Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Нытва 19 апреля 2013 года
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Корнева П.И.,
при секретаре Шеховцовой Н.Ю.,
с участием помощника прокурора Нытвенского района Дашкиной Н.В.,
представителя ответчика администрации Нытвенского городского поселения Чичёва Т.Г., действующего на основании доверенности,
третьих лиц: представителя ИП Азматов А.И.- Бакирова Р.Ф., действующего на основании доверенности, представителя ЦТИ в Нытвенском районе Седининой Л.Б., действующей на основании доверенности, Лобаевой Т.Д., Аликина А.М., Вожакова М.И., Власова В.А., Петровой Т.П., Спехова В.В., Бочкарева А.В., Бочкаревой М.Р., Власовой Е.А., Попова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района к ответчику администрации Нытвенского городского поселения о признании акта и заключения межведомственной комиссии администрации Нытвенского городского поселения от 07.11.2012 года о признании помещений, расположенных на 3-4 этажах здания бывшего пожарного депо по адресу: ул. Энгельса,1, г. Нытва соответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещении, незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нытвенского района обратился в суд с иском к ответчику администрации Нытвенского городского поселения о признании акта и заключения межведомственной комиссии администрации Нытвенского городского поселения от 07.11.2012 года о признании помещений, расположенных на 3-4 этажах здания бывшего пожарного депо по адресу: ул. Энгельса,1, г. Нытва соответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению, незаконными.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержала и пояснила, что администрацией Нытвенского городского поселения была создана межведомственная комиссия с целью принятия решения о признании помещений, расположенных на 3-4 этажах здания бывшего пожарного депо по адресу: ул. Энгельса,1, г. Нытва соответствующими требованиям (не соответствующим), предъявляемым к жилому помещении. Полагает, что в связи с тем, что обследование проведено в неполном объеме, не качественно, без привлечения всех специалистов, собственника, акт комиссии и заключение от 7 ноября 2013 года являются незаконными, влияют на жилищные права граждан связанные с безопасным проживанием.
Представитель ответчика иск не признал в полном объеме полагает, что оснований для признания акта и заключения комиссии созданной по инициативе прокурора не имеется, состав комиссии является легитимным, распоряжение администрации о создании комиссии и по составу лиц принимавших в ней участие, незаконным не признавалось. Заявил о пропуске срока предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
Граждане, зарегистрированные и живущие в помещениях по адресу: <адрес>, представитель ЦТИ в Нытвенском районе привлеченные в качестве третьих лиц с иском прокурора не согласились считают, что ранее в технических паспортах на здание и проекте было указано на то, что на третьем и четвертом этажах находятся жилые помещения. Указали, что прокуратура была инициатором создания комиссии, акт и заключение составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагают, что акт и заключение каких - либо их прав и законных интересов не нарушают.
Представитель ИП Азматов А.И. привлеченный в качестве третьего лица с иском прокурора согласился считает, что обследование комиссией проведено без участия собственника, помещение по ул. Энгельса не относится к жилым.
Представитель ОАО «Нытва» в судебное заседание не прибыл, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, участников процесса изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В качестве доказательств суду представлены: технический паспорт домовладения от 1987 и 2003 года, акты проверок и обследования жилых помещений, заключение от 15 ноября 2012 года, акт приемки в эксплуатацию пожарного депо, постановление администрации Нытвенского городского поселения № 283 от 2012 года, свидетельство о государственной регистрации прав на объект недвижимости, выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, ответы на обращения граждан, список работ по содержанию общего имущества, возражения по иску с приложенными актами судов различных инстанций, заключения о соответствии помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по техническому и санитарному состоянию, договоры найма жилого помещения, поквартирные карточки, типовой проект, требование прокурора о проведении межведомственной комиссии, от 02.11.2012 года, ответ администрации, справки о постановке на учет имущества ОАО «Нытва», претензия, обращения граждан, предписание № 811 от 12 апреля 2012 года, протоколы и постановления по делу об административном правонарушении, договор купли продажи недвижимого имущества.
Статья 15 ЖК определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено соответствующее положение ( далее положение).
Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
При этом жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Межведомственная комиссия создается в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
В силу п.8 положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным, либо принадлежит гражданам на праве собственности.
Законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми межведомственными комиссиями. В связи с этим
Согласно п. 43 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности.
Судом установлено, что межведомственной комиссией, назначенной в соответствии распоряжением главы Нытвенского городского поселения от 12.04.2007 N 19 ( с изменениями внесенными постановлением № 238 от 31.08.2012 года, в соответствии с требованием прокурора от 2 ноября 2012 года, были обследованы 3 - 4 этажи здания по адресу: ул. Энгельса,1, г. Нытва. В соответствии со свидетельством о зарегистрированных правах, указанный объект недвижимости относится к нежилым, является зданием пожарного депо, в нем имеются помещения, в которых проживают и зарегистрированы граждане, не являющиеся собственниками объекта недвижимости. В качестве доказательств, приобщены судебные акты, где также сделаны выводы о том, что указанное выше здание к жилищному фонду не относится. По результатам обследования составлен акт от 7.11.2012 г., однако вынесено заключение от 15.11.2012 года, а не от 7 ноября 2012 года, как это указано в иске.
Акт от 7 ноября 2012 года содержит в себе состав должностных лиц принимавших участие в обследовании, объект осмотра, действия представителей комиссии и рекомендации, каких - либо нарушений при его составлении суд не усматривает. В акте указано, что жилые помещения работоспособны, пригодны для проживания.
Заключения в виде отдельного документа, как это предусмотрено положением, от 7 ноября 2012 года, комиссией не составлялось, исковые требования прокурором не уточнялись. Доказательств существования заключения от 7.11.2012 года, указанного в иске, не представлено. Иные требования, кроме указанных в иске отсутствуют, в связи с этим суд руководствуется требованиями, предусмотренными ч.3 ст. 196 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация, в т.ч. прокурор, вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены права и свободы.
К решениям, действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъясняется, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 25 ГПК РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица либо принятого им решения и реального нарушения прав заявителя.
Нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, порядок признания жилого помещения ( пригодным) непригодным для проживания установлены указанным выше положением.
Таким образом, оценку соответствия жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям дает уполномоченный орган - межведомственная комиссия, создаваемая в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
По результатам работы, которая подразумевает действия должностных лиц органов местного управления входящих в состав комиссии, принимается одно из следующих решений в виде заключения, в т.ч. о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
В связи с этим заявление представителя ответчика о том, что прокурором был пропущен срок для обращения в суд, заслуживает внимания, т.к. законодатель разрешение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, относит к вопросам, решение которых входит в компетенцию межведомственной комиссии, создаваемой органом исполнительной власти, в том числе и органом местного самоуправления. Постановлением администрации была создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
С заявлением об оспаривании заключения межведомственной комиссии прокурор обратился 15.03.2013 года, о проведении комиссии ему стало известно 19 ноября 2012 года.
Прокурором не приведено доводов в обоснование уважительности пропуска установленного законом срока.
В связи с изложенными выше обстоятельствами в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
На основании ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Отказать прокурору Нытвенского района в удовлетворении иска о признании незаконными акта и заключения межведомственной комиссии администрации Нытвенского городского поселения от 07.11.2012 года о признании помещений, расположенных на 3-4 этажах здания бывшего пожарного депо по адресу: ул. Энгельса,1, г. Нытва соответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья П.И. Корнев