Дело № 2-6358/2024
УИД 59RS0007-01-2024-006333-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием истца Нурмухаметовой Е.Н.,
представителя ответчика Лаврушиной Ю.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Нурмухаметовой Е. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периода работы в специальный стаж, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Нурмухаметова Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ОСФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием специального трудового стажа, предусмотренного пп. 19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» (педагогическая деятельность). Решением ОСФР по Пермскому краю истцу было отказано в назначении страховой пенсии по страсти в связи с отсутствием специального стажа истцу. Считает, что решение нарушает ее право на государственное пенсионное обеспечение, поскольку ответчиком не приняты в стаж период ее работы в должности воспитателя детском комбинате№ ПО «Камкабель» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец не согласна с указанным решением, просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж истца период работы в <данные изъяты> № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 1 месяц 23 дня), назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Истец в судебном заседании на требованиях искового заявления настаивает. По поводу отложенного права на назначение пенсии пояснений дать не смогла.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзыве. Согласно указанному отзыву ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости по п. 19. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Спорный период работы в детском комбинате не включен в специальный стаж истца, так как такой вид дошкольного учреждения не предусмотрен соответствующими списками. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в специальный стаж истца на основании уточняющей справки работодателя. Кроме того, даже с учетом включения спорного периода в специальный стаж истца, у нее не возникает право на досрочное назначение пенсии в связи с тем, что с учетом данных периодов специальный стаж выработан ею не ДД.ММ.ГГГГ, что дает ей право на назначение пенсии через <данные изъяты> месяцев.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Нурмухаметова Е.Н. (копия паспорта на л.д. 6, 58) обратилась в ОСФР по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (л.д.47-51).
Решением ОСФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 7-8, 37-39).
Согласно указанному решению, данным о стаже по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца рассчитан и признан ответчиком продолжительностью <данные изъяты> (л.д.41).
При определении ответчиком продолжительности специального стажа ответчиком не учтен, в том числе, период работы в должности <данные изъяты> № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> № <данные изъяты>») включен в специальный стаж истца.
Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Рассматривая требования истца о включении в ее специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд признает незаконным отказ ответчика во включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истца в силу следующего.
Как следует из трудовой книжки истца (л.д. 9-14, 52-61) ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволена по ст. 29. П. 5 КЗОТ переводом в <данные изъяты>
Справкой №-л от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, выданной истцу ОАО «Камкабель», истец работала в структурных подразделениях общества детский комбинат № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, детский сад № - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> постоянно полный рабочий день, занятость связана с воспитательным процессом. Код льготы ЗП 80ПД проставлен в справке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62-63).
В пункте 4 раздела «Наименование учреждений и организаций» Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады.
В пункте 2 примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, содержал наименование учреждений «все типы детских дошкольных учреждений».
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21.05.1959 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», действовавшего до 03.02.2020, было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
Разделом 924003 «Дошкольное воспитание» Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», утвержденного 01.01.1976 Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 01.01.2003 (утратил силу в соответствии с постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки. Главной деятельностью детских комбинатов являлось воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
То есть, в спорный период работы истца в детском комбинате № 299 ПО «Камкабель» в должности воспитателя действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Таким образом, тот факт, что детские комбинаты прямо не предусмотрены Списком профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не является основанием для исключения периода работы в детском комбинате из специального педагогического стажа работника. Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определялся в зависимости от вида деятельности в учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Суд считает, что наименование учреждения, в котором работала истец, в соответствии с ранее действующим законодательством не имело юридического значения, поскольку необходимо было лишь обязательное условие, чтобы деятельность этих учреждений была связана с обучением и воспитанием детей.
Так как согласно ст.83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 не относилось к компетенции Правительства РФ утверждение перечня учреждений, работа в которых засчитывалась в педагогический стаж, а лишь был отнесен вопрос об утверждении «списка соответствующих работ (профессий и должностей)», в то же время положениями ст.80 названного Закона РФ предусмотрено, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Тем самым законодатель не предусматривал каких-либо ограничений в зависимости от занимаемой должности и трудовой деятельности в каком-либо учреждении, а лишь необходимо было, чтобы это учреждение осуществляло педагогическую деятельность с детьми.
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства применительно к вышеуказанным нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Нурмухаметова Е.Н., работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> (вне зависимости от наименования детского учреждения), осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, следовательно, данный периоды ее работы подлежит включению в специальный стаж.
Решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа Нурмухаметовой Е. Н. указанного выше периода работы подлежит признать незаконным.
Требование истца о включении в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит, так как специальный стаж истца исчислен с учетом данного периода, право истца в данной части не нарушено.
Истец просит назначить досрочную пенсию, суд при рассмотрении указанного требования приходит к следующему.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила №н).
В силу пункта 19 Правил №н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Закона № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста или наступления права на назначения пенсии.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
С ДД.ММ.ГГГГ досрочная пенсия педагогическим работникам может быть назначена не ранее чем через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году - 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев, то есть право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью указанной категории граждан считается отложенным.
Как было указано выше, специальный стаж истца первоначально был рассчитан и признан ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты>
С учетом включенного судом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца подлежит увеличению на <данные изъяты>, что означает, что специальный стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> (составляет менее 25 лет), что не дает истцу право на назначение пенсии на момент рассмотрения дела, так как стаж 25 лет педагогической деятельности выработан истцом не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, отложенное право на пенсию возникнет у истца по истечении не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В связи с этим, требование истца в части возложения на ОСФР по Пермскому краю назначить досрочную пенсию по старости не подлежит удовлетворению.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме 300,00 рублей как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 7), исковые требования удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нурмухаметовой Е. Н., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в специальный стаж Нурмухаметовой Е. Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа Нурмухаметовой Е. Н. указанного выше периода работы.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Нурмухаметовой Е. Н. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.П. Берсенёва
Мотивированное решение составлено 20 сентября 2024 года.