Решение изготовлено в окончательной форме 16.12.2019
Дело № 2-525/2019 УИД:66RS0060-01-2019-000679-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2019 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сафонова П.П.,
при секретаре Рогожниковой В.А.,
с участием истца К.А.Ю.,
представителя ответчика по доверенности С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.Ю. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л :
К.А.Ю. обратился в суд, с учетом уточнений, с требованием к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Шалинского городского округа Свердловской области, как страдающему тяжёлой формой хронического заболевания <данные изъяты>, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В обоснование требований указано, что он зарегистрирован вместе со своей мамой К.Н. в доме по адресу: <адрес> Общая площадь дома составляет 29,3 кв.м. Дом на основании договора купли-продажи принадлежит К.И., проживающей по адресу: <адрес>. В доме К.И. не проживает.
С ДД.ММ.ГГГГ он страдает заболеванием, <данные изъяты>
Поскольку данное заболевание на основании Приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 г. №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» входит в перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилья по договору социального найма вне очереди.
Другие жилые помещения на каком - либо праве у него отсутствуют, что
было также установлено в ходе проверки его заявления ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ в его адрес ответчиком было направлено уведомление (№). Согласно которому он был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставлен на учет малоимущих граждан. Номер очереди 222. Согласно постановлению администрации Шалинского городского округа Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № он принят на учет в качестве нуждающегося в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении муниципального жилищного фонда, признанного малоимущим. Считает указанное постановление ответчика незаконным и необоснованным и полагает, что для того, чтобы предоставить ему вне очереди жилье требуется установление только фактов наличия заболевания, при котором совместное проживание с лицом, страдающим таким заболеванием невозможно, отсутствие иных жилых помещений на каком-либо праве, а также проживание в одном жилом помещении нескольких лиц. В рамках проверки его заявления данные факты были установлены.
Ответчик не оспаривает тот факт, что он страдает указанным заболеванием, которое входит в перечень хронических заболеваний, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 987н от 29.11.2012 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Если разделить общую площадь дома, на количество лиц проживающих в нем и собственника, то на каждого приходится примерно по 9,8 кв.м., что ниже нормы жилплощади необходимой для проживания одного человека, тем более один из них страдает тяжелым заболеванием.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса
Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования,
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или
принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих
заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей.
Общего хозяйства между ним и К.Н. не ведется, что безусловно, является основанием для подтверждения проживания в доме нескольких семей.
В судебном заседании истец К.А.Ю. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям. Пояснил, что дом, в котором он имеет регистрацию по месту жительства, принадлежит его бывшей супруге К.И., прав на указанное жилое помещение у него не имеется. Ранее ему Администрацией Шалинского городского округа был предоставлен земельный участок под строительство, права на которые он передал другому лицу, так как его материальное положение не позволяло осуществить строительство дома, еще до того как состояние его здоровья значительно ухудшилось. Жилых помещений в его собственности не имеется.
Представитель ответчика администрации Шалинского городского округа Свердловской области С. возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что согласно предоставленных документов действия истца по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более нормы, его отказ от права пользования этим жильем и регистрация в другом жилье, где обеспеченность общей площадью составляет менее нормы, могут свидетельствовать как об ухудшении его жилищных условий, так и о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 11.12.2015, в силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Инвалиды и семьи, имеющие инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством в соответствие с ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов. Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющий детей - инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений части 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
К.А.Ю. признан малоимущим, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда в целях предоставления жилья по договору социального найма, составом семьи 1 человек, о чем Администрацией Шалинского городского округа принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12).
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В силу п. 3 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Медицинскими документами подтверждается, что К.А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена вторая группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ, поставлен диагноз по международной классификации - <данные изъяты>
Согласно справке Врачебной комиссии <адрес> К.А.Ю. нуждается в улучшении жилищных условий, так как страдает хронически заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 41).
Указанными медицинскими документами подтверждается право К.А.Ю. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, который входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
В № Перечня включено следующее заболевание: <данные изъяты>
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Как следует из материалов дела – К.А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, совместно с ним зарегистрирована его мать К.Н. (л.д.13, 37).
Из пояснений К.А.Ю. и материалов дела установлено, что он является бывшим членом семьи собственника указанного жилого помещения, - К.И., с которой ДД.ММ.ГГГГ по решению <адрес>, брак прекращен (л.д. 42).
Поскольку болезнь, которой страдает К.А.Ю. относится к группе хронических, и входит в соответствии с международной классификацией болезней в перечень соответствующих заболеваний, по мнению суда, он обладает правом состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, поскольку Перечень устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предоставление К.А.Ю. жилого помещения органами местного самоуправления не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока приобретения жилого помещения и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить последнему другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Исследованными доказательствами подтверждается, что местом жительства К.А.Ю. является <адрес>, на территории которого он преимущественно проживает.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся и в ч.1 ст.1, п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, последние предоставляются вне очереди.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Таким образом, предметом рассмотрения иска гражданина о предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма во внеочередном порядке является наличие у гражданина права на предоставление такого жилого помещение и установление органа, обязанного предоставить гражданину жилое помещение.
По этим основаниям к доводам представителя ответчика финансировании предоставления жилых помещений указанной категории граждан за счет субъектов Российской Федерации, суд отнесся критически.
При обеспечении жилищных прав К.А.Ю. площадь предоставления жилого помещения установлена ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» согласно которой - инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.
Постановлением главы Шалинского городского округа от 27.06.2014 № 584 установлена норма предоставления жилого помещения – 18 кв.м., следовательно, К.А.Ю. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 кв.м.
С учетом изложенного, исковые требования К.А.Ю. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах Шалинского городского округа <адрес>, как страдающему тяжёлой формой хронического заболевания (<данные изъяты> при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд счел подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░