Решение от 06.06.2024 по делу № 2-2182/2024 от 09.04.2024

Дело № 2-2182/2024

УИД 59RS0011-01-2024-002489-14

                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Березники                          06 июня 2024 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Халявиной Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иванчиной В.Ф.,

с участием представителя истца Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – заместителя прокурора г. Березники Ковыляевой М.М.,

представителей ответчика ПАО «Уралкалий» - Жукотской Е.Ю., Лаздовской А.В., действующих на основании доверенностей от 01.01.2024,

представителя третьих лиц ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России по Пермскому краю–Бабушкина А.В., действующего на основании доверенности от 12.04.2023, 15.01.2024, 29.08.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к публичному акционерному обществу «Уралкалий» о понуждении к выполнению законных требований,

установил:

истец Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ПАО «Уралкалий» о понуждении к выполнению законных требований. Исковые требования мотивированы тем, что Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проверок УФИЦ при ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю выявлены нарушения уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации, в части обеспечения надлежащих материально-бытовых условий для осужденных, содержащихся в данном учреждении. Приказом ФСИН России от 25.11.2022 создан изолированный УФИЦ ФКУ ИК-28. Пунктом 2 данного приказа установлена обязанность ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечить функционирование УФИЦ ФКУ ИК-28 после приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации объекта имущества, на базе которого создан участок, в части его пригодности для проживания осужденных к принудительным работам. В соответствии с договором безвозмездного пользования от 06.02.2023 , заключенного между ФКУ ИК-28 и ПАО «Уралкалий», общество предоставляет в безвозмездное пользование учреждению здание временного административного-бытового корпуса (быстровозводимое модульное здание) и необходимое имущество в пригодном для создания УФИЦ состоянии. В силу договора об использовании труда осужденных к принудительным работам, находящихся на участке исправительного центра от 06.02.2023 , заключенного между ФКУ ИК-28 и ПАО «Уралкалий», общество обязано обеспечить предоставление общежитий для проживания осужденных, по нормам, установленным ч. 1 ст. 60.5 УИК РФ, предоставлять помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ, оказывать содействие ФКУ ИК-28 в материально-бытовом обеспечении осужденных. Работы по реконструкции временного административного - бытового корпуса (быстровозводимое модульное здание) проведены в период 2022 -2023 гг., УФИЦ ФКУ ИК-28 открыт 05.04.2023. Однако как при вводе объекта, так и по настоящее время на УФИЦ ФКУ ИК-28 сохраняются нарушения требования федерального законодательства. По результатам ранее проведенных проверок начальнику ФКУ ИК-28, генеральному директору ПАО «Уралкалий» внесены представления об устранении выявленных нарушений, вместе с тем достаточных мер к их устранению не принято. Не устранены следующие нарушения санитарных правил и наставлений: п. 25.2.8 СП УФИЦ - ФКУ ИК-28 не обеспечено тремя
двухместными помещениями для содержания нарушителей, что привело
к нарушению п. 10 таблицы 25.2 СП со сноской; площадь помещения кабинета начальника участка ИЦ менее установленных п.14 таблицы 25.2 СП 27 кв.м.; п. 25.3.1.8 СП - внутренние двери усиленной конструкции в кабинете начальника участка УФИЦ, группы специального учета и делопроизводства не оборудованы устройствами для опечатывания; п.п 25.3.3.3, 25.3.3.4 СП - в помещениях для содержания нарушителей громкоговорители системы радиофикации и громкоговорящей связи установлены не в нише, металлической решеткой не ограждены, а датчик движения/объема в кабине с унитазом установлен не в нише. Корреспондирущие нормы по датчику содержатся в п. 25.5.4.3 СП.; п. 25.5.2.7 СП - комнаты мытья и хранения посуды, постирочные не оборудованы трапом диаметром 100 мм.; пп. 25.5.4.3, 25.5.4.4 СП - помещения для содержания осужденных не оборудованы дежурным освещением (светильники (патроны) с компактными люминесцентными или светодиодными лампами, устанавливаемые над дверью), а также аварийным освещением; п. 25.6.6. СП - помещения для содержания осужденных, комната отдыха дежурной смены не оборудованы телевизионными розетками; пп. 5 п. 82 Наставления - отсутствуют предупредительные знаки с внутренней стороны основного ограждения, средства индивидуальной бронезащиты и активной обороны хранятся в серверной, а не в специальном помещении (КХСПБ и АО); пп. 7 п. 83 Наставления - помещение для обыска и досмотра лиц, прибывающих в ИЦ, не оборудовано техническими средствами досмотра, системой тревожной сигнализации, средствами оперативной связи с оперативным дежурным; в нарушение пп. 9 п. 84 Наставления входные двери помещений для нарушителей не оборудованы системой контроля и управления доступом (далее СКУД), СКУД на внутренней двери, ведущей на лестничную клетку 1 этажа, не работает, на 2 этаже отсутствует. В нарушение требований Наставления не исправны камеры по периметру здания (каналы №№ 56, 75).

Кроме того, в соответствии с п. 25.3.2.3 СП с наружной стороны на оконных проемах помещений для содержания нарушителей, серверной, аппаратной связи (при наличии), кассы, помещения хранения личных вещей осужденных, кабинета начальника центра, кабинета заместителя начальника центра - начальника отдела безопасности, кабинета начальника участка ИЦ, канцелярии, бухгалтерии, группы специального учета и делопроизводства, помещения для хранения личных дел осужденных следует устанавливать оконные решетки.

Наружные декоративные стационарные, распашные или раздвижные оконные решетки устанавливаются также на все оконные проемы помещений первого этажа здания ИЦ, на всех оконных проемах, расположенных по внешнему фасаду зданий в случае если ограждение территории ИЦ выполнено в створе с внешним фасадом и оконные проемы помещений выходят непосредственно на внешнюю территорию.

В каждом помещении с постоянным пребыванием людей, за исключением помещений для содержания нарушителей, необходимо предусматривать одну открывающуюся (распашную или раздвижную) наружную оконную решетку на случай вынужденной эвакуации людей. Для обеспечения эвакуации людей, открывающиеся оконные решетки допускается предусматривать в оконных проемах общих коридоров, лестничных клеток.

Кроме того, в силу подп. 10 п. 83 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 (далее - Наставление), оконными решетками оборудуются все оконные проемы административного корпуса.

Стационарные решетки из стального прутка диаметром не менее 12 мм. и поперечных полос сечением не менее 60 мм. х 5 мм., размерами ячеек не более 70 мм. х 200 мм. устанавливаются на оконных проемах: первого этажа административного корпуса; помещений, расположенных по наружной стороне ИЦ; всех помещений блока помещений дежурной смены; кабинетов начальника отдела режима и оперативной работы, старшего оперуполномоченного отдела режима и оперативной работы, группы кадров и правового обеспечения; архива, кассы, аппаратной связи, кроссовой, канцелярии; чердачных и подвальных помещений.

На остальных оконных проемах допускается устройство декоративных стационарных, распашных или раздвижных решеток.

Согласно подп. 2 п. 83 Наставления наружные оконные проемы помещений дежурной смены оборудуются металлическими ставнями.

В нарушение вышеуказанных требований в помещении дежурной смены, комнате для оформления прибывших осужденных с местом для обыска, кабинете начальника участка ИЦ, группы специального учета и делопроизводства вместо стационарных решеток (металлических ставней) частично установлены распашные решетки.

Не обеспечено исполнение требований п. 138, п. 141 ПВР ИЦ УИС. В частности, в УФИЦ отсутствует комната личного приема осужденных администрацией.

Длящиеся нарушения существенным образом ущемляют права и законные интересы сотрудников учреждения и осужденных, гарантированные им законодательством Российской Федерации. Ненормативность состояния помещений для размещения осужденных и сотрудников центра подрывает авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, что является недопустимым. Несоответствие помещений установленным нормативным требованиям, либо полное отсутствие ряда помещений, необходимых для реализации исправительным центром его целей, функций и задач, неизбежно влечет нарушение требований закона, прав и интересов вышеназванных лиц, создает предпосылки для нарушения санитарно-эпидемиологического, уголовно-исполнительного и иного федерального законодательства, способствует нарушениям осужденными режимных требований. Ввиду изложенного, использование переданных по договору помещений по целевому назначению, в соответствии с требованиями закона не представляется возможным, переданное по договору имущество не отвечает условиям Договора от 06.02.2023.

Ссылаясь на нормы права, Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит возложить на ПАО «Уралкалий» обязанность в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу привести помещения и имущество здания временного административного-бытового корпуса (быстровозводимое модульное здание), расположенное по адресу: ....., в пригодное для функционирования УФИЦ состояние, необходимое для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ в соответствии с требованиями СП 308.1325800.2017, Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, а именно: обеспечить три двухместных помещения для содержания нарушителей; обеспечить начальника участка кабинетом площадью не менее ..... кв.м.; оборудовать внутренние двери кабинета начальника УФИЦ, группы специального учета и делопроизводства устройствами для опечатывания; смонтировать громкоговорители системы радиофикации и громкоговорящей связи в помещениях для содержания нарушителей в нишу, огражденную металлической решеткой; смонтировать датчик движения/объема в кабине с унитазом ПДН в нишу; оборудовать комнаты мытья и хранения посуды, постирочные трапом диаметром 100 мм., оборудовать помещения для содержания осужденных дежурным освещением, а также аварийным освещением; оборудовать помещения для содержания осужденных, комнату отдыха дежурной смены телевизионными розетками; вывесить предупредительные знаки с внутренней стороны основного ограждения; оборудовать комнату для хранения средств индивидуальной
бронезащиты и активной обороны; оборудовать помещение для обыска и досмотра лиц, прибывающих в УФИЦ, техническими средствами досмотра, системой тревожной сигнализации, средствами оперативной связи с оперативным дежурным; устранить неисправность камер по периметру здания (каналы №№ 56, 75); устранить неисправность СКУД на внутренней двери, ведущей на лестничную клетку 1 этажа, смонтировать СКУД на лестничной клетке 2 этажа; в помещении дежурной смены, комнате для оформления прибывших осужденных с местом для обыска, кабинете начальника участка ИЦ, группы специального учета и делопроизводства установить стационарные решетки (металлических ставней); оборудовать комнату личного приема осужденных администрацией.

Представитель истца Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – заместитель прокурора г. Березники Ковыляева М.М. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика ПАО «Уралкалий» - Жукотская Е.Ю., Лаздовская А.В., действующие на основании доверенностей от 01.01.2024, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьих лиц ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России по Пермскому краю – Бабушкин А.В., действующий на основании доверенности от 12.04.2023, 15.01.2024, 29.08.2023 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, позицию ответчика поддержал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно статьям 18 и 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими, что подчеркивает их естественный характер, причем речь идет не только о конституционных, а и о любых правах и свободах человека и гражданина. Указания на то, что права и свободы человека и гражданина определяет смысл закона, означает, что концепция закона, его цель должны быть направлены на правовую защиту личности. При применении законов все органы и должностные лица должны руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Важнейшей гарантией прав и свобод личности является их обеспечение правосудием. Нормы главы 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющие принципы правосудия, обеспечивают эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке.

В части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и их личную безопасность при исполнении наказаний. Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами России.

Таким образом, государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных.

Частью 3 статьи 60.9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее -УИК РФ) регламентировано, что администрация организации, в которой работают осужденные к принудительным работам, находящиеся на участке исправительного центра, расположенном вне территории исправительного центра, в соответствии с частью 3.1 статьи 60.1 настоящего Кодекса представляет этим осужденным общежития для проживания по нормам, установленным частью первой статьи 60.5 УИК РФ, другие помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ, а также оказывает содействие администрации исправительного центра в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных к принудительным работам.

В соответствии с частью 1 статьи 60.5 УИК РФ в общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.

Судом установлено, что приказом ФСИН России от 25.11.2022 создан изолированный участок, функционирующий как исправительный центр, при ФКУ ИК-28 (далее УФИЦ ФКУ ИК-28) (л.д. 11-12).

Пунктом 2 Приказа ФСИН России от 25.11.2022 установлена обязанность ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечить функционирование УФИЦ ФКУ ИК-28 после приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации объекта имущества, на базе которого создан участок, в части его пригодности для проживания осужденных к принудительным работам.

06.02.2023 между ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю (Ссудополучатель) и ПАО «Уралкалий» (Ссудодатель) заключен договор безвозмездного пользования в соответствии с которым, ПАО «Уралкалий» предоставил в безвозмездное пользование ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю здание временного административного-бытового корпуса (быстровозводимое модульное здание) и необходимое имущество в пригодном для создания УФИЦ состоянии (л.д. 15-25).

В соответствии с п.п. 2.2.1 - 2.2.3 Договора ПАО «Уралкалий» обязано передать объект в состоянии, соответствующем условиям договора, санитарным нормам и его назначению; осуществлять текущий и капитальный ремонт объекта и внутренних инженерных сетей; проводить техническое обслуживание внутренних инженерных сетей, в том числе техническое обслуживание систем технической безопасности.

Одновременно между ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю и ПАО «Уралкалий» заключен договор об использовании труда осужденных к принудительным работам, находящихся на участке исправительного центра в соответствии с которым ПАО «Уралкалий» обязуется обеспечивать предоставление общежития для проживания осужденных, трудоустроенных в организации по нормам, установленным ч. 1 ст. 60.5 УИК Российской Федерации, предоставлять помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ, оказывать содействие ФКУ ИК-28 в материально-бытовом обеспечении осужденных (л.д. 28-32).

В соответствии с п. 1.2 Договора об использовании труда ПАО «Уралкалий» привлекает осужденных к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков.

    Согласно условиям Договора об использовании труда ПАО «Уралкалий» наряду с обеспечением привлечения к труду осужденных и соблюдением обязанностей работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ обязуется обеспечивать предоставление общежития для проживания осужденных, трудоустроенных в Организации по нормам, установленным ч. 1 ст. 60.5 УИК РФ (п. 2.2.2); предоставлять помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ (п. 2.2.3); оказывать содействие администрации Учреждения в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных (п. 2.2.4).

В ходе проверок УФИЦ при ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю выявлены нарушения уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации, в части обеспечения надлежащих материально-бытовых условий для осужденных, содержащихся в данном учреждении.

На основании проведенной проверки, 25.01.2024 Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю направлено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства РФ (л.д.34-46,47-49).

27.02.2024 представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства РФ направлено в адрес ПАО «Уралкалий» (л.д. 55-59).

01.03.2024 ПАО «Уралкалий» направил в ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю результаты рассмотрения представления, содержащей информацию о проведенной работе, приобретении, установке информации и оборудования (л.д.63-68).

25.03.2024 в Березниковскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ПАО «Уралкалий» поступило письмо о результатах рассмотрения представления, содержащее перечень, произведенных работ (л.д.60-62).

В соответствии с пунктом 1.1 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр (далее - СП 308.1325800.2017, СП), настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных центров, в том числе направленные как на соблюдение прав осужденных на безопасные и благоприятные условия проживания, так и на безопасные и благоприятные условия труда сотрудников УИС.

Кроме того, указанные требования СП 308.1325800.2017 в совокупности с положениями Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 (далее - Наставление) нацелены на создание условий для предупреждения и пресечения преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их поведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС.

В связи с не исполнением представления, направленного в адрес ПАО «Уралкалий», Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с данным иском, указывая, что ПАО «Уралкалий» не устранены нарушения «СП 308.1325800.2017. СП», Наставления, Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно - исполнительной системы.

Оценив представленные суду доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, а также в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

В соответствии с п.п. 2.2.1 - 2.2.3 Договора безвозмездного пользования от 06.02.2023 ПАО «Уралкалий» обязано передать объект в состоянии, соответствующем условиям договора, санитарным нормам и его назначению; осуществлять текущий и капитальный ремонт объекта и внутренних инженерных сетей; проводить техническое обслуживание внутренних инженерных сетей, в том числе техническое обслуживание систем технической безопасности.

В силу п. 2.2.1 Договора безвозмездного пользования, а также положений ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательство Ссудодателя по передаче Объекта Ссудополучателю в состоянии, соответствующем условиям договора, санитарным нормам и его назначению, считается исполненным с момента подписания Акта приема-передачи.

Иных обязанностей ответчика условиями договора не предусмотрено.

Суд принимает во внимание довод ответчика, о том, что объект и имущество переданы ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю на основании акта приема-передачи к Договору безвозмездного пользования, в соответствии с которым ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю заранее осмотрело объект и имущество, претензий, разногласий по их состоянию не имеет, поскольку он обоснован и подтвержден материалами дела.

Соответствие здания и имущества условиям заключенных впоследствии договоров подтверждается также Актом от 28.11.2022, представленным стороной ответчика (л.д. 111-115), в соответствии с которым комиссия в составе 8 представителей ГУФСИН провели приемку изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, при ФКУ «ИК-28 ГУ ФСИН по Пермскому краю» на предмет готовности к функционированию.

Согласно п. 1 Акта «Работы по проведению капитального ремонта помещений УФИЦ ФКУ ИК-28 ГУФСИН выполнены за счет сил и средств ПАО «Уралкалий». В помещениях произведен капитальный ремонт системы отопления с установкой радиаторов, капитальный ремонт спальных помещений с санузлом, помещений для нарушителей, помещения безопасного места, помещений дежурной части, кабинетов сотрудников и вспомогательных помещений. Все работы выполнены в соответствии с установленными требованиями».

Согласно п.2 Акта «В ходе проверки здания УФИЦ ФКУ ИК-28 ГУФСИН на предмет соответствия инженерного оборудования и коммуникаций, требованиям СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» нарушений не выявлено».

В резолютивной части Акта комиссия постановила: «Мероприятия по подготовке УФИЦ ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю вводу в эксплуатацию и функционированию выполнены. УФИЦ ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю готов к функционированию» (л.д. 111-115).

Согласно п. 1 ст. 691 Гражданского кодекса Российской Федерации Ссудодатель обязан предоставить вещь в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и ее назначению.

Таким образом, суд приходит к выводу, что здание и имущество по Договору безвозмездного пользования, необходимые для проживания осужденных и для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ, переданы ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю в силу п. 1 ст. 691 Гражданского кодекса РФ в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и их назначению. Ссудополучатель был осведомлен о фактическом состоянии полученного в безвозмездное пользование здания, о количестве и характеристиках имущества, переданного вместе со зданием на момент подписания акта приема-передачи, доказательств иного, стороной истца не представлено.

Судом установлено, что ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю с разногласиями, претензиями к ПАО «Уралкалий» о ненадлежащем исполнении обязательств по заключенным договорам по настоящее время не обращались.

Суд приходит к выводу о недоказанности истцом непригодности, предоставленных ПАО «Уралкалий» общежития и помещений для проживания лиц, осужденных к принудительным работам.

Пункт 4.17 СП 308.1325800.2017 допускает отклонения от положений свода правил, не затрагивающих конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и помещений, по согласованию с ФСИН России.

Требования, предъявляемые прокуратурой, не касаются конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и помещений, не приводят к ухудшению условий проживания осужденных. При утверждении решения о создании участка исправительного центра при ФКУ ИК-28 Приказом от 25.11.2022г. ФСИН России согласовало прием помещений ПАО «Уралкалий».

Пунктом 2 Приказа ГУ ФСИН по Пермскому краю было предписано «обеспечить функционирование изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, при ФКУ «ИК-28 ГУ ФСИН по Пермскому краю» после приведения в соответствие с требованиями законодательства РФ объекта имущества, на базе которого создан участок, в части его пригодности для проживания осужденных к принудительным работам».

Пригодность объекта имущества ПАО «Уралкалий» для проживания осужденных к принудительным работам была подтверждена указанным выше актом от 28.11.2022 готовности к функционированию изолированного участка, функционирующего, как исправительный центра, при ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, а также подписанным актом приема-передачи здания и имущества к Договору безвозмездного пользования.

Согласование со стороны ФСИН России планировочных решений по размещению осужденных к принудительным работам в здании ПАО «Уралкалий» и доказательство пригодности здания для функционирования УФИЦ также подтверждается письмами ГУФСИН России по Пермскому краю от 13.06.2023, от 10.07.2023 (л.д. 123-124, 125-126).

Кроме того, суд принимает во внимание, что на дату рассмотрения дела из заявленных Березниковским прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ к исполнению 15-ти требований в порядке содействия со стороны ПАО «Уралкалий» выполнено 8 мероприятий: в помещениях для содержания нарушителей громкоговорители системы радиофикации и громкоговорящей связи установлены в нише, металлической решеткой ограждены; датчик движения в кабине с унитазом установлен в нише; помещения для содержания осужденных оборудованы резервным освещением; помещения для содержания осужденных, комната отдыха дежурной смены оборудованы телевизионными розетками; предупредительные знаки с внешней и внутренней стороны основного ограждения установлены (подп. 5 п. 82 Наставления); помещение для обыска и досмотра лиц, прибывающих в ИЦ, оборудовано техническими средствами досмотра, системой тревожной сигнализации, средствами оперативной связи с оперативным дежурным; устранены неисправности камер по периметру здания (каналы №№ 56, 75); устранены неисправности СКУД на внутренней двери, ведущей на лестничную клетку 1 этажа, на 2 этаже установлен СКУД.

Более того, суд приходит к выводу, что исковые требования к ПАО «Уралкалий» заявлены прокурором за пределами его полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, к ненадлежащему ответчику.

Правовой статус деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также в статье 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, исходя из положений которой следует, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Пунктом 2.2 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» установлено, что прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приказано осуществлять: надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях, назначенных судом принудительных мер медицинского характера; надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами; участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Согласно ст. 32 Закона о прокуратуре предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Перечень полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, в том числе в исправительных учреждениях, содержится в ст. 33 Закона о прокуратуре, согласно которой прокурор вправе: посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

Закрепляя вышеуказанные нормативные положения, ст. 34 Закона о прокуратуре устанавливает, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Частью 2 статьи 1 УИК РФ установлено, что регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации является задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в том числе, обязанности по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий осужденных, соблюдению установленных санитарных требований, обеспечение правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечение охраны здоровья осужденных, в силу положений статей 5, 7, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» возложены на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, исполняющие наказания.

При этом непосредственное исполнение наказаний в виде принудительных работ согласно ч. 7.1 ст. 16 УИК РФ возложено на исправительный центр, из чего следует, что обязанности по обеспечению условий проживания осужденных, отбывающих принудительные работы, по материально-бытовому обеспечению исправительного центра в соответствии с нормами и требованиями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, приказами Федеральной службы исполнения наказаний и иными нормативными документами, находятся в зоне ответственности УФИЦ при ФКУ ИК-28.

ПАО «Уралкалий» не является субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, не является субъектом, исполняющим наказание, соответственно, не является субъектом исполнения вменяемых ему требований. Взаимоотношения между ПАО «Уралкалий» и ФКУ ИК-28 носят гражданско-правовой характер, регулируются исключительно условиями заключенных между ними договоров и гражданским законодательством и не входят в предмет прокурорского надзора.

Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурор в силу своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявил данный иск к ненадлежащему ответчику. Истец не имеет права требовать от ПАО «Уралкалий» исполнения обязательств, которые возложены уголовно-исполнительным законодательством на органы уголовно-исполнительной системы.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ПАО «Уралкалий» о понуждении к выполнению законных требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░,- ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░           ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░ 13.06.2024.

2-2182/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
ПАО "Уралкалий"
Другие
ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по ПК
ФСИН России
ГУФСИН России по ПК
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Халявина Ю.А.
Дело на сайте суда
berezn.perm.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
11.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024Дело оформлено
28.10.2024Дело передано в архив
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее