РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кашин 10 мая 2017 г.
Кашинский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреанова Г.Л., с участием старшего помощника Тверского межрайонного прокурора Рассказовой Т.В., при секретаре Леонтьевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кашине гражданское дело № 2-161/2017 по иску заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пестриковское сельское поселение» Кашинского района Тверской области о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пестриковское сельское поселение» Кашинского района Тверской области, в котором просит обязать ответчика разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от [дата обезличена] [номер обезличен], и представить в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Пестриковского сельского поселения Кашинского района выявлено, что ответчик осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе эксплуатирует здание, расположенное по адресу: [данные удалены]. В результате указанной деятельности у администрации образуются отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класса опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класса опасности (код по ФККО 4 05 122 02 60 5) и другие виды отходов. В соответствии со ст. 11, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В нарушение требований действующего природоохранного законодательства администрацией Пестриковского сельского поселения не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.
В судебном заседании старший помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурор Рассказова Т.В. исковые требования поддержала.
Ответчик представил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, с заявленными исковыми требованиями согласился.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, заявленные исковые требования поддержало.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статей 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Муниципальное учреждение Администрация «Пестриковское сельское поселение» Кашинского района Тверской области не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от 24.08.2011 № 687 (ред. от 31.01.2014), следовательно, подлежит региональному государственному экологическому надзору.Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от [дата обезличена] [номер обезличен] (далее - Порядок).
Согласно п. 4 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемых хозяйствующими субъектами.
Таким образом, юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым администрация не относится) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах нормативы образования и лимиты на размещение отходов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от [дата обезличена] [номер обезличен] утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Из пункта 1 данных Методических указаний следует, что решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов принимает Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Администрация муниципального образования «Пестриковское сельское поселение» Кашинского района Тверской области является действующим юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований и свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе.
Из материалов дела усматривается, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой Тверской области проведена проверка, по результатам которой выявлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства, администрация Пестриковского сельского поселения Кашинского района осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение. В адрес администрации прокурором направлено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих.
Факт допущенных нарушений ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной, и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В связи с изложенным суд считает, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по разработке проекта и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроках устранения выявленных нарушений законодательства, суд принимает во внимание мнение представителя ответчика о сроках подготовки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и полагает разумным и достаточным для осуществления указанных действий срок – до [дата обезличена].
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ [░░░░ ░░░░░░░░░░] ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ [░░░░ ░░░░░░░░░░] [░░░░░ ░░░░░░░░░], ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░