Дело №2-1688/2024
УИД: 50МS0172-01-2024-000011-87
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2024 года Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Галушкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Ерзуковой М.С.,
с участием представителя истца Широковой Н.Ю. Юдкиной И.А., представителя ответчика ООО «Хартия» Искоростенской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широковой НЮ к ООО «Хартия» о признании отсутствующей задолженности, выставленной в качестве перерасчета к оплате по счету за обращение с твердыми коммунальными отходами, -
у с т а н о в и л :
Широкова Н.Ю. обратилась в суд с иском к ООО «Хартия» о признании задолженности в сумме 15664руб.21коп., выставленной в качестве перерасчета, к оплате по счету от 11.01.2023г. за обращение с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, отсутствующей.
Требования мотивированы тем, что ООО «Хартия» является региональным оператором на территории Орехово-Зуевского городского округа Московской области. С момента выбора указанной организации в качестве регионального оператора и до настоящего времени на основании выставленных счетов истец оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> указанному региональному оператору, что подтверждается выставленными счетами к оплате и платежными документами и не оспаривается региональным оператором. Однако в январе 2023 года истцом был получен счет для оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнителю - ООО «Хартия», в котором в столбце «перерасчеты» нашла отражение сумма в 15664руб.21коп. и указанная сумма наряду с ежемесячным платежом выставлена к оплате. Поскольку истец своевременно и в полном объеме исполняла и исполняет обязательства по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, считает, что произведенный ответчиком ООО «Хартия» перерасчет не основан на нормах действующего законодательства, нарушает ее права потребителя, а сформированная региональным оператором в связи с указанным перерасчетом задолженность подлежит признанию отсутствующей.
Представитель истца Широковой Н.Ю. по доверенности Юдкина И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, указала, что согласно платежных документов по единому лицевому счету 15000000157835 за период с 01 января 2021 года по декабрь 2022 года истец Широкова Н.Ю. производила оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами в том размере, какой был указан в платежном документе.
Представитель ответчика ООО «Хартия» Искоростенская С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на иск, указала, что расчет размера платы за услугу «Обращение с ТКО» производится исходя из площади жилого строения. В связи с тем, что Ответчик по настоящему спору лишен возможности обратиться в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» расчет платы по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> производился по имеющимся в программе данным - по 50м2. После внесения изменений на официальный сайт НАС «База N» - база данных кадастровых адресов Российской Федерации, в части площади жилого помещения истца поступили сведения о площади дома в размере 166, 90 м2, поэтому ООО «Хартия» произвела ДД.ММ.ГГГГ перерасчет платы по лицевому счету №, вследствие чего у истца образовалась задолженность в размере 15 664руб.21коп.
Проверив материалы дела, суд находит, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».
В силу пп. а) п. 8(1) Правил 1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и ч. 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Итерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Широкова Н.Ю. является собственником жилого дома, площадью 166,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.10.2015г.
На основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.04.2018г. ООО «Хартия» наделено статусом «Регионального оператора» по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области (Ногинская зона Регионального оператора) и является единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, в том числе выставление счета за оказанные услуги по обращению с ТКО на территории Ногинской зоны субъекта Российской Федерации.
Между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Хартия» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО в Ногинской зоне Регионального оператора от 28.04.2018 (далее - Соглашение).
Согласно п. 4.2 Соглашения Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Московской области с 01.01.2019.
Согласно платежных документов по единому лицевому счету 15000000157835 за период с 01 января 2021 года по декабрь 2022 года Истец Широкова Н.Ю. производила оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами в том размере, какой был указан в платежном документе, а именно с указанной площадью дома - 50м2.
Однако в январе 2023 года Истцом был получен счет для оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнителю - Обществу с ограниченной ответственностью «Хартия», в котором в столбце «перерасчеты» нашла отражение сумма в 15 664руб.21коп. и указанная сумма наряду с ежемесячным платежом выставлена к оплате.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее - Правила 354).
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области» (с изменениями и дополнениями), утверждены нормативы накопления ТКО на 2019 год, согласно которым для домовладений (МКД, ИЖС, КГО МКД, КГО ИЖС) расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив, является 1 квадратный метр общей площади жилого помещения, норматив накопления ТКО составляет 0,087 м3, крупногабаритных отходов (КГО) - 0,027 м3.
Согласно Постановлению Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34 об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области установлен предельный единый тариф на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области на 2019 г. в размере 739 (Семьсот тридцать девять) рублей 67 копеек.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 403- Р «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020 - 2022 годы на территории Московской области», утвержден единый тариф на 2020-2022 год, согласно которому тариф на: 2020 год с 01.01.2020 по 31.12.2020 составляет 616 (Шестьсот шестнадцать) рублей 39 копеек без НДС, 739 (Семьсот тридцать девять) рублей 67 копеек с НДС 20%; 2021 год с 01.01.2021 по 30.06.2021 составляет 616 (Шестьсот шестнадцать) рублей 39 копеек без НДС, 739 (Семьсот тридцать девять) рублей 67 копеек с НДС 20%; 2021 год с 01.07.2021 по 31.12.2021 составляет 637 (Шестьсот тридцать семь) рублей 78 копеек без НДС, 765 (Семьсот шестьдесят пять) рублей 34 копеек с НДС 20%; 2022 год с 01.01.2022 по 30.06.2022 составляет 629 (Шестьсот двадцать девять) рублей 32 копеек без НДС, 765 (Семьсот шестьдесят пять) рублей 34 копеек с НДС 20%; 2022 год с 01.07.2022 по 30.11.2022 составляет 644 (Шестьсот сорок четыре) рубля 34 копеек без НДС, 834 (Восемьсот тридцать четыре) рубля 21 копеек с НДС 20%.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 № 205- Р «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2023 - 2028 годы на территории Московской области», утвержден единый тариф на 2023-2028 год, согласно которому тариф на: 2023 год с 01.12.2022 по 31.12.2023 составляет 757 (семьсот пятьдесят семь) рублей 75 копеек без НДС, 909 (Девятьсот девять) рублей 30 копеек с НДС 20%; 2024 год с 01.01.2024 по 30.06.2024 составляет 757 (семьсот пятьдесят семь) рублей 75 копеек без НДС, 909 (девятьсот девять) рублей 30 копеек с НДС 20%.
Расчет размера платы за услугу «Обращение с ТКО», исходя из площади жилого строения производится следующим образом: площадь (общая) ИЖС х норматив (согласно Распоряжению 735-РВ) х понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО в зависимости от их целой части общей площади (согласно Распоряжению 337-РВ) х тариф (согласно Распоряжения 205-Р) / 12 месяцев.
На основании Федерального закона от 14.04.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», были внесены вступившие в силу с 01.03.2023 года изменения в ст. 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и представляющие собой персональные данные правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости, относятся к сведениям, доступным с согласия соответственно правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости, третьим лицам только при наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи, указанной в части 1 статьи 36.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с тем, что ООО «Хартия» лишена возможности обращаться в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» расчет платы по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> <адрес> производился по имеющимся в программе данным – по площади 50м2.
После внесения изменений на официальный сайт НАС «База N» - база данных кадастровых адресов Российской Федерации, в ООО «Хартия» поступи уточненные сведения в части площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с площади 50м2 на площадь 166, 90 м2, в связи с чем ООО «Хартия» произвела ДД.ММ.ГГГГ перерасчет платы по лицевому счету №, вследствие чего у Истца образовалась задолженность в размере 15 664,21руб. 21 коп.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Заявляя настоящие требования, истец обосновывает их тем, что она регулярно оплачивала предоставляемую ответчиком услугу по вывозу мусора в соответствии с тарифом, указанным в квитанции.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, приведенные пояснения и нормы права, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, ввиду отсутствия подтвержденных надлежащими доказательствами фактов нарушений прав и интересов истца в начислении задолженности по коммунальной услуге по выводу ТКО со стороны ответчика, поскольку Широкова Н.Ю. с 2015г. обладает правом собственности на жилой дом площадью 166,90м2, оплачивая предоставляемую ответчиком услугу по вывозу мусора в соответствии с тарифом, указанным в квитанции по площади дома в размере 50м2, со стороны истца имело быть место недобросовестное отношение к исполнению обязательств по договору.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, -
Р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Широковой НЮ к ООО «Хартия» о признании отсутствующей задолженности, выставленной в качестве перерасчета к оплате по счету за обращение с твердыми коммунальными отходами – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 17.04.2024г.
Председательствующий Е.А. Галушкина