УИД 38RS0005-01-2023-000564-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2024 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе судьи Новоселова Д.С., при ведении протокола помощником судьи Козыревой О.Б.,
с участием заместителя прокурора г. Бодайбо Шафикова Э.И., представителя ответчика Аверкиной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-34/2024 по иску прокурора г. Бодайбо в интересах Макаровой Елены Васильевны к администрации Бодайбинского городского поселения о возложении обязанности расселить жителей многоквартирного дома, обеспечить снос многоквартирного дома,
установил:
в обоснование исковых требований указано, что по результатам рассмотрения обращения Макаровой Е.В. о непринятии администрацией мер к расселению жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что межведомственной комиссией 24.04.2019 вынесено заключение № 29 о признании многоквартирного дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу с учетом значительного физического износа (78%) многоквартирного дома и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций. Постановлением администрации от 14.05.2019 №350-п дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан до 2030 года. В региональные адресные программы, муниципальные программы переселения из аварийного жилищного фонда данный многоквартирный дом не включен, поскольку признана аварийным после 01.01.2017. Однако уже на момент технического обследования дома, проведенного ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» в 2017 году по заказу администрации (заключение № ФО 719-11-2017), состояние фундамента, стен, крыши оценивалось как аварийное, физический износ жилого дома на момент проведения обследования составил 77 %.
Техническое состояние жилых помещений жилого дома не соответствует предъявляемым требованиям п.п. 10, 15, 16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
По информации ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» состояние здания по адресу: <адрес> признается как недопустимое, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. При отсутствии ремонта и реконструкции здания, угроза для безопасной эксплуатации остается, существует вероятность обрушения многоквартирного дома.
Указанные дефекты и повреждения не могут быть устранены путем проведения капитального ремонта, поскольку по смыслу п. 1 ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ капитальному ремонту не подлежат многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Таким образом, учитывая, что, имеется опасность для жизни и здоровья жителей дома с учетом его аварийного состояния, требуется незамедлительное решение вопроса об их переселении в другие жилые помещения. При таких условиях принятие мер к расселению и сносу дома, состояние которого угрожает жизни и здоровью граждан, не может быть поставлено в зависимость от срока сноса дома, а также сроков реализации программ переселения, наличия или отсутствия свободного муниципального жилищного фонда.
Между тем, до настоящего времени ответчик мер к расселению аварийного дома не предпринимает, согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ в бюджете Бодайбинского муниципального образования на 2023 год средства на данные расходы не предусмотрены, в соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в планы-графики закупок администрации закупки квартир для предоставления жителям дома не включены, закупочные процедуры в соответствии с главой 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не проводятся, согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд не принято, собственникам помещений в многоквартирном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок не направлены.
Истец просит возложить на администрацию Бодайбинского городского поселения обязанность расселить жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, собственников жилых помещений в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в соответствии со ст.ст. 86, 89 Жилищного кодекса РФ; возложить на администрацию Бодайбинского городского поселения обязанность обеспечить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> течение одного года со дня вступления решения суда в силу.
В судебном заседании заместитель прокурора г.Бодайбо Шафиков Э.И. исковые требования поддержал, повторив при этом доводы искового заявления, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Бодайбинского городского поселения Аверкина О.М. исковые требования не признала. Представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому указано, что Правительство Иркутской области в лице Министерства строительства Иркутской области должно сформировать региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, с учетом необходимости переселения в первоочередном порядке граждан из многоквартирных домов в связи с наличием угрозы их обрушения или на основании вступившего в законную силу решения суда, в программе предусмотреть объем финансирования за счет средств областного бюджета, средств местного бюджета и (или) внебюджетных средств, объем финансовой поддержки за счет средств Фонда развития территорий, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, подать заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств данного Фонда. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечение соблюдения их жилищных прав является национальной целью и стратегической задачей развития Российской Федерации, таким образом, имеет общегосударственное значение. Потому в мероприятиях по расселению аварийного жилищного фонда, в их финансировании должны участвовать органы всех уровней публичной власти и иные субъекты в соответствии c целями и задачами их деятельности. Решение проблем сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, расселения граждан из аварийного фонда, не может быть возложено лишь на органы местного самоуправления и осуществляться исключительно за счет средств местных бюджетов. B таких условиях, при отсутствии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года, расселить жителей многоквартирного дома не представляется возможным. На текущий момент в незамедлительном порядке необходимо расселить 33 аварийных многоквартирных жилых дома, признанных таковыми после 01 января 2017 года, в том числе по судебным решениям, поскольку техническое состояние домов представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и их имуществу, существует реальная угроза обрушения отдельных элементов несущих конструкций, что может привести к тpавмированию и гибели людей. По предварительным расчетам потребность финансирования мероприятий по расселению всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года, составляет более 1,2 миллиарда рублей, для расселения граждан по судебным решениям порядка 200 000 тыс. рублей. Прогнозируемые налоговые и неналоговые доходы бюджета Бодайбинского муниципального образования без учета межбюджетных тpансфертов в соответствии c решением o бюджете Бодайбинского муниципального образования на 2024 год и плановый период 2024 и 2025 годов составляют: в 2024 году —184 402,1 тыс. руб., в 2025 году — 191 717,6 тыс.руб., в 2026 году —201 365,7 тыс.руб. Учитывая тенденцию к снижению поступлений от налога на доходы физических лиц в связи co штатно-организационными мероприятиями, проводимыми золотодобывающими компаниями, прогнозируемые доходы на 2024-2026 годы могут быть еще ниже. При таких обстоятельствах, предусмотреть переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2017 года, без участия средств областного бюджета, Фонда развития территорий, только за счет средств местного бюджета не представляется возможным. B связи c усилением санкционного давления на основную отрасль экономики Бодайбинского района — добычу полезных ископаемых, в 2022 году наблюдалось снижение доходного потенциала в части налога на доходы физических лиц, составляющего более 75 % от налоговых и ненaлоговых поступлений бюджета Бодайбинского муниципального образования. Вследствие возникновения дисбаланса финансовых ресурсов по результатам исполнения бюджета за 2022 год сложилась кредиторская задолженность в сумме 33,7 млн. руб., что исключает возможность гарантировать стабильность финансового обеспечения расходных обязательств в 2023 году. Включение дополнительных расходов на расселение аварийных многоквартирных домов отрицательно повлияет на сбалансированность бюджета и приведет к росту кредиторской задолженности. Администрация принимает все возможные меры по погашению задолженности. Тенденция к снижению поступлений налоговых и неналоговых доходов по итогам исполнения бюджета Бодайбинского муниципального образования в 2023 году (за январь-февраль 2023 г. — 3,5% от запланированных, за январь - май 2023 г. - 34% от запланированных, январь-июль 2023 г. — 49% от запланированных) не позволяет обеспечить финансирование исполнения обязательств только за счет собственных доходов бюджета муниципального образования. Администрация Бодайбинского городского поселения направляла обращение o предоставлении финансовой поддержки из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. B финансовой помощи за счет средств бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района отказано. Кроме того, в адрес председателя Правительства Иркутской области и министра финансов Иркутской области направлены обращения c целью: 1) увеличения до 99% предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, установленный для Бодайбинского муниципального образования распоряжением Правительства Иркутской области от 30.06.2022 r.№ 347-pп в размере 77%; 2) предоставления бюджету Бодайбинского муниципального района субвенции на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района c целью увеличения размера дотации Бодайбинскому муниципальному образованию. От Правительства Иркутской области поступил отрицательный ответ. B силу действующего законодательства администрация Бодайбинского городского поселения обязана исполнять более 40 полномочий (ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). На сегодняшний день бюджет Бодайбинского муниципального образования принят c дефицитом, и обеспечивает расходы на погашение кредиторской задолженности, расходы по содержанию территорий города, софинасирование участия в нацпроектах, текущие расходы на содержание органов местного самоуправления. Исполнение обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, в условиях известных трудностей может привести к нарушению бюджетного баланса и неисполнению уже принятых обязательств поселения в рамках реализации полномочий по решению вопросов местного значения, что критически отразится на жизнеобеспечении города, приведет к ухудшению социально-экономических условий для населения. Принятие бюджетных обязательств, не подкрепленных лимитами бюджетных ассигнований, является нарушением Бюджетного законодательства, что влечет не только ответственность в соответствии c законодательством, но и принятие мер принуждения, в том числе в виде приостановления (сокращения) межбюджетных тpaнсфертов. Необходимая поддержка гражданам, проживающим в непригодном жилье, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, со стороны муниципалитета возможна при наличии оптимальной финансовой составляющей местного бюджета. B силу низкого бюджетного потенциала Бодайбинского муниципального образования без поддержки областного бюджета решить данную проблему невозможно. Бодaйбинское муниципальное образование не в состоянии эффективно участвовать в удовлетворении потребностей проживающего на территории муниципального образования населения в доступном и комфортном жилье без участия государственной поддержки. C 2021 года администрация ведет переписку c Министерством строительства Иркутской области c просьбой оказать финансовую помощь на расселение аварийных жилых домов по судебным решениям. Министерством помощь не оказана, рекомендовано самостоятельно решать данную проблему, поскольку региональная адресная программа по переселению граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, еще не завершена. Правительство Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области, Губернатор Иркутской области на аналогичные обращения администрации так же ответили отказом c таким же обоснованием. Решить проблему расселения аварийного жилья без привлечения дополнительных источников финансирования невозможно. Минстpоем Иркутской области предложено расселить граждан в свободный муниципальный жилищный фонд, либо принять участие в мероприятиях по переселению путем обязательства o комплексном развитии территории жилой застройки в соответствии c ГрК РФ, либо расселить за счет собственных средств. Однако, это не исполнимо по независящим от администрации Бодайбинского муниципального образования обстоятельствам. Свободный муниципальный жилищный фонд на территории Бодайбинского муниципального образования отсутствует, что связано c ежегодным приростом количества аварийного жилья (в числе аварийного жилфонда значительное число домов c низким благоустройством, в которых, как правило, проживают социально незащищенные слои населения, которые не могут позволить себе приобрести новое жилье, или, как минимум, провести текущий ремонт, что еще более усугубляет состояние домов), отсутствием интереса y потенциальных застройщиков в строительстве жилья, в том числе в комплексном развитии территории муниципального образования, в связи c высоким уровнем затpатности на эти цели (отдаленность территории, транспортная доступность, климатические условия, высокие транспортные и логистические расходы). На территории Бодайбинского городского поселения в течение порядка 30 лет не ведется строительство муниципального жилья, численность местного населения ежегодно сокращается, по состоянию на 1 января 2023 года сократилась почти на 4 тысячи. Увеличивается поток иностранных граждан, заинтересованных только в осуществлении трудовой деятельности в золотодобывающих предприятиях района. Причинами выезда местного населения из района являются, в том числе, отсутствие квалифицированных медицинских работников узкой специализации, отсутствие учреждений высшего образования, значительная отдаленность от областного центра, высокая стоимость авиабилетов, медикаментов, продуктов первой необходимости и т.п. B связи c чем, y местного населения отсутствует интерес в долевом строительстве многоквартирных домов, за аналогичную цену можно приобрести жилье в областном центре. Удовлетворение требований прокурора, не приведет к неукоснительному (в частности в какой-то определенный срок) исполнению решению суда, то есть в данном случае к неисполнимости судебного решения, что недопустимо по смыслу положений п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «O судебном решении». Из анализа перечисленных положений гражданского процессуального кодекса следует, что в судебном порядке осуществляется восстановление и защита нарушенных прав. Администрация Бодайбинского городского поселения не нарушала жилищные права жителей многоквартирного дома по <адрес>. B соответствии c п.8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. При этом согласно абз.2 п.49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «06 утверждении Положения o признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» установление сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу относится к полномочиям органа местного самоуправления. На основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 24.04.2019, постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 14.05.2019 № 350-п жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения граждан, проживающих в вышеуказанном доме, определен указанным постановлением администрации до 2030 года c учетом отсутствия региональной адресной программы по расселению граждан из аварийного жилфонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, и сроков завершения действующей программы. Ответчик просит в удовлетворении исковых требований прокурора, выступающего в интересах Макаровой Е.В., отказать.
В судебное заседание истец Макарова Е.В., третьи лица - Хамидулин Ш.Ф., Андрусская Н.Ф., Мустафина Л.П., Доценко В.А., Мустафина А.Д., Макаров А.Н., Макаров А.И., Макарова Т.И., Ильюшин М.Н., представители третьих лиц - Министерства строительства Иркутской области, Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежаще извещены.
Министерством строительства Иркутской области предоставлены письменные пояснения по делу, согласно которым по состоянию на текущую дату выполняется переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в порядке очередности. Учитывая, что многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии c постановлением администрации Бодайбинского городского поселение от 14 мая 2019 года № 350-п, его расселение возможно после завершения расселения аварийного жилищного фонда, призванного таковые до 01 января 2017 года. B соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение граждан жилым помещениями относится к вопросам местного значения. Так орган местного самоуправления вправе решить вопрос о расселении аварийных жилых домов следующими способами: за счет средств местного бюджета; до решения вопроса o расселении аварийного многоквартирного дома обеспечить жильем граждан, проживающих в нем, жилым из свободного муниципального жилищного фонда; принять участие в мероприятиях по переселению граждан из аварийного жилищного фонда путем принятия обязательства o комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии c Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации в статье 40 гарантировано, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 8 части 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» дано нормативное определение термина «переселение граждан из аварийного жилищного фонда» понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Частью 10 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В отношении нанимателей жилого помещения, многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу правовые последствия этого установлены ст. ст. 85-89 ЖК РФ.
В силу положений ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
По правилам части 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на территории муниципального образования Бодайбинского городского поселения и по предмету ведения, закрепленному в пункте 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 8 части 1 ст. 14 ЖК РФ составляет собственность этого муниципального образования.
Жилые помещения (квартиры) в указанном доме принадлежат:
Квартира № собственнику Хамидуллину Ш.Ф. (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Квартира № собственнику Андрусской Н.Ф. (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Квартира № собственнику Мустафиной Л.П. (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Квартира № собственнику Доценко В.А. (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Квартира № собственнику Мустафиной А.Д. (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Квартира № собственникам Макаровой Е.В., Макарову А.Н., Макарову А.И., Макаровой Т.И. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Квартира № собственнику Ильюшину М.Н. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно заключения по результатам технического обследования общего имущества в многоквартирном доме (оценка технического состояния многоквартирного дома), проведенного ООО «ИТК Феникс» 07 декабря 2017 года, общее состояние здания в целом признается как аварийное. Основными дефектами и повреждениями, влияющими на техническое состояние несущих конструкций здания являются: разрушение узлов сопряжения стен и перекрытия, подполья, что привело к потере жесткости, деформации и общему крену здания. Стоимость капитального ремонта составит более 100% от восстановительной стоимости здания (восстановительной стоимостью здания- первоначальная стоимость здания без учета износа) Стоимость строительства точно такого же здания, из таких же материалов будет меньше или равна стоимости капитального ремонта существующего. Рекомендовано признать дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций.
По заключению межведомственной комиссии по результатам обследования многоквартирного жилого <адрес> от 27.03.2019 № 13, принятого на основании пунктов 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства от 28 января 2006 года № 47, имеются основания для признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома.
Постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 14 мая 2019 года № 350-п, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения граждан до 2023 года.
Из акта осмотра технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес> от 18 мая 2023 г., составленного представителем прокуратуры г.Бодайбо совместно с начальником МКУ «УКС администрации г.Бодайбо и района», установлены дефекты и повреждения: фундамент здания - бетонный, имеет просадку, наружные и внутренние несущие стены бревенчатые, нижние венцы сгнившие, из-за чего дом имеет неравномерную осадку и как следствие, деформацию несущих элементов перекрытий, у которых также имеются признаки гниения, трещины в наземной части фундамента. При проверке состояния пола установлено, что в нарушение таблицы 8.5 «СП 71.13330.2017. Свод правил. Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87», покрытия полов имеют отклонения от плоскости 100 мм. и более, присутствуют сквозные зазоры и щели между покрытием пола и стенами (перегородками), истирание досок пола в ходовых местах, локальные разрушения напольного покрытия. Выявленные дефекты и повреждения представляют угрозу для безопасности эксплуатации здания и проживающих в нем людей.
В силу приведенных выше положений пункта 8 части 1 ст. 14, пункта 10 ст. 32, ст. ст. 86, 89 ЖК РФ определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, признание дома аварийным и подлежащим сносу является обстоятельством, свидетельствующим об угрозе жизни и здоровью проживающих в нем граждан. Поэтому установление срока расселения такого многоквартирного жилого дома не может быть произвольным, а должно определяться его техническим состоянием.
Данный вывод подтвержден в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., где сформулирована правовая позиция, согласно которой если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Соответственно именно ответчик администрация Бодайбинского городского поселения обязана в порядке ст. 56 ГПК РФ представить суду доказательства, подтверждающие обоснованность установленного срока расселения спорного многоквартирного жилого дома.
Однако таких доказательств суду представлено не было, но, напротив, установлено техническое состояние объекта, угрожающее жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
Аварийное состояние жилого дома вследствие несоответствий нормативным требованиям (ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценено как аварийное (раздел 8); пунктов 10, 15 и 16 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства от 28 января 2006 года № 47), было установлено по результатам обследования ООО «ИТК Феникс».
Согласно ответа ООО «ИТК Феникс» техническое обследование жилого дома по <адрес> проводилось в ноябре 2017 года. На момент обследования жилой дом имел значительный физический износ, а также многочисленные дефекты и повреждения. Специалистами ООО «ИТК Феникс» было рекомендовано признать дом аварийным и подлежащим сносу. На момент обследования существовала угроза жизни и здоровью, проживающих в доме людей, по причине их аварийного состояния. Так как с момента обследования прошло более 5 лет, состояние жилых домов, с учетом влажности, негативных фактов, а также с учетом того, что ремонтные работы по данным домам не проводились, общий физический износ домов мог измениться в сторону увеличения, никак не в сторону уменьшения. Рекомендации по признанию дома аварийным и подлежащим сносу, являются актуальными и в настоящее время. Существует реальная угроза жизни и здоровью, проживающих в домах людей, по причине их аварийного состояния, а также существует опасность обрушения отдельных элементов жилых домов.
Выводам ООО «ИТК Феникс», изложенным как в техническом обследовании, так и в вышеуказанной информации оснований не доверять не имеется.
Ответчику в рамках рассмотрения данного гражданского дела были разъяснены положения ст. 56, ст. 79 ГПК РФ, однако администрацией Бодайбинского городского поселения доказательства, опровергающие сведения, изложенные в заключении ООО «ИТК Феникс» и дополнительно представленной ими информации не представлены, ходатайство о назначении судебной строительной экспертизы не заявлено.
Напротив, выводы технического обследования полностью согласуются с иными доказательствами по делу, приведенными выше, характеризующими техническое состояние спорного жилого дома как непригодное для проживания и создающую реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
Приведенные выше доказательства, которые оцениваются судом исходя из их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, объективно указывают на то, что установление органом местного самоуправления срока расселения жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, постановлением главы Бодайбинского городского поселения от 14 мая 2019 года № 350-п до 2030 года произведено в противоречии с его техническим состоянием.
Установление администрацией Бодайбинского городского поселения явно неразумного срока расселения граждан, объективно свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления прав собственников и нанимателей жилых помещений, граждан, проживающих по установленным законом или договором основаниям, поскольку текущее техническое состояние спорного жилого дома, признанного непригодным для проживания, создает реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан при неисполнении мероприятий по расселению многоквартирного дома.
Руководствуюсь положениями пункта 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 8 части 1 ст. 14, части 4 ст. 15, части 10 ст. 32, 86-89 ЖК РФ и в соответствии с этими нормами на администрацию Бодайбинского городского поселения должна быть судом возложена обязанность по расселению граждан – собственников, нанимателей жилых помещений, граждан, проживающих в нем на законном основании, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Именно в связи с установленным техническим состоянием многоквартирного жилого дома как недопустимого, создается реальная угроза для жизни и здоровья граждан, что требует незамедлительное решение вопроса о расселении этого жилого дома.
С учетом этих обстоятельств, осуществление мероприятий по расселению граждан из указанного жилого дома не может быть поставлено в зависимость как от наличия плана и срока его сноса.
Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств не влияют на выводы суда и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствие или недостаточное финансирование не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Отсутствие бюджетных средств либо недостаточность материальных и иных возможностей для исполнения решения суда не освобождает орган местного самоуправления от исполнения вопросов местного значения, к которым отнесено и обеспечение граждан жилыми помещениями.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры (постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 02 ноября 2006 года N 540-О, от 10 октября 2013 года N 1591-О, от 09 ноября 2017 года N 2516-О).
Возложение на администрацию Бодайбинского городского поселения обязанности по расселению собственников и нанимателей многоквартирного жилого дома в связи с угрозой жизни и здоровью, не связано непосредственно с предоставлением жилья конкретным гражданам (собственникам, нанимателям) взамен ранее занимаемых, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу, а лишь создает условия для начала проведения предусмотренных законом процедур по обеспечению их жильем, в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ в отношении жилых помещений, а нанимателей – ст. ст. 86, 88, 89 ЖК РФ.
Кроме того, как указано в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., предоставление жилых помещений гражданам по договору социального найма в связи со сносом дома носит компенсационный характер и отличается от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 ЖК РФ).
Необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Из указанных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется (данная позиция сформулирована в определении Верховного Суда РФ от 11 сентября 2018 года № 57-КГ18-16).
В связи с проведением мероприятий по переселению граждан (собственников, нанимателей, членов их семей) в соответствии с нормами ст. ст. 32, 86-89 ЖК РФ, на администрацию Бодайбинского городского поселения должна быть возложена обязанность осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> порядке, установленном ст. ст. 14.40, части 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Определяя срок осуществления сноса многоквартирного жилого дома в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить его – в течение одного года с момента расселения жителей многоквартирного жилого дома, поскольку данный срок будет являться приемлемым для выполнения всех мероприятий связанных с расселением жильцов, что прокурором не оспаривалось в судебном заседании.
О наличии объективных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости установления иного срока сноса многоквартирного жилого дома - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, стороной истца не представлено подтверждающих эти обстоятельства доказательств в порядке, предусмотренном ст. 56 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Бодайбо в интересах Макаровой Е.В. к администрации Бодайбинского городского поселения о возложении обязанности расселить собственников и нанимателей многоквартирного жилого дома в связи с угрозой жизни и здоровью, об обязанности осуществить снос многоквартирного дома в определенный срок, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
От уплаты государственной пошлины прокурор г. Бодайбо (истец), администрация Бодайбинского городского поселения (ответчик) освобождены.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ o ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ - ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 32 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, a ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 86, 89 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ c ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░a░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░