том, что предоставленное ею заявление направлено на рассмотрение постоянной комиссии вопросам градостроительства, регулирования земельный и водных отношений с проектом решения городского Совета «Об отказе Бабиченко Т.П. в даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью га, расположенного по адресу: г. <адрес>, <адрес>». Решение Севастопольского городского Совета по данному заявлению Бабиченко Т.П. не принято и в уполномоченный орган и суд не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадь. .м., предоставив постановление суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Гагаринского районного суда г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, схему перераспределения земельного участка. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление государственной регистрации права и кадастра города <адрес> сообщило Бабиченко Т.П. о приостановлении государственной регистрации права в связи с не предоставлением на регистрацию правоустанавливающего документа.

Как следует из материалов дела и установлено апелляционным рассмотрением, истец полагает, что перераспределение земельных участков надлежит осуществить в соответствии с положениями статьи 12 Закона -ЗС в порядке завершения оформления земельного участка, начатого до марта 2014 года.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (18.03.2014). Со дня принятия в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Согласно пункту 1.1 статьи 12.1 данного закона до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

25.07.2014 принят Закон города Севастополя № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон № 46-ЗС).

Согласно частям 1, 2 статьи 12 Закона № 46-ЗС завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона № 46-ЗС заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2023 года.

На основании статей 81, 116 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.

Согласно пунктам «а, в» части 3 статьи 116 Земельного кодекса Украины бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан; получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.

В соответствии с частью 4 статьи 116 Земельного кодекса Украины передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных этим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования.

Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса.

В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).

Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно - правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно - территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

В соответствии со статьями 9, 122 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан относятся к полномочиям Севастопольского городского совета.

С целью урегулирования правоотношений, связанных с завершением оформления прав на земельные участки, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 № 25-ПП утвержден соответствующий Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Порядка к заявлению о предоставлении земельного участка по основаниям, установленным статьей 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС прилагается копия решения органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, отвечающего следующим критериям: решением не установлен срок его действия либо срок действия установлен, но не истек по состоянию на 18.03.2014, в том числе с учетом его продления (восстановления).

Таким образом, вопреки доводам жалобы и как верно указано судом первой инстанции, приведенными положениями статья 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС и указанного Порядка установлено особое основание предоставления в собственность земельных участков на территории города Севастополя, отличное от общих положений Земельного кодекса Российской Федерации, связанной с реализацией гражданами, проживающими на территории города Севастополя, права на завершение оформления в собственность земельных участков, начатого до 21.03.2014 в предусмотренном законодательством Украины порядке. Условием предоставления в собственность земельного участка является наличие решения уполномоченного органа государственной власти, принятое в установленном порядке, о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Такого решения представлено не было.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, регулирующие спорные правоотношения, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам, обоснованно пришел к выводу, что для удовлетворения административного иска по заявленным в нем основаниям таковых не имеется.

Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить поводом к отмене решения.

Надлежит отметить, что истец не лишена права обратиться к ответчику с заявлением о получении в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственной услуги.

Решение соответствует нормам материального права и постановлено судом с соблюдением требований процессуального законодательства, оснований для его отмены судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

судьи

33а-2679/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Бабиченко Татьяна Петровна
Ответчики
Правительство Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Губернатор Севастополя Развожаев М.В.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
заместитель Губернатора Севастополя Парикин А.Н.
Другие
Телебей Григорий Васильевич
Смирнова Марина Мнацакановна
Соркин Михаил Юрьевич
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
15.07.2021Передача дела судье
07.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2021Передано в экспедицию
07.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее