Решение по делу № 5-736/2020 от 03.08.2020

Адм.дело № 5-736/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

17 сентября 2020 года город Апатиты

Судья Апатитского городского суда Мурманской области Дёмин В.С., с участием представителя Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» Козловой Ю.Ю., которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.4 КоАП РФ, и консультанта отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области Мазур Е.В.,

рассмотрев в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: г.Апатиты, ул.Ферсмана, д.44, дело об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.2.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», <.....>,

у с т а н о в и л :

28.10.2019 в 13 часов 47 минут Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (далее - ФИЦ КНЦ РАН) на непредусмотренную для этих целей Апатитскую городскую санкционированную свалку отходов в нарушение положений Федеральных законов №7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" и №190-ФЗ от 11.07.2011 «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отсутствие оформленного паспорта радиоактивных отходов, была осуществлена выгрузка десяти бочек с отходами переработки и обогащения руды Зашихинского редкометального месторождения, являющихся радиоактивными отходами, поскольку при измерении радиационного фона вблизи ёмкостей с указанным веществом дозиметром были определены превышающие допустимые значения следующие радиационные параметры: мощность амбиентной дозы гамма-излучения на участке местности городской свалки в г.Апатиты составляет от 100 до 253 мЗв/ч, на расстоянии 0,1 м от пастообразного и сыпучего вещества составляет до 1 мкЗв/ч.

Представитель ФИЦ КНЦ РАН в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении не признала, заявив, что вывоз отходов был произведён в соответствии с действующим законодательством, вследствие чего производство по делу подлежит прекращению в виду отсутствия в действиях представляемого ею юридического лица состава административного правонарушения.

Заслушав представителя юридического лица, а также представителя органа административной юрисдикции и свидетелей, исследовав и проверив материалы дела об административном правонарушении, суд полагает, что юридическим лицом ФИЦ КНЦ РАН совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.2.2 КоАП РФ, то есть несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов.

Так, в соответствии с ч.1 ст.48 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.

Обращение с радиоактивными отходами регулируется Федеральным законом №190-ФЗ от 11.07.2011 «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №190-ФЗ).

Согласно ст.3 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение; радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что при измерении радиационного фона 28.10.2019 в 13 часов 47 минут вблизи бочек с указанным веществом дозиметром были определены следующие радиационные параметры: мощность амбиентной дозы гамма-излучения на участке местности городской свалки в г.Апатиты составляет от 100 до 253 мЗв/ч, на расстоянии 0,1 м от пастообразного и сыпучего вещества составляет до 1 мкЗв/ч, что превышает установленный радиационный фон на территории Мурманской области в 2019 году.

В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 09.01.1996 №3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения: для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта.

Требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения установлены СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 №40 (далее - ОСПОРБ-99/2010).

Согласно п.5.1.2 ОСПОРБ-99/2010 степень радиационной безопасности населения характеризуют следующие значения эффективных доз облучения от всех основных природных источников излучения: менее 5 мЗв/год - приемлемый уровень облучения населения от природных источников излучения.

Общие требования по обеспечению радиационной безопасности населения при воздействии природных источников ионизирующего излучения в производственных, коммунальных условиях и быту установлены СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения", утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2010 №171 (далее - СанПиН 2.6.1.2800-10).

Согласно п.4.2.7 СанПиН 2.6.1.2800-10 в помещениях эксплуатируемых зданий жилищного и общественного назначения среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность (ЭРОА) изотопов радона в воздухе помещений не должна превышать 200 Бк/м3, а мощность эквивалентной дозы гамма-излучения не должна превышать мощность дозы на открытой местности более чем на 0,3 мкЗв/ч.

Таким образом, ФИЦ КНЦ РАН допущены нарушения при обращении с потенциально опасными радиоактивными веществами, выразившиеся в значительном превышении уровня ионизирующего излучения, что позволяет сделать вывод о том, что вышеуказанные отходы являются радиоактивными.

В соответствии с п.7 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Критерии приемлемости радиоактивных отходов для захоронения", утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15.12.2014 №572 на передаваемые на захоронение радиоактивные отходы должен быть оформлен паспорт. Паспорт радиоактивных отходов составляется организацией, в результате деятельности которой образовались радиоактивные отходы, или организацией, осуществившей кондиционирование радиоактивных отходов (изготовление упаковки радиоактивных отходов), в соответствии с требованиями настоящих федеральных норм и правил.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона ФИЦ КНЦ РАН не был оформлен паспорт на передаваемые для захоронения радиоактивные отходы.

При этом о наличии у юридического лица умысла на вывоз отходов с нарушением действующего законодательства свидетельствует факт несоответствия сопроводительных документов на них, поскольку как видно из материалов дела водителем, перевозившим исследуемые отходы, на контрольно-пропускном пункте свалки была предъявлена документация о сдаваемых отходах с обозначением их как «Смёт с территории предприятия», что не соответствовало действительности и явилось основанием для отказа в их размещении на территории Апатитской городской санкционированной свалки отходов.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона №190-ФЗ национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами - юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по захоронению радиоактивных отходов и иные виды деятельности по обращению с радиоактивными отходами.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона №190-ФЗ национальный оператор определяется решением Правительства Российской Федерации по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

В соответствии с ч.1,2 Федерального закона №190-ФЗ с обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Вместе с тем, ООО «Чистый город», с которым ФИЦ КНЦ РАН был заключён договор возмездного оказания услуг по приёму размещению отходов на городской санкционированной свалке отходов, не является национальным оператором, а также специализированной организацией, осуществляющей обращение с радиоактивными отходами.

Кроме того, согласно Правилам приёма отходов на городскую свалку отходов, ввоз на свалку радиоактивных и биологически опасных отходов запрещён.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона №190-ФЗ организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору.

У ФИЦ КНЦ РАН имелась возможность для соблюдения правил и норм законодательства РФ об охране окружающей среды и природопользования, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт указанного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 02.06.2020, в котором изложено существо нарушения, определением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования от 12.03.2020, рапортом от 12.12.2019, протоколами обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 28.10.2019, протоколом дозиметрического контроля от 31.10.2020, путевым листом автомобиля от 28.10.2019, протоколом испытаний отходов от 22.12.2015, протоколом испытаний по определению радиационно-гигиенических характеристик от 04.09.2019, договором на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от 25.04.2019, дополнительными соглашениями по договору от 17.07.2019, 30.07.2019, планом мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, договором оказания услуг по приёму и размещению отходов на городской санкционированной свалке отходов от 01.09.2019, выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе, уставом ФИЦ КНЦ РАН.

Довод представителя юридического лица о неподтверждении измерений радиационного фона протоколами измерений суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Так, согласно протоколу обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 28.10.2019 оперуполномоченным Отдела в г.Апатиты УФСБ России по Мурманской области ФИО1 с участием специалиста ФИО2 проведено обследование участка местности, расположенного на Апатитской городской санкционированной свалке, в ходе которого с использованием дозиметра-радиометра рентгеновского и гамма-излучения Аг-1123 установлены следующие радиационные параметры: мощность амбиентной дозы гамма-излучения на участке местности городской свалки в г.Апатиты составляет от 100 до 253 мЗв/ч, на расстоянии 0,1 м от пастообразного и сыпучего вещества составляет до 1 мкЗв/ч.

Кроме того, согласно протоколу обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 28.10.2019 и протоколу дозиметрического контроля от 31.10.2019 в помещении, расположенном по адресу: Мурманская область, г.Апатиты, Академгородок, д.55а, в ходе обследования бочек с отходами переработки и обогащения руды Зашихинского редкометального месторождения были установлены аналогичные радиационные параметры.

Измерения проводились уполномоченными лицами с применением специальных технических средств имеющих соответствующие сертификаты и прошедших метрологическую проверку.

Оснований не доверять вышеуказанным доказательствам не имеется, поскольку они получены в соответствии с требованиями закона, конкретны и непротиворечивы, согласуются между собой и с другими материалами дела.

Вопреки суждениям юридического лица отнесение отходов к пятому классу опасности отходов для окружающей среды согласно протоколу испытаний отходов от 22.12.2015 не влияет на вывод о виновности ФИЦ КНЦ РАН в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2.2 КоАП РФ, поскольку согласно указанному протоколу утверждение о низкой степени вредного воздействия исследованных отходов был сделан в результате их биотестирования, что не опровергает вывод суда об отнесении их к потенциально опасным веществам, в том числе радиоактивным.

Довод юридического лица о том, что Приказ МПР РФ от 15.06.2001 №511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утратил силу в связи с изданием Приказ Минприроды России от 04.12.2014 №536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" правого значения данном конкретном случае не имеет.

Вопреки утверждениям юридического лица о том, что производственные отходы с эффективной удельной активностью природных радионуклидов до 1500 Бк/кг могут направляться для захоронения в места захоронения промышленных отходов без ограничений по радиационному фактору, также является несостоятельным по следующим основаниям.

Так, согласно протоколу испытаний от 04.09.2019 эффективная удельная активность природных радионуклидов отходов составила 1117±33 Бк/кг, что согласно п.6.3 СанПиН 2.6.1.2800-10 позволяет направлять их для захоронения в места захоронения промышленных отходов без ограничений по радиационному фактору, вместе с тем, это не свидетельствует о том, что указанные отходы не являются потенциально опасными химическими веществами, в том числе радиоактивными, в то время как факт превышения радиационного фона вместе нахождения исследуемых отходов установлен.

Ссылки представителя юридического лица о том, что ответственность за нарушение правил и норм законодательства РФ об охране окружающей среды и природопользования должна быть возложена на должностное лицо, наделённое соответствующими полномочиями, а не на юридическое лицо, суд считает несостоятельными, так как они основаны на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку в соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору.

Кроме того, согласно ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При назначении наказания юридическому лицу ФИЦ КНЦ РАН в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Оснований для освобождения юридического лица от ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИЦ КНЦ РАН, судом не установлено.

Учитывая характер и тяжесть правонарушения, объектом которого является охрана окружающей среды и природопользования, обстоятельства, при которых оно совершено, отсутствии объективных причин, свидетельствующих о невозможности соблюдения требований действующего законодательства, руководствуясь общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, с целью исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых правонарушений, как им самим, так и другими лицами считает необходимым назначить ФИЦ КНЦ РАН наказание в виде административного штрафа.

Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, в соответствии с ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ с учётом установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.3.5, 3.10, 23.1, 29.9-29.10, 32.10 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л :

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2.2 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Назначенный штраф необходимо внести на расчетный счёт: получатель - УФК по Мурманской области (Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, лицевой счёт 04492001110) ИНН 5190136260, КПП 519001001, ОКТМО 47701000, Банк получателя: Отделение Мурманск г.Мурманск, БИК 044705001, расчётный счёт 40101810040300017001, КБК 81111601082019000140.

Разъяснить, что в соответствии со ст.ст.20.25, 32.2 КоАП РФ неуплата административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа взаконную силу,влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в канцелярию Апатитского городского суда Мурманской области.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.С.Дёмин

5-736/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ФГБУН ФИЦ "Кольский научный центр Российской академии наук"
Другие
Козлова Юлия Юрьевна
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Дёмин В.С.
Статьи

8.2.02

Дело на сайте суда
apa.mrm.sudrf.ru
03.08.2020Передача дела судье
04.08.2020Подготовка дела к рассмотрению
17.08.2020Рассмотрение дела по существу
31.08.2020Рассмотрение дела по существу
07.09.2020Рассмотрение дела по существу
17.09.2020Рассмотрение дела по существу
21.09.2020Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
28.09.2020Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
29.09.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
17.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее