Решение по делу № 33-2405/2024 от 05.08.2024

    СудьяА.В. Дружнев                                                                              №33-2405/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«11» сентября 2024года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

    председательствующего Н.Н. Демьяновой,

судей М.В. Дедюевой, А.В. Ивковой

при секретаре Е.Ю. Кравченко

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-127/2024 (УИД 44RS0001-01-2023-002287-54)по апелляционной жалобе администрации г. Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 24 июня 2024 года по иску ФИО22 к МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство», МУП г.Костромы «Костромагорводоканал», администрации г.Костромыо взыскании материального ущерба.

Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения представителя администрации г. Костромы - Т.Н. Беловой, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя МУП г. Костромы «Дорожное хозяйство» - А.С. Панковой, представителя МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» - Е.Ф. Черных и представителя Н.А. Шахбановой – Н.А. Андреевой, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Представитель Н.А. Шахбановой – Н.А. Сизова обратилась в суд с вышеназванным иском к МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство», указав, что 14 декабря 2022 года транспортное средство истца AUDI Q8 получило механические повреждения в результате съезда в неогороженный провал (яму) в районе дома № 5/121 по ул. Титова в г. Костроме.

Согласно заключению эксперта – техника ФИО23 рыночная стоимость восстановительного ремонта автомашины без учёта износа составляет 759 200 руб., данная сумма подлежит взысканию с ответчика, которым, исходя из осуществляемых полномочий, не было обеспечено надлежащее техническое состояние дорожного полотна.

К участию в деле привлечены в качестве соответчиков МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», администрация г. Костромы, в качества третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, Управление дорожной деятельности и транспортного обслуживания администрации г. Костромы.

В ходе судебного разбирательства с учётом заключения судебной экспертизы сторона истца уменьшила предъявленную к взысканию сумму ущерба до 296 307 руб., оставив определение надлежащего ответчика на усмотрение суда.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 24 июня 2024 года исковые требования Н.А. Шахбановой удовлетворены, в её пользу с администрации г. Костромы взыскан материальный ущерб в размере 296 307 руб., судебные расходы по оплате госпошлины в сумме6 163 руб.

В апелляционной жалобе администрация г. Костромы просит решение суда изменить в части определения надлежащего ответчика, считая, что причинённый истцу ущерб подлежит взысканию с МУП г. Костромы «Костромагорводоканал».

Так, МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» в соответствии с постановлением администрации г. Костромы от 26 февраля 2013 года № 328 имеет статус гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению на территории г. Костромы, в силу постановлений администрации г. Костромы от 26 мая 2010 года № 986, от 22 сентября 2010 года № 1863 на данное предприятие возложено обслуживание выявленных и выявляемых бесхозяйных сетей доих принятия в муниципальную собственность, что соотносится с уставными функциями предприятия, Правилами благоустройства территории города Костромы, утверждёнными решением Думы г. Костромы от 25 апреля 2013 года № 60.

Обращая внимание на примыкание дорожной выбоины к люку колодца, проведение МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» в ноябре 2022 года работ в районе улиц Титова и Советской в г. Костроме, считает, что именно МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» несёт ответственность перед истцом независимо от даты акта приёма-передачи в эксплуатацию бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, противоправность поведения администрации г. Костромы не установлена.

Также отмечает, что помимо МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» статус гарантирующей организации имеет ИП И.Е. Бельдин, который к участию в деле не привлекался.

В настоящем судебном заседании представитель администрации г. Костромы – Т.Н. Белова апелляционную жалобу поддержала.

Представитель МУП г. Костромы «Дорожное хозяйство» - А.С. Панкова, представитель МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» - Е.Ф. Черных и представитель Н.А. Шахбановой – Н.А. Андреева относительно удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Дело рассматривается в отсутствие Н.А. Шахбановой, представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, Управления дорожной деятельности и транспортного обслуживания администрации г. Костромы, которые о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, об его отложении не ходатайствовали.

Проверив законность и обоснованность решения суда первойинстанции по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

По делу видно, что 14 декабря 2022 года принадлежащее Н.А. Шахбановой транспортное средство AUDI Q8, управляемое водителем Р.Г. Шахбановым, получило механические повреждения в результате съезда в дорожный провал (яму) на дорожном покрытии проезжей части на ул. Титова в г. Костроме.

Согласно заключению судебной экспертизы имевшаяся на дорожном полотне выбоина не соответствовала требованиям национального стандарта Российской Федерации

ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», при заявленных обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия могли быть получены повреждения диска заднего правого колеса автомашины, непосредственно в действиях водителя несоответствия требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации не имеется. Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учёта износа на дату исследования экспертом определена в сумме 296 307 руб.

    Приведённые обстоятельства происшествия, отсутствие вины в действиях водителя Р.Г. Шахбанова, определённая экспертом рыночная стоимость устранения повреждений транспортного средства участниками процесса, исходя из уточнения стороной истца исковых требований по результатам судебной экспертизы, не оспаривались, спорным вопросом в ходе судебного разбирательства являлся вопрос о надлежащем ответчике.

    Принимая решение по делу, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 210, пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также вышеназванного ГОСТ Р 50597-2017, Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (МДК 3-02.2001, утверждённых приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 168), Правил благоустройства территории города Костромы, утверждённых решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года № 60, исходил из невозможности привлечения МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» к гражданско-правовой ответственности перед истцом ввиду отсутствия у названного учреждения обязанности по содержанию колодцев и ремонту дорожного покрытия в радиусе одного метра от внешнего края крышки люка (решётки) колодца.

    Указанный вывод суда участниками процесса также не оспаривается, доводы апелляционной жалобы администрации г. Костромы сводятся к ошибочному определению судом в качестве надлежащего ответчика орган местного самоуправления, а не МУП г.Костромы «Костромагорводоканал».

    Постановлением администрации г. Костромы от 26 мая 2010 года № 986 в редакции от 01 апреля 2015 года МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» определено в качестве специализированного муниципального предприятия по обслуживанию выявленных и выявляемых бесхозяйных сетей водопровода, бытовой канализации до принятия их в муниципальную собственность.

    Из дела видно, что на момент ДТП участок сети в районе места происшествия в муниципальной казне не значился, на балансе МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» тоже не находился, акт приёма-передачи бесхозяйной водопроводной сети датирован 03 октября 2023 года.

    Со ссылкой на данные обстоятельства, указав, что на дату происшествия бесхозяйная водопроводная сеть не была выявлена и передана по акту МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», суд посчитал, что названное предприятие не может быть признано надлежащим ответчиком по делу.

    Исходя из положений ранее приведённых федеральных законов, пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации суд указал, что администрация г. Костромы должна осуществлять учёт имущества, предназначенного для водоотведения, своевременно передавать его на баланс обслуживающим организациям. Поскольку в отношении спорного участка таких мероприятий органом местного самоуправления на дату причинения ущерба не проводилось, суд, усмотрев наличие причинно-следственной связи между ненадлежащим состоянием бесхозяйного объекта и причинением вреда, пришёл к выводу о взыскании причинённого ущерба с администрации г. Костромы.

    Основания для другого вывода судебная коллегия не находит.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, из дела усматривается противоправное бездействие органа местного самоуправления в вопросах своевременного выявления бесхозяйного объекта, расположенного в районе автомобильной дороги местного значения,

в целях его надлежащего содержания, указанное бездействие находится в причинно-следственной связи с причинением ущерба истцу, вся необходимая совокупность условий для привлечения данного ответчика к гражданско-правовой ответственности присутствует.

    Наделение МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» статусом гарантирующей организации, нормы федеральных и муниципальных актов, процитированных в апелляционной жалобе, не умаляют обязанность органа местного самоуправления по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Составление акта приёма-передачи спорного участка сети только 03 октября 2023 года не позволяет сделать безусловный вывод о признании надлежащим ответчиком муниципального унитарного предприятия, имевшие место ремонтные работы в ноябре 2022 года, факты обращений МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» в МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» на иное не указывают.

    Сама по себе ссылка суда в обоснование сделанных выводов на ГОСТ 3634-99, утративший силу с 01 июня 2000 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 24 декабря 2019 года № 1443-ст, к неверному разрешению спора не привела, в действующем ГОСТ 3634-2019 содержатся аналогичные положения, принятые судом во внимание (пункты 1.1, 5.1.10).

    Процессуальных нарушений, указанных в частях 3 и 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

    Необходимости в привлечении ИП И.Е. Бельдина к участию в деле не усматривается. Постановление администрации г. Костромы от 10 июля 2023 года № 1179 о наделении индивидуального предпринимателя наряду с МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» статусом гарантирующей организации на момент происшествия не действовало, постановлением администрации г. Костромы от 14 марта 2024 года № 422 признано утратившим силу.

    Таким образом, в целом спор судом разрешён верно, при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем судебное решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба администрации г. Костромы – отклонению.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 24 июня 2024 г.оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Костромы – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения в окончательной форме во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2024 г.

33-2405/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шахбанова Нигмет Алиризаевна
Ответчики
Администрация г. Костромы
МКУ г.Костромы Дорожное хозяйство
МУП г. Костромы Костромагорводоканал
Другие
Управление дорожной деятельности и транспортного обслуживания Администрации города Костромы
Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации г. Костромы
Сизова Наталья Андреевна
Андреева Наталия Андреевна
Суд
Костромской областной суд
Судья
Демьянова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
06.08.2024Передача дела судье
11.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2024Передано в экспедицию
11.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее